МААМ-картинки

Использование сюжетных игрушек при формировании умений самообслуживания у детей раннего возраста

Людмила Буйко
Использование сюжетных игрушек при формировании умений самообслуживания у детей раннего возраста

Буйко Л. Н.,

воспитатель ЧДОУ «Детский сад №75 ОАО «РЖД», г. Орел

Ранний детский возраст (второй, третий год жизни, по признанию специалистов всего мира, - уникальный период в жизни человека. Именно в период раннего детства ребёнок начинает овладевать чисто человеческим видением мира, типом поведения, видами деятельности. Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования.

Публикация «Использование сюжетных игрушек при формировании умений самообслуживания у детей раннего возраста» размещена в разделах

Благодаря ранней социализации, то есть благодаря взаимодействию с социальным окружением, ребёнок интенсивно овладевает самостоятельностью, при этом рациональная педагогика играет важную роль в обеспечении фундамента общего развития.

Большинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в процессе образовательной деятельности используют примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) [3], которая является основой для многих образовательных программ, самостоятельно разрабатываемых детскими садами. Она является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ.

В данной программе особое внимание уделяется обучению детей навыкам самообслуживания. Это является не только одной из основных задач воспитания, но и целевым ориентиром образовательной деятельности в целом.

Организация в ДОУ образовательного процесса с детьми раннего возраста (от 1 года до 3-х лет) обуславливается характером социальной ситуации развития, то есть становлением предметной деятельности, которая осуществляется совместно с взрослым. Поэтому одно из важнейших направлений работы с детьми этого возраста состоит в научении их разнообразным предметным действиям, в том числе нормативным: есть с помощью ложки, правильно пользоваться чашкой, застёгивать пуговицы и т. д. Другими словами, задача раннего возраста - сформировать навык самообслуживания - очень важный навык для полноценного развития ребёнка.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Данной проблемой занимались: П. П. Блонский [4], Л. С. Выготский [1], Н. К. Крупская, Г. И. Песталоцци, В. А Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Д. Б. Эльконин.

Для ребёнка раннего возраста самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков и умений :

• приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

• раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки;

• или юбку, шапку, варежки);

• гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым; платком и салфеткой);

• опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки и умения формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей.

К ним относятся:

• общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам);

• мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры);

• зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

• мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения;

• уметь имитировать, т. е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания.

Итак, для успешного формирования умений самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях. Чтобы ребенку было легче осваивать и формировать умения самообслуживания, малыша необходимо заинтересовать. В этом можно успешно использовать сюжетные игрушки.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша.

Предложите ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно, затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную, потом с помощью пинцета. Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку). Нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки). Переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство). Пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застё жек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках, «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками, «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным умениям самообслуживания следует начинать с показа на любимых сюжетных игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше. В процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие. Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или, что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Помните, что скорость формирования навыков и умений самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, солёного теста или пластилина, поделки из природного материала, а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! и др.

В период формирования навыков самообслуживания у ребенка родителям нужно помнить, что умения и навыки самообслуживания формируются постепенно, но при постоянной и систематической работе в этом направлении. Не нужно пытаться опередить природу, и не нужно ориентироваться на других детей. Каждый ребенок развивается индивидуально, нужно только ему помогать и поддерживать его. Кроме того, следует отметить, что работа по формированию элементарных навыков самообслуживания должна вестись в тандеме детского сада и семьи, это основной залог успеха формирования у ребенка навыков самообслуживания.

Список литературы:

1. Детская психология / Выготский, Л. С. – М. : ВЛАДОС, 2007.

2. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания / Стребелева Е. А. - М. :НИЦ ИНФРА-М, 2006

3. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

4. Психология младшего школьника / Блонский, П. П. – М. -Воронеж, МОДЭК 2006.

5. Система формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие / Вергелес Г. И. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 174 с.

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Игры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возрастаИгры с куклами. Сценарии сюжетных игр-ситуаций для детей раннего возраста Основной задачей педагога, работающего с детьми раннего возраста, является формирование у детей игровых умений, способствующих становлению.

Использование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной средеИспользование крылатых фраз в формировании у детей положительных привычек в дорожной среде Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Игровые образовательные ситуации, прогулки,.

Использование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗИспользование нетрадиционных методов рисования в формировании длительного целенаправленного выдоха у детей с ОВЗ Приступая к работе по развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать у него сильный плавный ротовой выдох. При.

Использование видеоресурсов в формировании толерантности у детей дошкольного возраста Всем давно уже известна истина, корни любого поведения человека необходимо искать в детстве. В период детства, как считал Л. С. Выготский,.

Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста (продолжение)Изготовление игрушек для театральных игр детей раннего возраста (продолжение) Театр цилиндров, стаканчиковИзготовить такой театр очень просто. Для этого берут пластмассовые, пластиковые емкости одинакового размера.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сюжетных игрушек при формировании умений самообслуживания у детей раннего возраста
Опубликовано: 19 февраля 2021 в 21:30
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД