Получи документы

Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей

Наталья Чиликова
Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ

КУКЛАТЕРАПИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

Куклатерапия - это

метод психологической помощи детям, заключающийся в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами

И. Я. Медведевой и Т. Л. Шишовой.

Публикация «Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей» размещена в разделах

Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать. Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки.

На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов.

А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что весьма серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.

Актуальность

Адаптация ребенка раннего возраста к новым условиям является нелегким процессом.

Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку, новый режим. В этот период очень важен процесс адаптации, когда у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. В это время ребенку необходим эмоциональный комфорт. Возникает вопрос «как его создать»?

Для облегчения процесса адаптации в своей работе мы стали использовать элементы куклотерапии - одного из методов арттерапии (терапии искусством). Ее возможность велика. Куклы и любимые сказочные герои помогают ребенку окунуться в эмоционально-комфортную для него среду, и адаптация проходит значительно легче.

Цель куклатерапии

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей в период адаптации;

-помочь ликвидировать болезненные переживания ребенка;

- создание комфортных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса;

Задачи

- создание благоприятных условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения посредством куклотерапии;

- развития внимания, восприятия, воображения, речи;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения;

- воспитание доброжелательных отношений в общении между сверстниками и взрослыми;

- повышение педагогической культуры воспитателей, пополнение их знаний по куклатерапии

Ожидаемые результаты

- успешное прохождение детьми периода адаптации;

- повышение компетентности и грамотности воспитателей в воспитании и обучении детей раннего возраста;

Кукла одна из самых древних игрушек. Ее роль в жизни малыша совершенно особая: это и безотказный партнер по играм, и воплощение идеального друга, который все понимает и не помнит зла. А еще – это уникальная «актриса», которая с легкостью вживается абсолютно в любой образ. Отношение к кукле у ребенка очень эмоциональное. Ребенок в игре с куклой может передать все, что накопилось, даже не задумываясь.

Куклатерапия строится на основе использования любимого персонажа или игрушки ребенка, которая стимулирует игровую, коммуникативную, эмоциональную и речевую активность ребенка. Игрушка помогает сделать действия детей ярче, радостнее.

Кукла – предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов.

В куклотерапии используются такие варианты кукол:

- пальчиковые куклы;

- марионетки;

- теневые куклы;

- веревочные куклы;

- плоскостные куклы;

- перчаточные куклы.

Пальчиковые куклы

Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка. Эти куклы вызывают положительные эмоции и постепенно ослабляют нервное напряжение у детей.

Куклы-марионетки

Марионетка – это кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица

(что позволяет ребенку моделировать различные эмоции,а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать - в каком настроении находится герой куклы.

Теневые куклы

Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения.

В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы

Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Веревочные куклы могут использоваться в пении песен на музыкальных занятиях, когда дети стесняются петь сами. Когда у ребенка на руках кукла, да еще величиной в его рост, то поет уже не он, а именно кукла, да и танцует тоже она.

Плоскостные куклы

Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или

тонкой фанеры. Как правило, руки

куклы крепятся на шарнирах или на кнопках

и являются свободно двигающимися.

Такого рода куклы используются для работы

с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный

набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы

Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах.

Эти куклы могут двигаться, жестикулировать и проявлять эмоции, могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

Куклатерапия может применяться в различных формах: как в групповой так и в индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран по темам учебных программ.

Публикации по теме:

Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ «Использование элементов логопедической ритмики в работе с детьми с ОВЗ» Составила: учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» Синдицкая.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Конспект занятия «Использование социально-ориентированных игр в период адаптации детей к детскому саду» (первая младшая) Оксана Шелкопляс КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ»(первая младшая.

Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток»Консультация для родителей «Использование светоотражающих элементов на одежде детей и взрослых в тёмное время суток» Пешеходы являются самыми незащищёнными участниками движения, особенно в осенне - зимний период, когда утренние и вечерние часы сумрачны.

Консультация для воспитателей «Использование элементов зимних спортивных игр на прогулке в самостоятельной деятельности детей» Большую роль в физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения.

Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников»Мастер-класс «Использование куклотерапии в социально-эмоциональном развитии дошкольников» Игра для ребенка дошкольного возраста очень важна. Особое значение для развития детей имеют куклы, выступающие символом детства, детской.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет)Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование элементов куклотерапии в процессе адаптации детей
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 16:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД