Получи документы

Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Светлана Тихомирова
Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями

Первоочередной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является задача их социальной адаптации.

Особое место среди этих детей занимают дети с психофизиологическими нарушениями, нарушениями эмоционально-волевой сферы и задержка психического развития. Важно своевременно оказать психологическую помощь таким «особым» детям в формировании эмоционально – волевой сферы и повышении их адаптивных возможностей.

Публикация «Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями» размещена в разделах

Специалисты реабилитационных центров, где проходят комплексную реабилитацию дети с ОВЗ, постоянно находятся в поиске форм, приемов и методов, которые позволят сделать процесс социальной адаптации таких детей более эффективным.

В последнее время возрастает приоритетность применение арт-терапевтических методов, суть которых заключается в том, что дети через различные виды творческой деятельности, используя различные материалы (краски, цветные карандаши, воздушный пластилин, тесто для лепки, играя полбчают возможность выплеснуть отрицательные эмоции, выразить себя.

Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической коррекции. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. [3].

Играя, рисуя, ребенок дает выход своим переживаниям и чувствам, мечтам и желаниям, выстраивает свои отношения с окружающим миром. Творчество есть прекрасное условие для самореализации, саморазвития, адекватной самооценки, уверенности в собственных силах ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. [5].

В целях внедрения арт-терапевтических приемов, в коррекционные занятия с детьми с психофизиологическими нарушениями, нарушением эмоционально - волевой сферы и задержкой психического развития, а нашем реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями разработана программа «Изумрудный город».

Целью программы является формирование и коррекция эмоционально-волевой сферы детей данной целевой группы посредством использования элементов арт-терапии (изо-терапия, мультимедийной терапии).

Первостепенными задачами программы выступает :

- выявление уровня эмоционального развития детей;

- организация и проведение коррекционно-развивающих мероприятий с использованием элементов арт-терапии, направленных на: ознакомление с основными эмоциями человека, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уровня самостоятельности, способности к самовыражению;

- активизировать способности ребенка, настроить его на преодоление

жизненных трудностей.

В ходе проведений групповых сессий применялись различные методы и приемы:

- развивающие игры;

- чтение и анализ художественных произведений;

- свободное и тематическое рисование (пальчиками и ладошками);

- анализ рисунков;

- комментирование и импровизации по содержанию рисунков;

- слушание музыкальных произведений.

Программой предусматривается не только занятия детей с педагогом- психологом, но и с воспитателями групп для закрепления полученных знаний и умений в свободной деятельности.

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями одно из важнейших условий реализации программы «Изумрудный город». Педагог-психолог проводит мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности воспитателей. В процессе консультирования воспитателей он:

- знакомит воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области психоэмоционального состояния детей;

- дает психологическое обоснование дидактических принципов коррекции эмоционально-волевой сферы;

- обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной и игровой среде;

- обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе реабилитации;

- оказывает психолого-педагогическую помощь в закреплении пройденного материала в других видах деятельности.

Обобщая опыт реализации программы «Изумрудный город» за 2 года, отмечается, что дети лучше стали дифференцировать эмоции, заметно повысился эмоциональный фон, они успешней усваивают навыки управления собственными эмоциональными реакциями. Использование средств арт-терапии повышает эффективность психолого-коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Технологии портфолио в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Этапы проекта: I. Подготовительный II. Деятельный III.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровьяВ последнее десятилетие в специальной педагогике.

Использование элементов кинезиологии в логопедической работе с детьми с ОВЗ «Едва ли 10% людей на земле сбалансировано используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и.

Картотека игр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Для детей с нарушениями слуха «Собери картинку» Цель. Формировать у детей с нарушением слуха представление о предмете в целом. Учить называть.

Консультация для педагогов «Использование песочной терапии в работе с детьми с ОВЗ» Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по песочной терапии. Мой опыт называется «Песочная сказка». Почему именно этот.

Метод акватерапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями С водой ребенок знакомится очень рано. Большинство новорожденных детей с удовольствием принимают ванны, шлепая ручками и бултыхая ножками.

Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Проект «Развитие эмоционально-личностной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии» Актуальность Нельзя.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством арт-терапии В последнее десятилетие в специальной педагогике и психологии ведется активный поиск путей создания новых направлений, технологий, методик,.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование элементов арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями
Опубликовано: 17 июня 2019 в 16:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД