Алина Сотникова
Из опыта профилактики интернет-зависимости учащихся в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
За всю историю человечества не было еще такого времени, когда люди бы не страдали от каких-нибудь зависимостей. Зависимостью 21 в. становится Интернет. Интернет - зависимости определяется психологами как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line".
Проблема состоит в том, что это новая болезнь поражает молодую часть населения. Это заболевание не имеет ни чего общего с инфекцией, но распространяется со скоростью эпидемии.
Публикация «Из опыта профилактики интернет-зависимости учащихся в современных условиях» размещена в разделах
Актуальность исследования Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков и юношей - пользователей Интернета (около 70% в настоящее время); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на личность, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Поэтому, для решения данной проблемы, мы поставили перед собой следующие задачи: изучить аспекты влияния Интернет-зависимости на личность школьника, выявление группы риска и профилактика Интернет - зависимости у обучающихся нашей школы.
Работа над данной проблемой состоит из нескольких этапов:
1. Рассмотреть влияние Интернет-зависимости на личность школьника для более точного определения направлений работы над проблемой;
2. Выявить группу риска из числа школьников нашей школы: опросить и протестировать обучающиеся нашей школы на предмет Интернет, игровой – зависимостей;
3. Составить план мероприятий по профилактике интернет-зависимости.
Если сравнивать Интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то можно обнаружить достаточное число общих черт. Большинство терапевтов сошлись во мнении, что не Интернет делает человека зависимым, а человек, склонный к зависимости, находит деятельность, которая и становится объектом зависимости.
Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности и люди имеющие такие черты попадают в группу риска. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, не умение отказать, сказать "нет" из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, не желание брать на себя ответственность и принимать решения, и как следствие сильное подчинение значимым людям; все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решениях.
Пути решения проблемы интернет-зависимости мы видим в систематически проводимых мероприятиях, диагностиках, общении с родителями по данной проблеме. Для того, чтобы решить проблему, нужно устранить ее причину. И в этом может помочь рекомендуемый нами план мероприятий.
План мероприятий:
№ Этап Мероприятие Краткое описание мероприятия, результаты
1 Диагностико-аналитический этап.
Цель: изучить аспекты влияния Интернет-зависимости на личность школьника, выявление группы риска.
Сроки: сентябрь-октябрь 2012г. Проведение диагностики, позволяющей определить уровень интернет-зависимости в 9-11 классах при изучении темы «Интернет. Сервисы Интернета» Использование тестов: тест Такера, опросник Шеффилда, тест на Интернет-зависимость Кулакова. Данные тесты проводились в сентябре-октябре 2012г. В результате тестов было выявлено 2 учащихся (1,3%, наиболее склонных к интернет-зависимости.
2 Практический
Цель: профилактика Интернет - зависимости у обучающихся нашей школы.
Сроки: ноябрь 2012г. – март 2013г.
• Проведение
классных часов по данной теме;
• Проведение уроков
по информатике по данной теме в соответствующем разделе учебного плана;
• Проекты учащихся • Классные часы
проводятся в форме игры; данная форма классного часа позволяет более полно ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимости.
• Уроки поводятся
согласно учебному плану в каждой параллели 9-11 классов, чаще всего в игровой или дискуссионной форме, например урок-игра «Интернет друг или враг?»
• Участие учащихся в
проектной деятельности, т. е. проведение исследований по данной проблеме и разработка своих проектов по данной проблеме.
Во всех описанных мероприятиях большое внимание уделяется детям из группы риска. Результатом данных мероприятий является понимание того, что Интернет даёт нам много возможностей, а станет Интернет другом или врагом - зависит только от вас. – Главное – правильно им воспользоваться. У учащихся сформирована своя позиция относительно возможностей и опасностей Интернета
3 Диагностический этап. Сроки: апрель – май 2013г. Проведение диагностики, позволяющей определить уровень интернет-зависимости в 9-11 классах в конце учебного года, после проведенных мероприятий. Повторная диагностика и анализ мониторинга полученных данных. Результат: 2 учащихся, выявленных по диагностике в начале учебного года, вышли из группы риска.
Апробация рассмотренных мероприятий по первичной профилактике интернет- зависимости среди несовершеннолетних показала, что процент детей, имеющих Интернет - зависимость снизился. Это подтверждено данными повторного исследования. Положительный эффект был достигнут в результате использования учебно-воспитательных приёмов, направленных на сохранение психологической безопасности образовательной среды и творческого подхода в решении данной проблемы.
Список литературы
1. Семпси Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. .Е. Войскунского. М., 2000. С. 77-99.
2. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. - М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 432 с.
3. Шавамиш В. В. Зависимое поведение школьников. СПб., 2001.
4. Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С. 24-29