Получи документы

Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста

Галина Кузьмина
Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) указано на необходимость проведения работы по социокультурному развитию детей. Так в этом документе поставлены задачи по приобщению воспитанников к социокультурным нормам, семейным, социальным и государственным традициям, по развитию системы представлений о культурных ценностях общества.

Публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Характеризуя социокультурное развитие, Т. Г. Ханова, Н. Н. Филатова и М. А. Гамова указывают на то, что оно представляет собой процесс введения детей в культурное пространство окружающей действительности, формирования у них системы социальных ценностей, правил и норм, представление о семейных и государственных традициях.

Процесс социокультурного развития старших дошкольников, по мнению Л. М. Захаровой и Ю. В. Пурскаловой, заключается в формировании доступных знаний о различных видах социальной культуры (нравственной, народной, гендерной, правовой и пр., интереса к социальному общению, навыка использования знаний в ходе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в творческой и игровой деятельности.

В социокультурном развитии старших дошкольников особое место занимает игровая деятельность. В процессе сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных, дидактических игр дети приобретают умения практического использования социальных и культурных норм в различных ситуациях.

Организуя работу со старшими дошкольниками по социокультурному развитию, в нашем детском саду широко применяются сюжетно-ролевые игры. Выбор этих игр в качестве ведущих обусловлен тем, что они позволяют моделировать различные ситуации, которые реально могут возникать в повседневной жизни, и требуют воспроизведения социокультурных образцов поведения на основе усвоенных знаний.

Опишем более подробно применение сюжетно-ролевой игры в социокультурном развитии старших дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» ориентирована на решение следующих задач:

- закрепить социокультурные представления о семье, об обязанностях каждого члена семьи (родители, дети);

- развить способности руководствоваться социокультурными нормами в семейном общении;

- формировать творческие способности к отображению семейного общения и быта;

- развить навыки продуктивного игрового взаимодействия;

- воспитывать понимание ценности семьи, уважительного отношения к членам семьи и их труду.

Перед проведение данной игры проводится беседа с детьми, направленная на уточнение и углубление представлений о семье, о семейных традициях. Потом старшим дошкольникам предлагается обыграть различные ситуации: подготовка к празднику, встреча гостей, семейная поездка и т. д. При этом важно в совместном обсуждении с детьми определить, сколько семей будет в игре, сколько в них будет членов семьи, а затем распределили роли. В одном из вариантов мы вместе с дошкольниками определили, что в игре будет две семьи, в которых будут родители (мама и папа, по двое детей, бабушка и дедушка. Для развития сюжета договорились о том, что сюжет игры будет отражать ужин в семье.

В процессе игры дети воплощали характерные особенности поведения членов семьи: мама – ласковая, добрая; папа – строгий, ответственный и пр. При разворачивании игрового сюжета детей стимулировали к проявлению заботы и бережного отношения всем членам семьи.

В конце игры были подведены ее итоги. Выясняли, что понравилось больше всего, что хотелось бы изменить или добавить, оценивали игровую деятельность каждого участника игры, отмечая умение отразить образы членов семьи и проявить личностные качества (доброту, открытость, целеустремленность, аккуратность и пр.).

Необходимо отметить, что для организации социокультурного развития старших дошкольников с сюжетно-ролевых игр следует организовывать развивающее пространство. Так для проведения игр по семейной тематике организуется уголок «Наша дружная семья». В нем представлены аппликации с генеалогическими древами семей, выставка фотографий, отражающих быт семей воспитанников. Игровые зоны в групповом помещении обогащаются игрушками и оборудованием, которое дети используют непосредственно в игровом процессе.

Наблюдения за старшими дошкольниками в процессе сюжетно-ролевых игр социокультурной тематики показывают, что у детей углубляются представления о социокультурных нормах и ценностях, развиваются умения руководствоваться ими в различных ситуациях.

Публикации по теме:

Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игрРазвивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно-ролевых игр Содержание Актуальность Методологическая основа Принципы отбора и структурирования содержания Цели и задачи Содержание методического комплекта.

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольникаЗначение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольника СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей cреднего и старшего дошкольного возраста. Cовременному обществу необходимы люди, умеющие.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Картотека сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста. Часть 3 «Мама кормит дочку» Методика проведения. Диалог между мамой и дочкой (воспитатель и кукла или воспитатель и ребенок). Мама. Дочка, пора.

Картотека сюжетно — ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Детский сад» Задачи: расширить и закрепить представления детей.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2024 в 19:19
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сюжетно-ролевых игр в социокультурном развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кузьмина (УИ 1085585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД