Фаина Валиуллова
Итоговая аттестационная работа «Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Итоговая аттестационная работа
на тему: «Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО
___
Содержание
Введение
1. Часть основной образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса (освоение парциальной программы).
• Пояснительная записка.
• Цели и задачи реализации парциальной программы.
• Актуальность
2. Проектная деятельность.
Публикация «Итоговая аттестационная работа „Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО“» размещена в разделах
• Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы театрального кружка
3. Заключение.
4. Список литературы
Введение
Дошкольное образование - это первый этап образования в жизни человека. Именно в дошкольном образовании закладываются первоначальные навыки и умения, которые потом останутся с человеком на всю жизнь.
Современное дошкольное образование в РФ имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.
Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.
Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Целостность образовательного процесса должно достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.
Парциальная программа - это часть дошкольного образования, неотъемлемая составляющая становления личности. Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду.
Парциальные программы направлены на приоритетные направления: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, и предназначены для реализации отдельных задач.
Календарно-тематическое планирование – это проект будущей учебной и воспитательной деятельности педагога. Грамотно составленный план способствует правильному распределению нужного материала и профессиональных усилий.
Таким образом, дошкольное воспитание детей можно считать своеобразным фундаментом, основой, с которой начинается все дальнейшее строительство и развитие личности ребенка — характера, способностей, навыков.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно, а потому не только не следует
этому мешать, но нужно принимать к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я. Коменский
• Пояснительная записка.
В рамках внедрения ФГОС ДО приоритет в образовательной деятельности поставлен на социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста и организацию образовательного процесса на основе приобщения дошкольников к духовно-нравственным и культурно - историческим ценностям. В соответствии с требованиями Стандарта 40% от общего объёма Программы составляет часть формируемая участниками образовательных отношений. Эту часть составляют парциальные образовательные программа :
Н. Ю. Майданкиной «Войди в мир игры» : формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально- коммуникативного развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Гора, Н. Ю. Майданкина, Л. В. Мартышкина [и др. ] под ред. Н. Ю. Майданкиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013.-136с.
МДОУ «Ишеевский детский сад «Ромашка» был составлен комплексно-тематическое планирование, опираясь на парциальную образовательную программу «Войди в мир игры» для младшего дошкольного возраста.
• Цель программы «Войди в мир игры» - амплификация содержания и форм досуговой деятельности как условие социально-личностного развития детей младшего дошкольного возраста.
• Задачи программы «Войди в мир игры» :
• создание у младших дошкольников радостного настроения, комфортного самочувствия в условиях ДОУ, развитие у детей эмоциональности;
• приобщение детей младшего дошкольного возраста в соответствии с их возрастными особенностями к семейным и природным ценностям родного края; формирование у их семейной и гендерной принадлежности;
• сохранение и развитие здоровья детей, содействие их физическому развитию;
• воспитание у детей предпосылок активной социальной личности, развитие коммуникативности, дружелюбия, отзывчивости.
• Актуальность
Важнейшей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки.
Одной из форм организации педагогического процесса – является театральная игра.
Через различные формы театральной игры, дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.
Одной из важных задач в решении парциальной программы является создание у младших дошкольников радостного настроения, комфортного самочувствия в условиях ДОУ, развитие у детей эмоциональности;
При решении этих педагогических задач, немаловажную роль играет согласование элементов театрализации с планом воспитательно-образовательной работы. В зависимости от календарного планирования, можно подбирать игровой и сценический материал. Так, с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Осень, Осень в гости просим!», можно разыграть с помощью картонажного театра русскую народную сказку «Репка». В конце учебного года, подводя итоги обучения и качества знаний детей, можно провести диагностику уровня эмоциональной сферы ребёнка и творческого проявления. Степень проявления эмоциональных и творческих способностей детей оценивается показателями: высокий уровень, средний, низкий. Динамика изменения уровня этих показателей позволяет сделать вывод о целесообразности использования в процессе воспитательно-образовательной работы методов и приёмов театральных игр.
Практика воспитательной работы и ежегодный сравнительный анализ качества знаний и показателей творческого проявления детей показывают: театральные формы дают импульс к развитию познавательных способностей; активизирует мыслительные процессы; пробуждают творческую инициативу, воображение, фантазию.
Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его облик. Речевые упражнения, этюды, театрализованный рассказ, занятие-игра, сказочная викторина, инсценировка сказки – все эти формы театрализации развивают психические процессы, совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, пробуждают стремление к творчеству.
• Методические рекомендации.
Театральная игра способствует:
1. Развитию речи детей.
2. Развитию социально - коммуникативных качеств личности.
3. Развитию двигательных качеств и умений.
4. Развитию творческого воображения и фантазии.
5. Развитию познавательных способностей.
Разновидностями театральных игр являются:
1. Игры с элементами театрализации.
2. Занятие-игра.
3. Театрализованный рассказ.
4. Викторина-развлечение.
5. Спектакль-игра.
Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:
1. Использование речевых упражнений.
2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.
3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.
4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.
• Методика театральных игр и условия их осуществления.
I. Игры с элементами театрализации.
Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.
1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную
сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Например, такие: «Эхо»,«Чистоговорки»- развивают выразительность речи, память, воображение.
2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.
Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Так, в этюде «Лисичка подслушивает», дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.
3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.
Акцент делается на модель положительного поведения.
Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).
4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.
Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание ; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.
5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.
6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.
II. Занятие-игра.
Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.
На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь», дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.
III. Театрализованный рассказ.
Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».
IV. Викторина – развлечение.
Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.
Календарно-тематическое планирование в рамках парциальной образовательной программы ДОО театрального кружка «Маленький актер»
(Сентябрь 2021 г. - май 2022 г.)
Месяц Название игры Цель игры Описание и ход игры
Сентябрь Мониторинг детского развития и образовательного процесса (1 – 2 неделя)
Речевые игры и упражнения.
Сен
тябрь
22.09
30.09 1. Потешки А. Барто Развивать чистоту произношения, интонационную выразительность речи и пластики Хоровое чтение с согласованными движениями, с использованием средств выразительности: взгляд, улыбка, жесты руками, телом
Октябрь
02.10
04.10 1. «Смешные стихи». Развивать чистоту произношения. Обращать внимание на интонационную выразительность речи. Дети вместе с педагогом произносят стихи. Постепенно, от упражнения к упражнению, дети приобретают навык интонационной выразительности.
«На болоте стоит пень, шевелиться ему лень. Шея не ворочается, а посмеяться хочется!»
«-Был сапожник? - Был!- Шил сапожник? – Шил!
10.10
12.10 2. «Эхо» Менять интонационную окраску при чтении текста. Текст повторяется, заменяется лишь наречие- как спросили? –
«Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором:- Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам:- Ага!»
16.10
18.10 3. «Едем, едем на тележке» Развивать чистоту произношения, чувство ритма, выразительность. «Едем, едем на тележке,Собирать в лесу орешки,
24.10
26.10 4. «Весенние голоса» Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса. «Пригрело солнце (поют высокий звук у-у-у)
29.10 5. Скороговорки -Чистоговорки. Совершенствовать чистоту произношения. «Горячи кирпичи! Соскачи-ка с печи, Испеки-ка в печи,
Из муки калачи!» и др.
31.10 Р. н. с.
«Репка» Формировать социальную адаптацию, учить общать-ся со сверстниками, слушать других. Игра с театром резиновых кукол.
Этюды на выражение основных эмоций.
Ноябрь
06.11
08.11 1. «Лисичка подслушивает» Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).
14.11
16.11 2. «Вкусные конфеты» Передавать внутреннее состояние через мимику (удовольствие, радость).
19.11
21.11 3. «Прогулка» Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление). Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой.
23.11
27.11 4. «Битва» Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, гордость, страх). Развитие творческого воображения.
30.11 Настоль-
ный театр «Репка» Способствовать развитию памяти,учить
выразительной интонации; дать пример элементар-ного кукловождения. Игра «Измени голос». Показ воспитателем действий с куклами. Куклы и декорации к сказке «Репка».
Этюды на воспроизведение черт характера.
Декабрь
04.12
06.12 1. «Старичок» Через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной). Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.
12.12
14.12 2. «Жадный пёс» Через мимику и жесты передавать черты характера (жадность). Педагог читает стихотворение В. Квитко.
Дети имитируют состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.
18.12
20.12 3. «Страшный зверь» Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Педагог читает стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Дети, получившие роли, действуют по тексту.
25.12
4. «Волшебное колечко» Через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение.
27.12 Р. н. с.
«Коза
и волк» Учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить детей взаимодействовать друг с другом в игре, закрепить полученные навыки, учить выразительно двигаться в подвижной игре.
Месяц Название игры Цель игры Описание и ход игры
Игры на развитие внимания.
Январь
14.01 1. «Будь внимателен!» Стимулировать внимание; быстро и точно реагировать на звуковые сигналы. Дети шагают под весёлую музыку. Затем, на слово «Зайчики», дети изображают зайчиков (прыгают,
18.01 2. «Волшебный круг» Выполнять внимательно движения по сигналу.
22.01 3. «Слушай хлопки» Развивать активное внимание.
24.01 4. «Молчанка» Развивать внимание и умение быстро сосредотачиваться.
29.01 Театрализованное представление «Новогоднее приключение» Учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля
Игры на развитие памяти.
Февраль
05.02 1. «Запомни своё место» Развивать моторно-слухов
07.02 2. «Заводные игрушки» Развивать моторно-слуховую память.
11.02
13.02 3. «Художник» Развивать внимание и память.
19.02
21.02 4.«В мага-
зине зеркал» Развивать наблюдательность и память. В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки и стала вертеть головой. Обезьянки ответили ей тем же.
Она топнула ногой – и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все повторяли в точности её движения.
28.02 «Знакомые сказки» Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.
Игра «Путешествие по сказкам».
Сценка «Мама коза приходит домой».
Сценка из сказки «Лиса и заяц».
Диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки; кукла Петушок.
Этюды на выразительность жестов.
Март
11.03
13.03 1. «Тише» Развивать выразительное движение рук и адекватно использовать жест. Мышата переходят дорогу, на которой спит котёнок.
Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!»
Выразительные движения: шея вытянута вперёд, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
19.03
21.03 2. «Игра в снежки» Развивать выразительность движений, творческое воображение. Этюд сопровождается весёлой музыкой. Зима. Дети играют в снежки. Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, бросить снежок резкими, короткими движениями.
25.03 3. «Игра с камушками» Развивать выразительность движений, творческое воображение. Дети гуляют по берегу моря, нагибаясь за камушками.
Входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду двумя руками. Затем, садятся на песок и играют с камушками: то подбрасывая вверх, то кидая в море. Звучит лёгкая музыка.
27.03 4. «Дружная семья» Развивать выразительность движений, творческое воображение. Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.
29.03 «Мамины детки» Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; учить показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ. Песенка «Кошка» для кошечки.
Дети рассказывают сказку «Кошка и котята» на фланелеграфе.
Этюды «Котята просыпаются», «Котята резвятся», «Котята охотятся за мышкой».
Хоровод-игра «Как кошки расплясались»
Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол.
Апрель
02.04
04.04 1. «Играем в сказку» Развивать творческое воображение и фантазию. Педагог выступает в роли сказочницы. Дети, используя маски, реквизит, разыгрывают известную им сказку. («Репка», «Теремок» и др.)
08.04
10.04 2. «Угадай ситуацию» Развивать творческое воображение и фантазию. Дети по очереди с использованием реквизита и элементов костюма «создают ситуацию». Остальные – угадывают:
1) «Таня собирает грибы в лесу».
Девочка изображает грибника, в руках – корзиночка и посох, на голове – косынка.
2) «Олег плавает под водой».
Мальчик, в маске для подводного плавания, в резиновой шапочке изображает ныряльщика.
3) «Катя попала под дождь».
Девочка в плаще с зонтиком прыгает через лужи, ёжится от холодных капель.
16.04
18.04 3. «Жмурки» Развивать коммуникатив-ность, творческое воображение, фантазию. Все дети вместе с воспитателем готовят маски мышек и кошки. У маски кошки глаза не вырезаются. Дети садятся в кружок. «Кошка»- в центре. Кошка: «Мышка, мышка, поищи!» Одна мышка исполняет просьбу. Кошка в маске с нарисованными глазами не видит - кто. Она должна угадать, чей был голос. Если не может, пусть потрогает одежду мышки. Когда угадает, выбирается новая мышка.
Игра продолжается.
22.04
24.04 4. «Органи-
зуем всеобщий театр.» Развивать творческое взаимодействие, воображение, фантазию. Все дети вместе с воспитателем мастерят кукол из перчаток, бумажных пакетов. Затем, разыгрывают бытовые или сказочные сюжеты.
30.04 «Шутки и потешки» Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчетливо и эмоционально говорить прибаутки и потешки. Чтение детям «Я люблю свою лошадку», «Чики-чики-чикалочки».
Беседы о прочитанном.
Музыкально-ритмические движения «Скачут лошадки».
Атрибуты: игрушечная лошадка, декорация полянки.
Май Мониторинг детского развития и образовательного процесса
3. Заключение.
Парциальные программы в ДОУ по ФГОС могут использоваться для обеспечения целостности и корректировки воспитательного процесса, достижения запланированных образовательных результатов в рамках реализации требований нового стандарта.
Составление плана работы в детском саду — это необходимая часть работы педагога, позволяющая рационализировать время работы с детьми, сделать его максимально продуктивным. При этом для успешного осуществления учебно-воспитательного процесса важны все виды планирования. Они конкретизируют способы взаимодействия с детьми вплоть до поминутного распределения этапов того или иного приёма реализации разных видов деятельности в рамках рассмотрения определённого аспекта темы.
Литература:
1. Буренина А. И. От игры до спектакля. Методическое пособие. СПб, 1996.
2. Генов Г. В. Театр для малышей. М., «Просвещение», 1968.
3. Гурин Ю. В., Монина Г. Б. Игры для детей от трех до семи. СПб, «Речь», 2008.
2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург,
У-Фактория, 2004.
4. Орлова Ф. М. Нам весело. М., «Просвещение», 1993.
5. Уликова Н. А. Словом душа растёт». СПб, «Старт», 1999.
6. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., «Просвещение», 1999.
7. Уроки театра на уроках в школе НИИ АПН СССР. М., «Педагогические мастерские по художественному воспитанию», 1990.
8. Фопель К. Как научить сотрудничать. Пер. нем.
9. Н. Ю. Майданкина «Войди в мир игры» : формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально- коммуникативного развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Гора, Н. Ю. Майданкина, Л. В. Мартышкина [и др. ] под ред. Н. Ю. Майданкиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013.-136с.
10. Парциальная программа «Войди в мир развлечений и забав» : организация досуговой деятельности в ДОУ [текст] : методическое пособие /А. Е. Завируха, Т. В. Кузнецова, Н. Ю. Майданкина, Л. Г. Лихачёва, Е. В. Усова, Н. А. Прохорова, О. Г. Шатунова; под ред. Н. Ю. Майданкиной, - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013 – 132 с.
10. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. —М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
11. Интернет-ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/23/mysli-velikikh-lyudey-o-roli-igry-v-razvitii-rebenka
https://www.newobrazovanie.elearn.ru/ https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/11/01/teatralnaya-deyatelnost-v-mladshey-gruppe