Лучший педагог года

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Андреева Мария
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи

Развитая речь учеников – важное условие эффективной учебы в школе. Сегодня у специалистов, занимающихся обучением детей, есть богатый практический материал, который необходим для успешного речевого развития детей. В том числе помогают в этом и «здоровьесберегающая образовательная технология». Под такой технологией понимают систему, создающую максимально возможные усилия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и т. д.). Важно отметить, что это комплексная система, которая направлена на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие и сохранение здоровья ребенка.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи» размещена в разделах

Здоровьесберегающие технологии способствуют повышению речевой активности ребенка, развивают речевые умения и навыки, активизируют познавательный интерес, снимают напряжение и восстанавливают работоспособность, улучшают концентрацию, снижают трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Воспитатель и логопед строят свою работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, и ставят перед собой следующие задачи:

1. Формировать физиологическое и речевое дыхание

2. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук

3. Снять мышечное напряжение

4. Сохранить и укрепить здоровье детей.

Важно отметить, что среди дошкольников и школьников встречаются проблемы в речевом развитии – проблемы с развитием общей и мелкой моторики, внимания, памяти и мышления. Без своевременной коррекции у ребенка могут возникать серьезные психологические и соматические нарушения, возможно и закрепление речевого эффекта, поэтому так необходима оздоровительно-коррекционная работа, включающая в себя различные упражнения и занятия:

• артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика

• упражнения на развитие психический функций (внимание, мышление, память)

• физкультурные минутки

• музыкотерапия

• ритмопластика

• упражнения для профилактики зрения и др.

Одной из эффективных форм коррекционной работы с детьми является пальчиковая гимнастика. В. А Сухолимский писал: «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» и «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»[3].

В своей профессиональной деятельности я использую пальчиковую гимнастику. Эти занятия – мощное средство повышения работоспособности коры головного мозга. Зачастую, если движения пальцев ребенка развиты в соответствии с возрастом, тогда и речевое развитие соответствует возрастной норме. Работая воспитателем в детском саду, я уделяю большое внимание развитию моторики рук и развитию правильного дыхания. Пальчиковая гимнастика проводится с помощью упражнений в неотрывной работе с речью. Мы играем с прищепками – эти упражнения полезны, если пальчики ребенка действуют неуверенно. Из камешков, палочек, бусинок и орехов создаем интересные творческие композиции, развиваем тактильно-двигательное восприятие детей.

Н. К. Смирнов писал, что «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[2]. Поэтому при занятиях с детьми нужен комплексный подход. С помощью пальчиковой гимнастики мы развиваем мелкую моторику, с помощью дыхательной гимнастики – учимся правильно дышать во время речи. Важно отметить, что работа над дыханием крайне важна в логопедической работе, ведь работа голосового аппарата – определенная нагрузка на дыхание, а неумение управлять своим дыханием приводит к ухудшению произношения звуков. Упражнения проводятся ежедневно и занимают около 10 минут. Например, упражнение «Футбол». Мы используем скатанный из ваты шарик, который похож на футбольный мяч. Ворота делаем из кубиков и карандашей. Дети дуют на «скатанный шарик» и пытаются забить «гол» в ворота. Или другое упражнение на дыхание – «Шторм». Для него нужен стакан с водой и соломенная трубочка. Посередине широкого языка кладется соломинка, ее конец опускают в воду. Дети дуют в соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила и начался шторм. Важно следить за состояние речевого аппарата ребенка – щеки не должны надуваться, а губы при упражнении должны быть неподвижны.

Важны и технологии сохранения и стимулирования здоровья. Например, стретчинг – растяжка мышц. Особо рекомендуется детям с нарушениями осанки и плоскостопием. Или Су-Джок терапия, стимуляция биологически-активных точек, которые расположены на кистях рук, при этом используются различные приспособления – массажные мячики, шарики, грецкие орехи. После интенсивных занятий эффективен комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение ног, рук и речевого аппарата. Для расслабления пальцев воспитатель МаржанМырзакасым предлагает упражнение «Бабочка». Дети собирают пальцы в кулак и поочередно выпрямляют каждый палец – сначала мизинец, безымянный, средний, а потом – большой и указательный. Затем пальцы соединяют в кольцо и делают быстрые движения, похожие на трепетание крыльев бабочки. Релаксация проводится для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня[1].

Итак, использование здоровьесберегающих технологий в педагогике – это средство коррекционно-развивающей работы с детьми, которые имеют различные речевые нарушения. Здоровьесберегающие упражнения помогают достичь успехов не только в преодолении речевых трудностей детей, но и способствуют общему оздоровлению. Действенностьэтих технологийнапрямую зависит от профессиональной компетенции педагога и комфорта дошкольников во время проведения упражнений.

Литература:

1. Мырзакасым М. Е. Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения здоровья детей с нарушениями речи. Международный каталог для учителей, преподавателей и студентов «Конспекты уроков» // URL : https://xn---dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/29454-ispolzovanie-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-dlya-sokhraneniya-zdorovya-detej-s-narusheniya-rechi ( дата обращения: 11.02.2018)

2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М. : АРКТИ, 2005. – 320 с.

3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. -Киев,1969.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста»Опыт работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста» Здоровье сберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в ДОУ. Н. А. Шибарова., воспитатель МБДОУ ЦРР – детский сад №10, г. Мценск.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с подростками школьного возраста В современных реалиях осуществление основных идей модернизации образования призвано повысить качество образовательного процесса, обеспечить.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зренияИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями зрения Предложенный материал будет полезен для воспитателей, логопедов, учителей-дефектологов и родителей. Зрительную гимнастику необходимо проводить.

Конспект занимательной деятельности с детьми с тяжелым нарушением речи «Во саду ли, в огороде» Контингент воспитанников – 5-6 лет Программное содержание: • Систематизировать знания детей об овощах, фруктах, ягодах. • Формировать навыки.

Консультация для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетной задачей педагогов в современном дошкольном учреждении. Что бы добиться полноценного.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Материал статьи для сборника победителей областного конкурса «Лучший педагогический работник ДОУ 2015» «Использование здоровьесберегающих.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План работы по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» на 2017-2018 учебный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелым нарушением речи
Опубликовано: 14 марта 2018 в 22:37
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД