Лучший педагог года

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности

Султанбекова Любовь
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности

Тема : «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через познавательную деятельность с применением социально-игровой технологии»

Воспитатель: МАДОУ ДС «Дарование» Султанбекова Любовь Ивановна

Актуальность проблемы.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности» размещена в разделах

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.

Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам.

Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Исходя, из целей и задач ФГОС я разработала свой проект, который позволит раскрыть новые возможности дошкольников.

Формирование и развитие познавательной деятельности у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность. Данная работа с детьми старшего дошкольного возраста дает возможность развивать познавательную активность, интерес к окружающей среде, развивать логическое мышление, творческое воображение. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.

Особое внимание при проведении работы уделяю развитию логических форм мышления. Организую на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулирую желания детей заниматься данной деятельностью. В рамках воспитательной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к логической игре. Деятельность не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей.

Гипотеза:

Приступая к проведению проекта, я исходила из предположения о том, что ведущими условиями интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования первичных представлений являются:

- наличие четко обоснованных целей и содержания образовательного процесса, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования первичных математических представлений;

- учет особенностей детей в процессе формирования математических представлений;

- систематичность работы путем активизации игр и игровых приемов, вызывающих интерес детей к занятиям;

- вариативность применения программ дошкольного образовательного учреждения, стимулирующих интеллектуальное развитие дошкольников;

- гуманизация образовательного процесса как условие интеллектуального развития дошкольников.

Цель проекта: интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, развитие игровых способностей, логического мышления, творческого воображения посредством внедрения инновационных технологий.

Задачи:

Развитие основных мыслительных операций (сравнение, классификация).

Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Развитие творческих способностей.

Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

Развитие математических способностей и склонностей.

• Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от полученных новых знаний через логические игры.

• Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.

• Закрепление знаний, полученных в ходе непосредственно образовательной деятельности.

Вид проекта:

познавательно – исследовательский

• групповой, долгосрочный

Сроки реализации проекта: сентябрь – май

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель Султанбекова Л. И.

Предполагаемые результаты

К концу проекта дети должны уметь:

1. владеть алгоритмом поиска загаданного объекта путем сужения поля поиска.

2. уметь анализировать объекты окружающего мира (подсистемы и их функции, надсистемы объекта, прошлое объекта, прогнозирует будущее объекта).

3. владеть умением выделять признаки объектов окружающего мира, ориентируется в схемах признаков и подбирает значение имени признака.

4. владеть способами создания новых объектов на основе оперирования с признаками объектов.

Ребенок к концу года имеет:

1. положительное эмоциональное отношение к занятиям;

2. возрастает познавательная активность и интерес;

3. детские ответы становятся нестандартными, раскрепощёнными;

4. у детей обогащается круг представлений, расширяется кругозор;

5. появляется стремление к новизне, к фантазированию, развиваются творческие способности;

6. речь становится образной и логичной, растет словарный запас;

7. у ребёнка развивается умение свободно и ясно выражать свои мысли;

8. развиваются коммуникативные навыки;

9. ребёнок учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

Организационный этап

• Составления плана работы.

• Диагностика детей на начало проекта по интеллектуальному развитию.

• Подбор дидактического, игрового материала.

Практический этап

• Проведения занятия 1 раз в месяц.

• Использование логических игр, словесных, дидактических.

Заключительный этап

• Диагностика детей на конец проекта

• Презентация проекта (фотоотчет)

Развивающие игры используемые при проведении проекта

Раздел Сроки Название работа Содержание Используемая литература

Работа с детьми Сентябрь 2021 г. Игровая ситуация «Противоречия в предметах» Систематизировать навык классификации предметов по внешним признакам.

Систематизировать знания о свойствах предметов. Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-protivorechija-v-predmetah.html

Октябрь 2021 г. Анализ подсистем объектов: объект «машина» Систематизировать представления детей о транспорте.

Обучать системному анализу объекта.

Закрепить знания о правилах дорожного движения. Гин С. И. https://my-nevalyashki.ru/index.php/tekhnologii-v-detskom-sadu/reshenie-izobretatelskikh-zadach/3260-zanyatie-podsistemy-predmetov-ob-ekt-mashina

Ноябрь 2021 г. Метод «маленьких человечков» 1. познакомить с методом «маленьких человечков»;

2. обобщить представления детей о свойствах твердых веществ;

3. развивать воображение, умение инсценировать; развивать познавательный интерес, умение анализировать причины. Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-pedagogov-po-triz-metod-malenkih-chelovechkov-v-rabote-s-detmi-starshego-vozrasta.html

Декабрь 2021 г. «Системный лифт» 1. развивать умение анализировать и обобщать;

2. формировать диалектическое мышление;

3. развивать воображение, умение инсценировать

4. познакомить с моделью анализа объекта «системный лифт»; Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igry-triz-sistemnyi-lift.html

Январь 2022 г. Использование ресурсов для сочинения загадок. «Другая точка зрения» 1. обучать приемам сочинения загадок; 2. развивать умение сравнивать и обобщать;

3. развивать навыки фантазирования; активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций Гин С. И. https://infourok.ru/prezentaciya-sochinenie-zagadok-s-ispolzovaniem-informacionnyh-resursov-4226156.html

Февраль 2022 г. Прием фантазирования «Дробление — объединение» Создать условия для запоминания детьми схемы преобразования «дробление – объединение».

Способствовать формированию навыков преобразования признаков объектов с помощью приема «дробление – объединение».

Создать условия для развития умения находить преобразования в литературных произведениях. Гин. С. И. https://detsadmickeymouse.ru/load/razvitie_rechi/razvitie_rechi/priem_fantazirovanija_droblenie_obedinenie_zanjatie_s_ispolzovaniem_triz/6-1-0-1579

Март 2022 г. Прием фантазирования «Увеличение — уменьшение» 1. познакомить с приемом фантазирования «увеличение -- уменьшение»;

2. активизировать мышление путем разрешения проблемных ситуаций; 3. воспитывать умение сопереживать; 4. формировать коммуникативные навыки. Гин С. И. https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-priemy-fantazirovanija-pri-pomoschi-volshebnikov.html

Апрель 2022 г. Классификация объектов природного мира, рукотворного мира. систематизировать знания детей о объекты живой природы; развивать умение переключать внимание; развивать логическое мышление; формировать навыки самостоятельного проведения классификации; расширить представления детей о разнообразии природных объектов Гим С. И.

https://www.maam.ru/detskijsad/-ispolzovanie-tehnologii-v-yekologicheskom-vospitani-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Май 2022 г. Обобщающее занятие за год продемонстрировать знания детей, полученные на занятиях в течение года

Диагностика Педагогическая диагностика усвоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Результаты проекта

1. Дети научились обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

2. У детей сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.

3. Укреплены навыки взаимодействия друг с другом, дети научились согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.

Дошкольное детство является оптимальным периодом в интеллектуальном развитии человека. Установлено, что возможности интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень высоки, они формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, поэтому основная педагогическая задача это - не упустить время, использовать его эффективно.

В дальнейшем планирую продолжить самообразование по данной теме и разработать дидактический материал к другим играм, способствующим развитию интеллектуальных способностей детей, соответствующим старшему дошкольному возрасту с применением игровой технологии.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством познавательной деятельности
Опубликовано: 25 января 2022 в 11:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД