Марина Кульбакова
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
• Высокий уровень заболеваемости детей.
• Эффективность музыкального воздействия на физиологию ребенка.
• Повышение уровня профессиональной компетенции музыкального руководителя в условиях педагогики оздоровления.
В связи с этим целью данного опыта работы является:
оптимизация системы музыкально- оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка», что обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
Опираясь на современные программы и методики по музыкальному образованию и оздоровлению детей, формулируем следующие задачи:
• Оптимизировать развитие основных структурных компонентов музыкальности детей, посредством внедрения здоровьесберегающих технологий :
• обеспечение комфорта детей в различных формах организации НОД и совместной деятельности.
• развитие сенсорных и моторных функций,
• профилактика заболеваний органов дыхания, простудных заболеваний,
• формирование потребности в двигательной активности,
• приобретение навыка правильного дыхания,
• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве)
• развитие эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
• формирование гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).
Оздоровление детей в последнее время становиться приоритетным направлением в работе дошкольных учреждений. Музыка, по словам В. М. Бехтерева, целитель здоровья, как музыкальный руководитель, я использую её великую силу для оздоровления подрастающего поколения.
У детей много потребностей. Одна из них главнейших потребностей- общение. Что является средством общения детей? (речь. язык).
Для того чтобы наша речь была красивой. плавной, мелодичной- необходимо развить дыхание, дикцию. артикуляцию. чистоту интонирования.
Предлагаю вам музыкальное приветствие.
Эта валеологическая песенка- распевка поднимет настроение. подготовит голос к пению
"Доброе утро"
Доброе утро- поворачиваемся друг к другу.
Улыбнись скорее- разводят руки в стороны.
И сегодня весь день будет веселее- хлопают в ладоши.
Мы погладим лобик. носик и щёчки- движения по тексту.
Будем мы красивыми- поднимают руки вверх.
Как в саду цветочки- "фонарики"
Разотрём ладошка сильнее, сильнее- движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее- по тексту.
Ушки мы теперь потрём- разводят руки в стороны
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, будьте все здоровы!
Комплекс дыхательных упражнений.
Упражнения для развития дыхания без звука:
1. «Вдох и выдох».
Дети или ребёнок кладут ладошки на живот. Взрослый поднимает руки вверх и говорит: «Вдох!» Ребёнок делают энергичный вдох носом и задерживают дыхание. Руки должны почувствовать, как при вдохе напрягаются мышцы живота, а сам он немного выпячивается. На слово «выдох» ребёнок выдыхает воздух через чуть приоткрытые губы.
2. «Быстро-медленно».
Если взрослый поднимает руку вверх медленно, вдох должен быть плавным; если быстро - коротким, энергичным. Задержка дыхания в обоих случаях непродолжительная, а выдох длительный, спокойный. Можно на выдохе произнести согласные «с», «ш», «ф».
3. «Мороз».
Дети складывают ладони лодочкой и выдыхают в них воздух из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но равномерным и интенсивным, чтобы руки почувствовали тепло дыхания и «отогрелись».
Звуковые дыхательные упражнения
1. «Котёнок и шар».
Надувала кошка шар, А котёнок ей мешал. Ф-ф-ф.
Ребёнок делает выдох ртом, произнося «ф-ф.» Хлопают в ладоши.
Приседают.
Подошёл и лапой - хлоп!
Ну а шарик сразу - лоп
2. «Две собаки».
Дети показывают, как, высунув язык, тяжело дышит большая собака, затем лают тонким звонким голосом, как маленькая собачка, резко и коротко произносят: «Ав- ав!»
3.«Ёжик.
Сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в замок на спине. Пальцы сцеплены, изображают иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую стороны, одновременно произнося звуки: «Пх-пх-пх.»
Произнесение на одном дыхании скороговорок.
На дворе трава,
На траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Чем больше ребенок сможет назвать, сосчитать, тем лучше, потому что тем больше у него объем легких.
Проговаривание предложений, различных по продолжительности.
Едем в гости.
Едем в гости к бабушке.
Мы все вместе едем в гости к бабушке.
Мы все вместе едем в гости к бабушке Загадушке.
Мы все вместе едем в гости на тележке к бабушке Загадушке.
Мы все вместе едем в гости на лошадке, на тележке к бабушке Загадушке.
Произнесение текста активным шепотом, это способствует активизация дыхательной мускулатуры и приучает к чувству опоры звука на дыхании.
Все эти и другие подобные упражнения можно использовать в качестве начальных этапов музыкального занятия или непосредственно перед тем, как перейти к пению. Можно сказать детям, что для хорошего пения сначала надо научиться правильно дышать, а помогут в этом весёлые упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Давайте немножко поболтаем – расскажем другу стихотворение, например «Наша Таня громко плачет» - но без слов, а с помощью болтающего языка.
Рекомендации : следить за выразительностью исполнения. Подобным образом можно пропевать фрагменты из песен, в которых ребенок испытывает затруднения
"Большая и маленькая лошадки"
К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев. За ним следом прискакала большая лошадь: цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз.
А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук все ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть). Одновременно ручками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растет. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким.
+ В Мои закладки
Упражнения для губ. «Улыбка – дудочка» - улыбнуться, затем губы вытянуть вперёд в виде дудочки. Повторять.
Игровые массажи
"Дождик"
Дети сидят на стульчиках.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька- легко постукивают пальцами по бёдрам.
Лужу резал, лужу резал,- пилящие движения ребрами ладоней.
Резал. резал, не разрезал,
И устал- поглаживают ладонями бёдра.
И перестал.
Игровой массаж спины.
Дети стоят друг за другом, кладут руки на спину впередистоящего ребёнка.
Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам.
хлопки ладонями по спине сверху вниз.
Гром. гром. как из пушек. нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град, град. сыплет град. все под крышами сидят.
Постукивание пальцами.
Только мой братишка в луже, ловит рыбу нам на ужин.
Поглаживание спины ладонями, поворачиваются кругом.
"Пирог"
Дети стоят парами.
Будем печь сейчас пирог.
Хлопки по ладоням друг друга.
Дрожжи вот, мука, песок.
Руки в стороны, один поворачивается спиной, второй делает массаж.
Молоко налили.
Поглаживает спину.
Тесто замесили.
Месит пальцами сверху вниз.
Замесили тесто. а оно ни места
Первый присел, второй руки ему на плечи.
Ну- ка тесто поднимайся! Да смотри не опускайся!.
Первый встаёт, у второго руки на плечах.
Тесто скалкой раскатали.
Ребром ладони растираем спину вверх- вниз.
Раскатали. подравняли, Мы кладём начинку, ягоду малинку.
Пробегает пальцами по спине.
А теперь поставим ловко. на полчасика в духовку.
Мягкие круговые движения.
Вот готов наш пирожок, будем пробовать дружок.
Хлопки по ладоням.
Лексические упражнения, разработанные с педагогом- логопедом. "Пила"
"Жучок"
"Мишка"