Папки-передвижки

Использование современных технологий при формировании и совершенствовании активного словаря дошкольников с ТНР

Алена Цыганкова
Использование современных технологий при формировании и совершенствовании активного словаря дошкольников с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Организация обучения детей с тяжелым нарушениями речи требует особого подхода, которая предусматривает постоянную поддержку детей на занятиях и их интереса к изучаемому материалу. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой.

Перед нами стояли следующие задачи:

- Обогащение глагольного словаря;

- Обогащение предметного словаря,

- Обогащение словаря признаков;

- Формирование словаря синонимов;

Публикация «Использование современных технологий при формировании и совершенствовании активного словаря дошкольников с ТНР» размещена в разделах

- Формирование словаря антонимов;

- Формирование словаря омонимов;

- Образование родственных слов и др.

Реализация задач коррекционно-педагогической работы по обогащению словаря у детей с ТНР осуществлялась на основе подобранных нами компьютерных игр и презентаций, которые предотвращали утомление детей, поддерживали у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Для формирования и совершенствования глагольного словаря использовали игру «Что умеет делать кошка?». Для закрепления глаголов предлагалось выполнить задание «Повтори новые слова».

В игре закреплялись глаголы: мяукает, мурлычет, урчит, шипит, вопит…

Для обогащения словаря прилагательных нам помогла игра «Кошка – невидимка». Цель: закрепление частей тела животного и образование притяжательных прилагательных. А также развитие чутья к языку, поддержание интереса ребенка к занятию через рифмованные стихи и анимацию.

Работу по обогащению предметного словаря покажем на примере игры «Назови части предмета». Каждому ребенку задавался вопрос: «Из каких частей состоит, например, кошка?» На слайде выделялась эта часть предмета или на эту часть тела садилась бабочка. При правильном ответе производился соответствующий звуковой сигнал.

Предметный словарь развивали с помощью игры «Живые и неживые предметы». Дети называли предметные картинки, подбирали к ним правильный вопрос: «Это кто?» Или «Это что?» С помощью приема анимации картинки перемещались, объединяясь в две группы: «Живые предметы» и «Неживые предметы».

Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами сыграли упражнения с родственными словами. Игры и упражнения по подбору родственных слов представлены «семьями», широко употребляемыми в активной лексике детей : Осень, Сад, Дождь, Ветер, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Лёд, Весна, Цветок.

В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родственными словами перед детьми раскрывались богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усвоили значительное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов.

Упражнение: Ребусы

Ребус развивает логическое образное мышление, учит детей нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память.

Задание:

Составить слово по первым звукам названий картинок.

Прочитать слово, расположив буквы по - порядку. (Дождь)

Вставить слово «Дождь» (картинка) в следующий ребус. Прочитать слово.

Догадайтесь, какое слово «спряталось»? (Задождить)

В словарной работе использовались такие методы, как подбор синонимов и антонимов в целях уточнения и понимания значения слов.

Игра «Скажи по-другому»

Цель: подобрать близкое по значению слово к слову машина.

Гляди, поехала машина.

Из под колес – фонтаном пыль.

Машину можно звать МАШИНА,

А можно звать (АВТОМОБИЛЬ).

При подборе синонимов задавали вопросы: «Можно ли так сказать? Как сказать лучше? Кто скажет по-другому?».

Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал. Так предлагались картинки на слайде с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п. Упражнения с отдельным словом способствовали уточнению его значения, систематизировали те знания, представления, которые есть у детей. В формировании умения подбирать синонимы и антонимы очень эффективны специальные речевые ситуации, когда дети ставятся в условия, требующие точного словесного обозначения.

Например, давалась следующая ситуация: «Если часто идёт дождь, небо затянулось тучами, дует холодный ветер, то какими словами можно сказать про осень, какая она?» (Пасмурная, дождливая, холодная.) Затем даё тся противоположная ситуация: «Если осенью голубое небо, светит солнце, ещё тепло, на деревьях ещё не опавшие листья, то, как можно сказать про осень, какая она?» (Солнечная, тёплая, золотая, ясная.). Для этой цели можно использовать метод синквейна. Слова – антонимы подбирались к существительным, глаголам, прилагательным, наречиям.

Детям иногда трудно бывает понять, почему слова звучат одинаково, а обозначают разные предметы. Поэтому, мы знакомили детей с многозначными словами, или мы их называли "слова-близнецы". Мы использовали презентации с упражнениями. Например, взяли слово «бежит». Задаем детям вопрос: «Что может бежать?». Ответы детей с опорой на картинки: река, человек, время, молоко… На следующем этапе работы составляли словосочетания с данным словом, используя его переносное значение.

Много игр и игровых упражнений с родственными словами было проведено в рамках познавательного проекта «В зимней стране родственных слов».

Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка – дошкольника; помогает привлечь родителей к сотрудничеству с логопедом; активизировать творческий потенциал родителей.

В рамках проекта с детьми использовались разные игровые упражнения, в применении которых учитывались определенные правила.

Упражнение: Ребус

Задание:

Составить слово по первым звукам названий картинок.

Прочитать слово, расположив буквы по - порядку. (Зима)

Упражнение: «Доскажи словечко»

Цель: Формировать умение подбирать слова, подходящие по смыслу к заданному слову снег.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…снег.

С неба все скользят пушинки - серебристые … снежинки.

На посёлки, на лужок тихо падает … снежок.

Вот веселье для ребят – всё сильнее … снегопад.

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …снежки.

Словно в белый пуховик нарядился … снеговик.

Упражнение: «Четвёртый лишний»

Цель: формировать умение сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «Лишнее».

Также на занятиях использовали элементы логоритмики в упражнении «Какое слово длиннее» (разделить слова на слоги, например: мо-роз – за-мо-роз-ки, отбить ритмический рисунок: мо-роз - мо-ро-жен-ка, мо-роз – за-морозки, мо-роз – мо-ро-зиль-ник, мо-роз – мо-ро-жен-щи-ца…

В рамках проекта провели открытое занятие для родителей «В зимней стране родственных слов». В результате полученных знаний и умений на занятии, нами совместно с родителями и детьми были изготовлены лэпбуки со словами «Снег», «Зима», «Мороз». Представленный в них разнообразный материал помог закрепить и расширить словарный запас у детей не только на логопедических занятиях, но и в группах под руководством воспитателей.

Длительное, подробное изучение темы в ходе проекта позволило детям накопить словарный запас, достаточный для составления небольших творческих рассказов с использованием слов одной группы «родственников». В результате, мы с детьми решили создать сборник рассказов «Зимние истории».

Таким образом, используемые нами современные технологии способствовали поддержанию интереса к занятиям, повышению уровня развития активного словаря у детей с ТНР. Дети начинали увереннее пользоваться речью, меньше допускали ошибок. Необходимо продолжать работу в этом направлении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

«Взаимодействие с семьей для формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие формирования потребности в физическом совершенствовании дошкольников» Цель проекта: Формирование.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Использование здоровьесберегающих технологий в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возрастав условиях ДОУ Внедрение в образовательный процесс ФГОС требует тщательного анализа педагогической деятельности. Одной из приоритетных задач, которые предписывает.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных технологий при формировании и совершенствовании активного словаря дошкольников с ТНР
Опубликовано: 24 марта 2020 в 12:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных технологий при формировании и совершенствовании активного словаря дошкольников с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Алена Цыганкова (УИ 428938) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД