Татьяна Семенченко
Использование нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы Семенченко Т. А.
«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель — воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, воображения, мышления - является продуктивная художественно – творческая деятельность, способствующая:
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
• развитию способности нестандартно мыслить;
• готовности к активности творческого характера;
• умению создавать креативные продукты собственной деятельности;
• формированию эстетического отношения к миру.
Я считаю, что основная задача обучения для развития художественных способностей – помочь детям познать окружающую действительность, развивать наблюдательность, воспитывать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, формировать творческие способности детей в создании выразительных образов в рисунках детей различными изобразительными средствами. Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой цель: обеспечить необходимые условия для раскрытия творческого потенциала детей.
Новизной и отличительной особенностью опыта по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер т. к. ранее они использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.
Актуальность использования нетрадиционного рисования в детском саду заключается в том, что такое рисование вызывает у детей только положительные эмоции, так как дети не боятся ошибиться, становятся более уверенными в своих силах и у них появляется желание рисовать.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Способы изображения достаточно простые по технологии, нет жёсткой за данности и строгого контроля, зато есть творческая свобода и подлинная радость, результат обычно очень эффектный. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов.
Новизна состоит в создании нестандартного интерактивного построения ООД с использованием нетрадиционных техник рисования, учитывая, что это для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возможностей ребенка.
Изучив работы различных авторов, я нашла очень много интересных идей и разработала план работы по использованию нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творчества детей младшего возраста, с учётом возрастных особенностей детей, в котором отражено взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Условно работу я поделила на три направления:
1-е направление «Педагог-ребенок»-непосредственное взаимодействие педагога и воспитанников.
2-е направление «Родитель - ребенок - педагог» -компетентность родителей в вопросе развития творчества нетрадиционными методами рисования. Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность.
3-е направление «Педагог-педагог»- поскольку необходимо создать условия дальнейшего развития данного вида деятельности, (нетрадиционного рисования).
Работая в направлении «Педагог - ребенок», я поставила перед собой задачи:
познакомить детей с нетрадиционными видами изобразительно техники («рисование пальчиками», «рисование ладошкой», «печать»);
научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами;
развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
развивать способность к изобразительной деятельности;
развивать познавательные и творческие способности детей;
поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ; формировать предпосылки для изобразительной деятельности у детей посредством игровой мотивации во время ООД;
использовать нетрадиционные материалы в рисовании с учётом особенностей детей младшего дошкольного возраста.
Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
• Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
• Новизна обстановки;
• Необычное начало работы;
• Красивые и разнообразные материалы;
• Интересные для детей неповторяющиеся задания;
• Возможность выбора;
• Рисования с помощью бросового материала
Формы работы:
1. Организованная образовательная деятельность. Разработано перспективное планирование работы с детьми 2 младшей группы по художественному творчеству. Совместная деятельность воспитателя и воспитанников вне образовательной деятельности.
2. Рассматривание картин и книжных иллюстраций;
3. Чтение и обсуждение художественных произведений;
4. Дидактическая игра;
5. Оформление выставок.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе был оформлен творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, карандаши, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски и альбомы с образцами жанров живописи, материал для нетрадиционного рисования :
-бумага разного формата и цвета;
-акварельные краски, гуашь, тушь;
- восковые и масляные мелки, свеча;
-палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
-стаканы для воды;
-подставки под кисти;
-зубные щетки;
-кисти щетинные;
-мыльные пузыри;
-соль;
-клей ПВА;
-пищевые красители;
-влажные салфетки и многое другое.
Работа в направлении «Родитель - Педагог - Ребенок»
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей целью:
педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей. Перед собой поставила задачи:
Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми.
Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Решения задач добивалась через:
-оформление тематических папок-передвижек;
-проведение педагогических бесед;
-проведение консультаций.
В условиях карантина строить образовательный процесс приходилось по-новому, поэтому мною была создана группа в социальной сети «ВКОНТАКТЕ». В ней было предложено родителям вместе с детьми поучаствовать в различных онлайн-мероприятиях: мастер-классе «Что такое нетрадиционные техники рисования?»; родительском собрании «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей: «Что могут эти пальчики?», «Любимой мамочке цветы!», «Осенняя красавица», «Новогодняя ёлочка». Выставки приносят детям и родителям новые знания и опыт, даже самые незначительные успехи делаются общим достоянием, поднимают рейтинг семьи, раскрывают возможности детей и родителей, сближают семьи воспитанников. Очень важно, чтобы родители формировали у своих детей уверенность в себе и своих возможностях при создании изображения предметов доступными средствами выразительности, чтобы поддерживали творческие проявления.
Работа в направлении «Педагог-Педагог»
Мной разработаны рекомендации для педагогов по использованию нетрадиционного рисования с детьми младшего возраста при проведении занятий. Также проведен мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста. Рисование пухлыми красками».
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагогов. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
Родители стали проявлять интерес к нетрадиционным техникам рисования, научились использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Можно сделать вывод: работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Считаю необходимым и в дальнейшей своей работе использовать техники рисования для развития творческих способностей детей. Тем более, что со многими техниками нам еще только предстоит познакомиться.