Дарья Кубанцева
Из опыта работы «Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог МБДОУ ДСКВ № 8
г. Ейска МО Ейский район
Кубанцева Д. А.
Для того чтобы раскрыть тему наиболее содержательно, следует определить, что мы понимаем под мотивационной сферой и мотивацией в целом. Мотивация – это осознанное намерение, побуждение к действию, а также способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Важно отметить, что, согласно исследованиям Л. С. Выготского, дети, имеющие нарушения развития, и дети, их не имеющие, развиваются по одинаковым законам. Следовательно, и этапы своего становления как личности проходят одинаковые.
Публикация «Из опыта работы „Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
Уже в младшем дошкольном возрасте осуществляется плавный переход от стремления удовлетворить базовые (физиологические) потребности к удовлетворению потребностей, связанных с личностными и социальными потребностями (определенная одежда, игрушки, сладости и т. д.). Ребенок ищет разные способы получения желаемого, то есть он замотивирован возможностью обладать чем-то, что ему нравится, вызывает положительные эмоции. Достаточно часто взрослые пользуются этим и привлекают дошкольника к какой-либо деятельности, обещая желаемое в награду.
Похожая система эффективно работает и в дошкольном учреждении: у воспитанника есть определенная деятельность, которая нравится ему больше остальных (рисование, лепка, конструирование, раскраски, пазлы и т. д.). И часто, когда у ребенка нет желания выполнять какие-либо задания, нет мотивации для этого, возможно включение одного из наиболее привлекательных для него видов деятельности в ООД. При этом рекомендуется четко обозначить перед началом, после какого количества заданий воспитанник сможет порисовать/полепить/сконструировать. Не стоит употреблять расплывчатое «потом», у ребенка нет четких представлений о продолжительности такого отрезка времени, следовательно, мотивация к деятельности заметно снижена.
Во время работы с детьми, имеющими задержку психического развития и расстройства аутистического спектра, эффективность мотивации показывают игры и упражнения, которые изначально имеют в себе черты той деятельности, тех вещей, которые привлекают в повседневной деятельности. Если ребенку нравятся потешки и считалочки в стихотворной форме, мы в середине занятия (либо в другой четко обозначенный для ребенка момент) делаем паузу и хором ритмично проговариваем их, нередко с включением двигательной активности (попрыгать в ритм, что снимает психоэмоциональное напряжение (так как ребенок увлечен тем, что ему нравится, пусть и краткосрочно) и повышает мотивацию к дальнейшей работе в том же темпе. Например, некоторым очень нравятся рифмовки. И в подгруппе, и индивидуально мы беремся за руки, становимся в круг (комфортное отграничение от окружающих условий) и одновременно начинаем рассказывать рифмованные считалочки, стишки и прыгать в ритм.
В работе с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, мотивацией становится сам процесс игры, взаимодействия с педагогом или сверстником, театрализация; использование звучащих игрушек и музыкальных инструментов. Одна из воспитанниц обожает пальчиковых кукол, и мотивация для нее – возможность поиграть некоторое время, представляя какие-нибудь реальные или выдуманные эпизоды. Мы договариваемся: сначала делаем упражнение, после него – играем в магазин или встречу гостей. Другому ребенку нравится звук металлофона, поэтому наше взаимодействие построено с использованием этого инструмента («Повтори-ка», «Сначала я, затем ты» и т. д.).
Чем старше становится ребенок, тем больше разновидностей мотивации к нему может применяться. Значимость приобретает соревновательный момент: кто лучше? кто больше? кто быстрее? и т. д. Важно помнить, что для детей проигрыш не является безусловным толчком становиться лучше, а даже, напротив, может ее «спугнуть». В подгрупповой работе могут использоваться, например, задания с пазлами, разрезными картинками («Кто быстрее соберет», «Собери и найди», когда дети собирают изображение одного из предложенных им предметов, находят сам предмет и быстрее кладут его в корзинку).
Мотивация к общению и взаимодействию в целом особенно ярко проявляется у детей, которые находятся в периоде адаптации. «Одному играть скучно, нужен кто-то еще» – один из ключевых моментов, формирующих этот вид мотивации. Привлечение педагогом такого ребенка в общую деятельность не только создает условия для удовлетворения данной потребности, но и делает взрослого в глазах ребенка тем человеком, которому можно доверять. Вследствие чего контакт налаживается быстрее, качественнее, отдача и работоспособность ребенка в тандеме с таким педагогом и сверстниками становится больше, значит, и мотивация к взаимодействию с ними растет.
Таким образом, формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ – достаточно длительный процесс, требующий включения педагога в деятельность ребенка настолько же, насколько необходимо включение детей в воспитательно-образовательную активность. Важным моментом становится использование в ООД тех видов деятельности, к которым ребенок наиболее предрасположен и которые вызывают у него положительные эмоциональные реакции, ассоциации. Так можно формировать положительное отношение сначала к отдельным моментам занятий, затем к ООД в целом, а значит, и повышать мотивацию ребенка к работе.