Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

Анна Пучкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуются Бог и люди»

святитель Иоанн Златоуст

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» размещена в разделах

Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием.

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем на возрождение духовно-нравственных традиций.

Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста :

• формирование начал патриотизма и гражданственности;

• формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

• уважение к своей нации;

• понимание своих национальных особенностей;

• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

• уважение к представителям других национальностей;

• формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

воспитание уважительного отношения к труду.

Таким образом, разрабатывая программу по художественно-эстетическому развитию дошкольников, я включила материал по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

При организации работы по данному направлению определила цель и задачи.

Цель духовно-нравственного воспитания дошкольников :

Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей и общественными организациями.

Задачи:

1. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.

2. Расширять представления о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа

3. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

4. Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.

5. Расширить связи с общественными организациями по данному вопросу.

В своей работе я использую разнообразные формы работы по духовно-нравственному воспитанию :

• чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

• цикл образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1-2 раза в месяц во вторую половину дня.

• календарные православные и народные праздники (Рождество, Покров, Масленица, Пасха, День семьи, любви и верности (памяти Муромских святых Петра и Февронии);

• досуги и развлечения (Капустные посиделки и другие) ;

• тематические выставки детского творчества,

• знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов, детской литературы перед днем памяти святого как отдельное занятие или как часть занятия по ознакомлению с окружающим перед Днем защитника Отечества, Днем Победы.

• экскурсии на природу (красота Божьего мира)

• слушание колокольной и духовной музыки на тематической образовательной деятельности по музыкальному воспитанию с использованием соответствующих записей,

• театрализованная деятельность на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

Прежде чем начать данную работу, в детском саду проводилось анкетирование для того, чтобы выяснить у родителей отношение к этому вопросу, и понять степень желания знакомить детей с духовно-нравственным воспитанием на основе православных праздников. А также составили форму согласие родителей на данный вид деятельности. Несмотря на различные мнения, всем родителям хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями русской православной культуры и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником мероприятий по духовно - нравственному воспитанию.

Работа ведётся с детьми старшей и подготовительной к школе группы 5-7 лет.

Старший дошкольный возраст – важнейший период в становлении детской личности, во время которого формируются начальные звенья самосознания. Дошкольник овладевает нормативной деятельностью и поведением, первыми этическими понятиями. Интенсивно формируется нравственность личности.

К концу дошкольного возраста ребёнок начинает оценивать себя с точки зрения усвоенных правил и норм поведения уже постоянно. Обогащение представлений о себе ведёт к появлению потребности в уважении, во взаимопонимании с окружающими, в их сопереживании.

В преддверии любого мероприятия ведется предварительная работа. Я провожу беседы об истории Руси, о православных святых, о святых на Елецкой и Липецкой земле просиявших, об истории праздников, православных традициях, а также рассказываю библейские сюжеты в простой, доступной для детей форме.

В мини-музее «Русская изба», опираясь на наглядность, собранных экспонатов проводятся беседы с детьми об особенностях быта и семейного уклада предков, дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают русскую национальную одежду, обувь.

Активно использую информационно-коммуникативные технологии ИКТ. Презентации, видеофильмы помогают детям сформировать более яркую картину. Для проведения праздников подбираю материал, так, чтобы наполнить досуг ребёнка радостью и смехом, и при этом стараюсь дать необходимый запас знаний. Включаю в сценарий праздников тематические песни, игры, танцы, сценки.

Обязательным компонентом подготовки к празднику являются творческие выставки и конкурсы рисунков, поделок, рассказов. Эта форма работы создает особую атмосферу ожидания чуда, радости, совместного созидания.

Начинается учебный год праздником Покрова пресвятой Богородицы. Этот праздник обладает особой привлекательностью, так как в основе его лежит русский фольклор. Сколько живет человек, столько и живут сказки, пословицы, песни и прибаутки. Ведущие и дети, одетые в русские народные костюмы, поют русские народные песни, водят хороводы, веселятся и играют. Основным содержательным компонентом праздника является рассказ ведущего о чудесной помощи Пресвятой Богородицы жителям Константинополя при нападении войска сарацинов в 910 году.

