МААМ-картинки

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников

Валентина Ерохина
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников

Использование технологии «СИНКВЕЙН»

в речевом развитии детей дошкольного возраста

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в использова-нии синквейнов в работе с детьми, их составлению, распространение иннова-ционной педагогической технологии.

Задачи:

Публикация «Использование технологии „синквейн“ в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Познакомить педагогов с технологией синквейн, его применением в практике.

Активизировать самостоятельную работу педагогов,поделиться возможностью перенять элементы педагогического опыта для улучшения собственного. Вызвать положительные эмоции от совместного общения.

Актуальность метода «СИНКВЕЙН».

Проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста, в наше время заметна и ярко выражена.

Дети испытывают трудности в разговорной, устной, связной речи. Для них характерны ошибки в словоизменении и словообразовании, ошибки в употреблении предложных конструкций.

Хорошая, правильно поставленная речь-одно из важнейших условий всестороннего полноценного развития ребенка, она является важным условием успешного обучения в школе. Ведь чем разнообразнее и богаче словарь, тем насыщеннее общение со сверстниками и взрослыми, легче выражать свои мысли.

Традиционная методика обучения развитию речи рекомендует использовать приём «образец рассказа педагога», где ребенок воспроизводит то, что услышал, ему не приходится особо размышлять, фантазировать, использовать какие-то свои выразительные средства. В результате ребенку становится скучно и неинтересно, он мыслит шаблонно, творческое рассказывание ему практически не доступно.

Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя поиска инновационных ме-тодов, технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Одним из эффективных и интересных методов, которых помогают акти-визировать познавательную деятельность, и способствует, развитию речи является использование инновационной технологии «Синквейн».

Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк», которые пишутся по определенным правилам.

Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже. В педагогических и образовательных целях, как результативный метод развития речи, интеллектуальных и аналитических способностей, синквейн используется во многих странах мира, с конца 90-х годов и в России.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко сочетаться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются усло-вия для развития личности, способной творчески мыслить, воображать, фантазировать, думать, исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, высказывать своё мнение, предположение.

Задачи «Синквейна» :

• пополнять знания детей по лексическим темам;

• обогащать пассивный и активный словарный запас;

• совершенствовать навык использования в речи синонимов, антонимов;

развивать ассоциативное мышление и образную память;

• совершенствовать умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Эффективность и целесообразность метода заключается в следующем:

1. Простота.

Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой дея-тельности. При его составлении открываются новые творческие, речевые воз-можности, и каждый ребёнок может реализовать их.

2. Синквейн является игровым приёмом.

3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.

4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия:

- развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление;

- закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении;

- совершенствует навык использования в речи синонимов и антонимов;

- стимулирует развитие творческого потенциала.

5. Может использоваться для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Существуют различные виды синквейна :

обратный,

зеркальный,

синквейн-бабочка,

корона синквейнов,

гирлянда синквейнов,

дидактический.

Все они имеют разную степень сложности и правила составления.

Мы будем говорить о дидактическом синквейне.

Подготовка составления синквейнов с дошкольниками проходит в не-сколько этапов. При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по алгоритму создают свои нерифмованные стихотворения.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно :

I этап – подготовительный

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Формы образовательной деятельности дошкольников для обогащения и активизации словаря по словам предметам, признакам и действиям:

- словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие).

- дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и другие.

- игры малой подвижности («Что мы делаем – не скажем», «Живые сло-ва» и другие).

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями : «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение графического изображения в виде ёлочки.

II этап – основной

Цель этапа: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

«Чужое слово». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий – четвертую, четвертый – пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап – практический

Цель этапа: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Данный метод используется :

на занятиях по развитию связной речи, для закрепления изученной лексической темы;

на занятиях используя слова из синквейна, придумать рассказ;

в работе в тетрадях по развитию речи.

Принципы:

Принцип системности и последовательности предполагает воздей-ствие на все компоненты речевой функциональной системы.

Принцип взаимосвязи задач позволяет решать несколько задач одновременно.

Дидактический принцип – наглядность, доступность, сознатель-ность, индивидуальный подход.

Принцип поэтапного преодоления трудностей.

Принцип здоровьесбережения.

Результативность данной работы:

• Дети владеют практическими навыками составления синквейна.

• Становится более легким процесс усвоения понятий и их содержания.

• Расширяется и активизируется словарный запас.

• Закрепляются знания о вопросах частей речи и их обозначениях, о предложении.

• Совершенствовался навык использования в речи синонимов; предлогов.

• Дети пытаются выражать свои мысли, подбирать нужные слова.

• Вырабатывается постепенно способность к анализу.

• Лучше развивается фразовая речь.

Достоинством данного метода можно считать его интегративность, ис-пользование в разных видах совместной деятельности с детьми.

Из всего сказанного можно сделать вывод.

Вывод:

Метод синквейн, применяемый в работе по развитию речи у детей, без-условно, способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.

Литература:

1. В. М. Акименко, Ростов-на-Дону, Феникс 2008 г. «Новые логопедиче-ские технологии».

2. Н. Д. Душка, 2005 г. журнал «Логопед»№5.

3. Ю. И. Павлова, 2016 г. журнал «Молодой ученый».

Публикации по теме:

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Консультация для родителей «Роль потешек в речевом развитии младших дошкольников» Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Применение технологии геймификации в речевом развитии дошкольниковПрименение технологии геймификации в речевом развитии дошкольников Геймификация - процесс использования игровых элементов в любом неигровом пространстве, для достижения реальных целей. Давайте разберемся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 5 марта 2023 в 11:20
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД