Наталия Хрущёва
Использование информационно-коммуникативные технологии для создания стимулирующей среды обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование информационно-коммуникативные технологии для создания стимулирующей среды обучения детей дошкольного возраста
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
Публикация «Использование информационно-коммуникативные технологии для создания стимулирующей среды обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Оформление детских садов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому я считаю, что в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные технологии.
Но моё мнение не всегда было таким. Я долго сопротивлялась и не могла понять «зачем?» мне опытному педагогу нужны информационные коммуникационные технологии. Но работая по ФРГ, поняла, что была не права. Требования огромные, а методической литературы недостаточно. Вот пришлось и мне обратиться к «умной машине», т. е. к компьютеру. Понаблюдав за детьми, я пришла к выводу, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приемов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развивать произвольное внимание.
В рамках реализации новых требований в нашем ДОУ разработан комплексно-тематический план, по которому каждая неделя имеет свою определенную тему. На протяжении всей недели у дошкольников один и тот же материал должен повторяться многократно. Большое значение имеет многообразие форм подачи. С помощью компьютера я имею возможность увеличить объё м предлагаемого для ознакомления материала: иллюстрации, презентации, а вне занятий, с помощью компьютерных игр, закрепить знания детей. Так же компьютерные игры я использую для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания памяти, мышления, развития мелкой моторики.
В нашем дошкольном образовательном учреждении действует медиа центр, оборудованный техническими средствами ИКТ. На данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, нетбук, телевизор, а так же принтер, сканер, магнитофон и фотоаппарат. В этом году родители детей моей группы приобрели нам в группу ноутбук. Тем самым облегчили мне трудоёмкий процесс переноса компьютера из медиацентра в группу. На сегодняшний день я имею огромную возможность:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материалами.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Используя ИКТ в дошкольном образовании, не забываю о здоровье своих детишек. Компьютер использую один раз в день, не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия провожу с детьми гимнастику для глаз. Продолжительность работы с компьютером никогда не превышает 10 минут.
Компьютерные технологии использую в оформлении перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом, в создании презентаций, разработке проектов.
Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе событий, происходящих в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров, получать консультации по возникшим проблемам, там же знакомиться с разработками мероприятий своих коллег.
Так же, я имею возможность совершить с детьми «Виртуальную экскурсию», посетить недоступные места. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. При подготовке к виртуальной экскурсии мне необходимо выбрать объект, выяснить его образовательное значение, ознакомиться с ним, определить содержание, цели и задачи экскурсии, определить сопроводительный текст.
Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: мы с детьми совершили виртуальную экскурсию по Москве. Тема недели: «Моя Родина-Россия». Дети познакомились со столицей нашей Родины, с её достопримечательностями. Для таких экскурсий нужен интернет и желание воспитателя. А дети их принимают с огромным удовольствием.
Созданный сайт нашей группы помогает представить накопленный опыт коллегам, родителям и детям. Общаться на форумах сайта, использовать электронную почту.
Я считаю, что информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательной, образовательной и коррекционной работы. А использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
В заключении хочется вспомнить высказывание Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Используемая литература
Зеленская В. А. Компьютер для дошкольников. //Управление ДОУ. - 2008.- №6.- с. 74.
Макарова Е. А. ИКТ как средство развития познавательной активности старших дошкольников. // Управление ДОУ. - 2008.- №6.- с. 79 .
Тимофеева Н. В. Технологии и принципы обучения в ДОУ // Занятие в детском саду - Волгоград: Учитель, 2013.