Еще один их праздников осеннего календаря, который мы проводим - праздник «Капустные посиделки», называемый в народе Сергей Капустник, празднуется 8 октября. В этот день православные люди отмечают память величайшего подвижника земли русской - Сергия Радонежского. С каким удовольствием дети самостоятельно попробовали перенять опыт предков квашения капусты!

Знакомство с русским фольклором, традициями и обычаями не только помогает современным детям окунуться в прошлое и узнать, как проводили досуг наши предки, но и воспитывает гостеприимство, умение отдыхать и добросовестно трудиться. Этим качеством на протяжении многих веков и славится русский народ.

Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.

С 1998 года «День Российских матерей» является государственным праздником. Особую роль в жизни ребенка, в формировании его личности играет мама. Особенность нашего праздника в том, что мы знакомим детей с земной жизнью Пресвятой Богородицы, стараемся установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной, воспитывая у детей чувства милосердия, доброжелательности, великодушия, любви и почитания матери через почитание Пресвятой Богородицы как прообраза женщины-матери, матери всего христианского мира. От серьезной темы переходим к веселому конкурсному празднику.

Любим и незабываем для детей праздник Рождества Христова. Он имеет в нашем детском саду давние традиции. Дети с удовольствием превращаются в участников той волшебной ночи. Воплощение библейского сюжета обыгрывается в разных формах: это музыкально-поэтические вечера, театрализованные представления, колядки, досуги, развлечения, праздники.

Праздник всех праздников и торжество торжеств - «Святая Пасха». При подготовке проводится серия бесед о том, как православные люди готовятся к нему, рассказывается, что такое Великий пост, о страданиях Иисуса Христа, о великой радости людей в День Воскресения. Традицией для нас стало приглашать в гости служителей церкви. С детьми мы готовим праздничную программу празднования Светлой Пасхи: показ сказки или театрализованная деятельность – обязательный момент сценария. Дети с особым вниманием и ответственностью готовятся к встрече с батюшкой.

За последнее время духовным наставником нашего детского сада стал настоятель Георгиевского храма п. Ключ жизни Елецкого района Липецкой области иерей Михаил Авоян. Ребята уже знакомы с батюшкой и ждут встречи с ним.

Прекрасную идею светлого праздника «День семьи, любви и верности» предложили несколько лет тому назад муромцы в честь своих земляков благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, святых чудотворцев – покровителей семьи.

Этот праздник проходит 8 июля, он имеет прекрасный нежный символ – ромашку. В Концепции празднования Дня семьи, любви и верности, предложенной на государственном уровне в Год семьи (2008, обозначена главная задача праздника. Она состоит в том, чтобы со временем он занял своё уникальное место в сознании российского народа, особенно молодежи, потеснив чуждые, прозападные аналоги.

Главные действующие лица в этот день – семьи. Для них добрые слова, поздравления, конкурсы, песни и танцы. Многие семьи в этот день активно участвуют в мероприятиях детского сада, выступают с опытом семейного воспитания на творческих встречах.

Один из наиболее эффективных методов духовно- нравственного воспитания – проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, поэтому в своей работе я активно использую данный метод.

Проект «Масленица» был разработан мною и реализован с целью приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской культуры.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы начале марта «Масленица».

Данный проект дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других.

Проект «Живи, Елец» мною был разработан и реализован также с целью приобщения детей к истокам русской культуры на основе внедрения в образовательный процесс регионального компонента. Путем реализации регионального компонента я познакомила дошкольников с родным краем, его историко-культурным наследием. В результате дети получили первоначальные представления о Елецком крае, его историческом прошлом, и о людях, которые его прославили.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогают духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

Я считаю, что православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Главное, что всё это оставляет в детской памяти незабываемую радость и теплоту от общения с родителями, от самого православного праздника, делает их лучше, добрее.

Для меня очень важно, что у детей с каждым праздником уже существуют свои ассоциации: свой цвет, своя музыка и даже свой запах. На Рождество - колядки, Вифлеемская звезда, запах хвои; на Пасху - куличи, крашеные яйца, праздничное величание «Христос Воскрес»; в Вербное Воскресенье- веточки вербы и т. д. И если сегодня, в раннем возрасте на уровне ощущений, эти ассоциации ими воспримутся, тогда это останется с ними на всю жизнь.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры
Опубликовано: 5 июля 2022 в 17:26
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД