Ольга Сазонова
Итоговое логопедическое занятие «Спасатели страны Антонимов» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Канифольнинский детский сад «Березка»
Открытое подгрупповое логопедическое занятие
Спасатели страны Антонимов.
Подготовила: Учитель-логопед Сазонова О. В.
Из опыта работы. Подбирая слова с противоположным значением, детей учу сознательно сопоставлять различные предметы и явления окружающего мира:временные (день – ночь, утро – вечер); пространственные (далеко – близко); явления природы (темно – светло); соотношение по вкусу, весу, величине (кислый – сладкий, тяжелый – лёгкий, широкий – узкий. На занятиях используются различные дидактические игры: «Скажи наоборот», «Кто больше» -дети делятся на 2 команды и придумывают как можно больше слов – противоположностей; «Закончи предложение» -эта игра учит детей подбирать антонимы к наречиям и существительным; «Посмотри вокруг» - предлагается детям посмотреть вокруг и назвать высокие и низкие, широкие и узкие, короткие и длинные, большие и маленькие предметы.
Публикация «Итоговое логопедическое занятие „Спасатели страны Антонимов“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Противоположности, антонимы
- Спасатели МЧС
- Спасатели МЧС. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях
Задачи занятия.
Образовательные:
Уточнить понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением;
научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте;
расширить лексический запас учащихся;
познакомить учащихся с использованием антонимов в пословицах.
Развивающие:
развивать навык умение определять лексическое значение слова;
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание.
Воспитательные:
создавать у учащихся положительную мотивацию к занятию путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, презентация к занятию, предметные картинки по теме «Антонимы», мяч,
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
– Ваша спинка говорит: «Я молодая, прямая»
– Ваши плечи говорят: «Мы развернулись, распрямились».
– Ваше лицо говорит: «У меня хорошее настроение!»
- И все вместе мы говорим: «Мы готовы к работе!»
2. Арт. гимнастика.
-Окошко (открывается, закрывается)
-Качели (вверх-вниз)
-Лопатка-иголочка (широкий-узкий)
Какие слова мы сейчас называли? (Противоположные, наоборот)
А вы хотите узнать, как они называются в русском языке? Для этого вам надо из слогов составить слово.
1. Игра «Живые слоги». Логопед раздаёт детям карточки со слогами ТО МЫ АН НИ и составят слово- название нашего занятия. (АНТОНИМЫ)
Верно, слова-недруги, слова с противоположным значением называют слова-антонимы. Давайте сравним котенка и тигра.
Логопед : Как мы опишем их?
Дети: По размеру, по характеру, по силе, по месту жительства
Два ребенка выполняют задание:
Тигр большой, а котёнок маленький.
Тигр злой, а котёнок добрый.
Котёнок слабый, а тигр сильный.
Тигр дикий, а котенок домашний.
Логопед : Какие это слова, близкие или противоположные по значению? (противоположные).
– Слова с противоположным значением называются – АНТОНИМЫ (повторить хором).
2. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)
Логопед : (Слайд 2-3) – Сейчас я вам расскажу, что произошло в стране Антонимов. У злого волшебника была картина, которая была ему очень дорога. Он её никогда никому не показывал. Гномам- жителям страны, давно хотелось посмотреть на эту картину, и вот однажды они выкрали её. Каждому хотелось посмотреть первому, они стали тянуть её и порвали на несколько частей. Злой волшебник рассердился и наказал гномов. Он заколдовал страну Антонимов и из неё пропали все противоположности. В стране поселился мрак, после ночи не наступал день, всё время дул только холодный ветер, от этого жители начинали болеть и не выздоравливали, они были всё время грустными и пели только грустные песни. Они стали ходить грязными и лохматыми. В садах деревья стали расти низкимИ с кривыми стволами. Плоды на деревьях стали кислыми и горькими.
- Ребята, нужно срочно спасать страну Антонимов. Для этого вы должны выполнить все задания и за это получить по одной картинке. Из них нужно будет собрать картину и вернуть её волшебнику. Злой волшебник думает, что вы не справитесь. Он приготовил трудные испытания.
Ребята, посмотрите, здесь лежат камни. Отодвину – ка один и посмотрю, что там под ним. Записка…. «Возьмите эту волшебную вещь. В ней части моей картины. Если вы соберете ее, я расколдую страну Антонимов.»
2. Упражнение «Отгадайте загадки». (СЛАЙДЫ 5-8)
Логопед : - давайте выполним первое задание Злого Волшебника
Я - антоним к слову «зной» Я в реке, в тени густой, И в бутылке лимонада, А зовут меня (прохлада).
В шубу снежную одета.
Я - антоним к слову «лето», Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …. (зима).
Я – антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Называюсь …. (тишина).
3. Упражнение «Назови антонимы». (СЛАЙДЫ 9-15)
Логопед : Тебе скажу я — «далеко», а ты ответишь — «близко». Тебе скажу я — «высоко», а ты ответишь — «низко».
Чистый-грязный
Большой-маленький
Старый-молодой
Грустный-веселый
Узкий-широкий
Плакать-смеяться
4. Задание «Ответь на вопрос» (СЛАЙД 16)
• Если сухой лист бросить в воду, то какой он будет?
• Если помыть грязные сапоги, то они будут…
• Когда выздоравливает больной, то становится…
• Какое молоко даёт чёрная корова?
5. Игра в мяч «Найди пару» (СЛАЙД 17) (Два ребенка подготовительной группы выполняют задание)
Верх-низ
Бедняк-богач
Великан-карлик
Спуск-подъем
Восход-закат
6. Задание «Заполни таблицу» (СЛАЙД 17) (Два ребенка подготовительной группы выполняют задание)
Логопед : Злой колдун узнал, что в нашем детском саду дети умеют читать, но не поверил. Кто сможет показать свои умения? (Два ребенка выполняют задание)
Дети подбирают антонимы к словам :
• Медленный
• Худой
• Яркий
• Грустный
• Трусливый
•
7. Физкультминутка. ПОД МУЗЫКУ
Ребята, хотите поиграть и на несколько минут превратиться в мальчиков и девочек-антонимов? Тогда вы должны выполнять все движения наоборот.
Сели – (встали)
Опустили руки – (подняли)
Подняли руки – (опустили руки)
Открыли широко глаза – (закрыли широко глаза)
Закрыли рот – (открыли рот)
Открыли рот – (закрыли рот)
Показали ладони – (спрятали)
Встали на пяточки – (встали на мысочки)
7. Задание «Договори словечко» (СЛАЙДЫ 19-35)
Логопед : Я вам прочту стихотворения, а вы подберете подходящие слова.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить
–Хочет рёву рассмешить
Разворчался старый дед:
Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда! Буду молодым всегда!»
Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной
Если б пил компот сливовый
Был бы, как Степан здоровый
Длинный сарафан для Маши, Чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки,
Маленькой её сестрёнки.
Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон-черный, голубь-белый!»
В телевизоре включённом
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его.
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться!
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт и перец горький.
8. Игра «Найди предметы с противоположными свойствами».
Логопед : Ой, ребята посмотрите, а здесь огромный мешок. Это колдун украл вещи гномов Ворчуна и Весельчака. Нам нужно рассортировать вещи гномов, иначе они поссорятся. Кто пойдет к Ворчуну, кто к Весельчаку?
Ворчун Весельчак
Новая кастрюля старая кастрюля
Большой стакан маленький стакан
Горячий чай, потому что идет пар холодный чай
Глубокая тарелка мелкая тарелка
Чёрный хлеб белый хлеб
Сладкий сахар горький перец
Полная сахарница пустая сахарница
Чистая ложка грязная ложка
8. Задание «Закончи пословицу» (СЛАЙДЫ 36-38)
Логопед : Народная мудрость победит любое колдовство.
Ученье свет- а неученье тьма.
В учебе корень горек, зато плод ее сладок.
Знай больше, говори меньше.
Не бойся врага умного, бойся глупого.
11. Игра «Волшебная картина».
Логопед : - Ребята, вы справились с заданиями и за это получаете по одной картинке. Из этих картинок вы должны собрать картину. Дети собирают из картинок картину страны Антонимов.
- Посмотрите на картину. Эта картина волшебная, она хранила город от неприятностей. Вы её склеили и теперь в городе после зимы наступит лето, после дождей - солнечные дни, злые люди станут добрыми, грустные -весёлыми.
13. Итог. Логопед :
– Молодцы! Вы выполнили все задания, собрали картину. Что мы видим здесь?
В стране поселился не мрак, а солнце. После ночи наступает день. Дует не только холодный ветер, но и теплый. Жители перестали болеть и выздоравливали. Они стали не грустными, а веселыми. Они стали ходить не грязными и лохматыми, а чистыми и причесанными. В садах деревья стали расти не низкими, а высокими, не с кривыми стволами, а с прямыми. Плоды на деревьях стали не кислыми и горькими, а сладкими и вкусными.
Жители Страны Антонимов благодарят вас за помощь и угощают вас сладкими яблоками.
ТО МЫ АН НИ
«Отгадайте загадки»
«Назови антонимы»
«Ответь на вопрос»
«Найди пару»
«Заполни таблицу»
«Договори словечко»
«Найди предметы с противоположными свойствами».
«Закончи пословицу»