Папки-передвижки

Из опыта работы «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста» (2 фото)

Джиргал Манджиева
Из опыта работы «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста»

Из опыта работы «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста»

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. От качества речи, умения пользоваться ею в игре и т. д. зависит успешность деятельности ребенка.

Публикация «Из опыта работы „Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие :

— владеет активной речью, включенной в общение;

— может обращаться с вопросами и просьбами;

— понимает речь взрослых;

— знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Фото «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста»

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью ребенка, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Моя задача, как педагога - развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

С детьми 2-го и 3-го года жизни непосредственно образовательная деятельность, в основном, проводится в таких формах:

— наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения;

— инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

— рассматривание изображений знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, составление рассказов);

— чтение художественной литературы (рассказов, сказок и т. д.).

Исходя из форм взаимодействия, наиболее актуальными будут такие методы работы, при помощи которых дети активно общаются и проявляют самостоятельность, интерес к речевой деятельности.

Самыми эффективными, на мой взгляд, являются практические методы организации детей. К группе практических методов относится игровой. Этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами : вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом и т. д. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой. Игры детей с предметами, например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Настольно-печатные игры: «Большой – маленький», «Чей домик?», «Детеныши животных», дидактические игры с куклой («Уложим куклу спать», «Кукла проснулась») и другие позволяют усваивать лексико-грамматические компоненты родного языка, активизируют мыслительную и речевую деятельность детей, дидактические игры.

Еще в практике использую :

1. Чередование хоровых ответов с индивидуальными (малыши предупреждают зайчонка об опасности; утешают или баюкают куклу; при этом они должны быть убеждены в необходимости того, что делают). Хоровых ответов должно быть достаточно много. Так, новую куклу приглашают в группу сначала все дети, затем самые маленькие, затем только мальчики, и т. д.

2. Разнообразные задания, предполагающие ответ действием: найдите, покажите, выберите, принесите и т. д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить, имеется ли данное слово, речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

3. Специальные задания, побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию. «Кто-то спрятался в раздевалке» или «Мы все с вами зайчики» и т. д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умений.

4. Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов, потешек («Заинька, приходи…», «Тили-бом!», «Ладушки, ладушки»). Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны, в становлении умственной и речевой деятельности.

5. Народные игры, в процессе которых водящий показывает какое-то движение, а все повторяют. («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…» или «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»).

6. Драматизации и инсценировки. Чаще всего их проводят при ознакомлении с художественной литературой. Задача педагога – научить детей не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж жестами, мимикой, движениями. Например, инсценировка «Кто в домике живет». Вношу игрушки, «поселяю» в домик поочередно. Когда в домике несколько игрушек, спрашиваю детей: «Так кто в домике живет?» дети называют, совместно с воспитателем можно обыграть.

7. Рассматривание картинок (называние, описание). Это и показ крупных картин (коллективное обсуждение, и рассматривание картинок мелкого формата самими детьми (индивидуальная работа, оба методических приема имеют свои положительные стороны. Цель – подведение детей к пониманию слов и умению простым звукоподражанием назвать предмет.

8. Перебежки. 3-4 картинки развешены в разных концах группы, дети и воспитатель переходят от одной картинке к другой, чтобы поговорить о ней. (Где уточка? «Кря-кря», — она кричит. Покажите, где уточка). Речь идет не о картинках, развешенных постоянно, а о часто меняющихся, картинках по тематике занятия. По этому типу можно использовать находящуюся в группе мебель, предметы (Где диван? Пойдемте сядем на диван. Петенька, покажи нам, где окно. Давайте подойдем к окну). Этот же метод можно использовать и на прогулке, там дети будут знакомиться со значением других слов (скамейка, куст, песок, дерево и т. д.).

9. Выставка игрушек. В разных местах делаются небольшие полочки, на которых расставляются игрушки. Мы вместе с детьми переходит от одной к другой, описывая и рассказывая совместно с детьми об игрушке. Так же как картинки бывают разной сложности, так и выставку игрушек усложняю, в зависимости от развития речи детей.

На одной полочке можно поставить знакомые игрушки, которые они легко могут назвать, на другой – новые, или знакомые игрушки, выполняющие действия (кошка пьет из миски молоко, собачка едет на грузовике и т. д.). Или на всех полочках выставлен мишка, но на одной он играет в мяч, на другой – несет флаг и т. д.).

10. Волшебный мешочек. Хотя этот метод известен и применяется всеми педагогами, он пользуется неизменным успехом у детей и способствует как развитию понимания, так и развитию активной речи. Для этого используются мелкие игрушки, различные бытовые мелочи, картинки. Воспитатель достает предметы из мешочка, или предлагает это сделать детям, усложнив задачу, можно проделать какие-то действия с предметом, описать его, разыграть игровую ситуацию.

11. Я спрячу, а ты поищи. Для этого следует подобрать игрушки так, чтобы некоторые из них были в 2-3 экземплярах, игрушек должно быть значительно больше, чем участвующих детей. Прятать игрушки следует так, чтобы они были видны детям, по-настоящему в этом возрасте малыши еще не умеют искать. Когда ребенок найдет игрушку, нужно спросить, как она называется, какая по цвету, т. е. задавать наводящие вопросы.

12. Принеси и назови. Набор игрушек раскладывается на столе, педагог просит ребенка принести ту или иную игрушку, приучайте каждого малыша показывать эту игрушку остальным детям и называть ее.

Можно усложнить прием, проговаривая шепотом имя ребенка или спрашивая детей, кто сейчас принесет игрушку.

13. Позови. Дети, подражая воспитателю, должны сказать то или иное слово, чтобы вызвать какое-нибудь интересное для них действие. (Танечка, позови собачку, скажи: «Иди, иди ко мне»). Затем можно выставить несколько игрушек, предложить ребенку позвать понравившуюся. Можно заменить игрушки картинками, слово «иди» — словом «дай».

14. Передай другому. Один из детей получает игрушку, картинку, палочку, коробочку и т. п. Он должен передать это кому-нибудь из детей по указанию воспитателя или по собственному выбору. Предмет необходимо назвать, по возможности описать.

15. Игры с природным материалом (песком, водой, деревом, а также бумагой). Они оказывают огромное влияние на развитие речевой и познавательной активности ребенка, потому что он может смотреть на них, манипулировать, экспериментировать.

На занятиях с сюжетными игрушками даю детям предметы разных размеров, цветов, обращаю внимание на сходство и различие. На занятиях обогащаю словарь:

существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, обуви, посуды, мебели, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей);

прилагательными, обозначающие признаки предметов (величина, цвет);

глаголами, обозначающими действиями (спит, сидит, лежит);

предлогами (в, на, чашка на столе, чай в чашке).

Для этого даю изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (мячик красный и синий, по размеру (яблоко большое и маленькое, по состоянию (собака лежит и сидит). Заменяю звукоподражательные слова общеупотребительными (киска – кошка). Учу называть предметы во множественном числе (мяч - мячи, предметы окружения в естественной среде и на картинках, узнавать и называть людей на картинках разного пола и возраста. Отвечать на вопросы: Кто? Что? Какой? Как? Кому? Кого? Подсказываю поводы для обращения (кошка грустная, спросите, что случилось? Пригласите в гости).

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Пальчик, пальчик…», «Коза» и другие пальчиковые игры стимулируют речи детей, развивают кисти рук.

Использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация) в работе по активизации речи детей играет немаловажное значение. В процессе деятельности дети получают знания о форме, цвете, размере; развивается мелкая моторика, формируются четкие образы и понятия, активизируется речь.

Таким образом, активизация речи детей раннего возраста осуществляется в разных видах деятельности.

Методы и приемы, которые я использую, обеспечивают необходимую эффективность речевого развития детей. Поэтому, к трем годам, когда мы начинаем говорить о ребенке как о личности, он уже должен иметь достаточно подготовленную почву для активного использования речи в процессе деятельности и общения.

Я надеюсь, что результатом моей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.

Публикации по теме:

Использование методов и приемов нейропсихологии в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится.

Использование современных методов и приемов как эффективный способ развития мотивационной сферы младших школьников ФГОС НОО четко определил современную модель нового поколения Россиян. Это должны быть, далее цитирую: «…граждане России, обладающие новым.

Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» Доброй вам части суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом использования приемов мнемотехники в развитии речи детей старшего возраста.

Из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста при помощи самодельных игрушек из бросового материала Из года в год я сталкиваюсь с проблемой – у значительной части детей, поступающих в мою группу, низок уровень развития мелкой моторики.

Из опыта работы по развитию речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности Театрализованная деятельность имеет многогранное воздействие на ребенка. Она способствует развитию памяти, грамматически правильной речи,.

Использование различных приемов и методов конструктивной деятельности для умственного развития детей Творческий отчет на тему: «Использование различных приемов и методов конструктивной деятельности для умственного развития детей». (предоставлено.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Проблема речевого развития детей дошкольного возраста.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «РОСИНКА» Педагогический совет.

Проект «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа) ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи».(2 младшая группа №1) По доминирующей деятельности: речевой По количеству.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Использование современных методов и приемов по развитию речи в группе раннего возраста»
Опубликовано: 19 января 2019 в 13:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД