МААМ-картинки

Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка.

Вера Александровна Сидякина
Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка.

Физическая культура как процесс творческого преобразования

двигательного опыта ребенка.

Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Казалось бы, это предполагается уже самим термином «физическая культура». Но, как показывает практика, физическое воспитание детей лишь номинально. Спорт – давно стал неотъемлемой частью массовой индустрии зрелищ и развлечений. И это замечательно: сотни миллионов людей во всем мире имеют уникальную возможность лицезреть реальное таинство «достижение недостижимого», например, чудо рождения нового рекорда, да рождения самого рекордсмена как личности.

Публикация «Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка,» размещена в разделах

Практика физического воспитания в дошкольных учреждениях учитывает возрастные особенности дошкольников. В традиционной методике физического воспитания – схема образования у детей двигательных навыков выдержанная в логике научных представлений (в частности, физиологии И. П. Павлова). Она такова: прямой показ взрослым (обучающим) образца движения – многократное воспроизведение детьми этого образца. Благодаря этому навык закрепляется окончательно. Особое место в массовой практике физического воспитания отводится «отработке» показателей основных видов движений: ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания и др. В качестве главного результата развития здесь всегда рассматривается прочно усвоенный навык. Однако в массовой педагогической практике продолжает сохранять свое влияние традиционный утилитарный подход с его узкой специализацией. На этом фоне ссылки на общеразвивающие упражнения звучат декларативно.

С учетом этого возникает необходимость базисного статуса физической культуры, актуализация в психологическом развитии ребенка – дошкольника. Физическая культура потому и культура, что должна вывести ребенка за рамки повседневного накапливаемого им двигательного опыта (культурно неоформленного). На это и нацеливают педагога новинки программно-методических разработок.

Обыденное человеческое движение по преимуществу представляет собой механический, стереотипный, рутинный акт. Акт исполнения команды, которую дает подвижным органам тела мозг. Этот акт прост и легко поддается автоматизации и приведению в соответствие с двигательным эталоном.

Еще в первой половине 20-х годов Н. А. Берштейн изучал биомеханику удара кузнечной кувалдой. Перед нами классический пример рутинного акта, совершаемого «набитой рукой». Но ученый построил циклограмму последовательных вертикальных ударов кувалдой, которая показала нечто другое. Оказалось, что простое движение, доведенное до автоматизма, всегда неповторимо. В моторном поле отсутствуют идентичные, повторяющиеся линии – движение никогда не осуществляется одинаково. Рисунок движений по направлению к цели и обратно при каждом ударе единственен, как рисунок ладони. Потому и двигательное упражнение – это повторение без повторения. Данные вывода Н. Берштейн развил и обобщил в своих книгах «О построении движений» и «Очерки по физиологии движений и физиологии активности». В продолжение этой идеи необходимо сказать, что психика как атрибут живого зарождается не в действии, как считали классики советской психологии, прежде всего А. В. Запорожец, С. Л. Рубенштейн, П. Я. Гальперин и др., а в противодействии.

Любое спортивное единоборство – это борьба или игра с правилами. Правила (нормы и нормативы) становятся особым дополнительным фактором, который, с одной стороны затрудняет движение к цели, с другой – придает процессу адекватную направленность. Все это находит отражение как во внешней, так и во внутренней картине живого движения. Моторный эталон не может быть усвоен сразу – а именно так его пытаются формировать на физкультурных занятиях. Многократный показ педагогом ничего не дадут, пока сам ребенок не пройдет определенный путь развития. В, частности, не накопит опыт воображения – образ в хождения в образ. Ни один технический навык ребенок не может усвоить без помощи фантазии. В практике мы наблюдаем лишь иллюзию прочности. Отсюда три момента: эталон не может быть задан в готовом виде; эталон должен являться результатом решения той творческой (двигательной) задачи, которая вызвала необходимость в нем; эталон должен быть гибким.

Эти моменты надо учитывать в первую очередь, работая с детьми. Приобщение к физической культуре организуется как процесс творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов.

Иными словами, двигательные эталоны, изначально задаются взрослым и осваиваются ребенком не в готовом виде, а в проблемной форме. Игровое экспериментирование с возможностями собственного тела при построении тех или иных движений позволяет детям разрешать различные проблемы.

Публикации по теме:

Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства» В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей составлению творческих рассказов. Процесс обучения придумыванию сказок.

Театрализованная игра как средство развития ребенка (из опыта работы) Тема: «В мире волшебных кулис» (из опыта работы) воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ №12 ст. Каневской Люльченко Татьяна.

Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики»Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы) Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена.

Подвижные игры как средство обогащения двигательного опыта детей раннего возраста - Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с разгадывания кроссворда. (Кроссворд) - Назовите слова, наиболее часто встречающиеся.

Представление опыта работы Развитие речи, речевого общения и Творческого потенциала средствами театрализованной деятельности. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного.

Роль сказки в воспитании ребенка (из опыта работы) Все дети любят сказки. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Сказки представляют собой богатый материал для нравственного воспитания.

Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы). Взаимодействие педагога с родителями как основной фактор адаптации ребенка к ДОУ (из опыта работы). В настоящее время проблеме адаптации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы Физическая культура как процесс творческого преобразования двигательного опыта ребенка.
Опубликовано: 13 мая 2017 в 15:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД