МААМ-картинки

Из опыта работы «Музейная педагогика — эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Наталья Попонина
Из опыта работы «Музейная педагогика — эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

«Даём детям не итоги чужих исканий,

А ведём их тропой исканий».

В современных условиях жизни общества становится актуальным поиск новых моделей и форм организации деятельности детей в условиях ДОУ. Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далёкого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребёнка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются самыми близкими людьми, знакомыми и привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Чем старше становится малыш, интерес к окружающему возрастает и крепнет. Юные исследователи начинают задавать многочисленные вопросы, порой бесстрашно отправляются в «путешествие в неведомый, манящий тайнами, чудесами, неизвестностью мир». На практике эта удачная встреча происходит порой не часто. Обычно крайне мало внимания уделяется постановке и разъяснению подобных проблем. Известно, что о сложном говорить простым, доступным языком трудно. А в результате зародившийся огонёк любопытства гаснет, и неизвестно вспыхнет ли он вновь. Задача же наставника не в том, чтобы дать однозначные ответы на подобные вопросы, а в том, чтобы совместно с ребёнком искать пути их решения или просто поставить их, чтобы решать потом всю жизнь. Порой важнее поставить вопрос, чем дать на него ответ, подчас субъективный или поверхностный. Развитие ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельную сферы.

Публикация «Из опыта работы „Музейная педагогика — эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

И тут на помощь взрослым наставникам приходит музейная педагогика со своими методами, средствами, программами. Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно – речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, а далее и в человеческом обществе. И реализует актуальную на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.

Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом. Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно – воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности. Средства музейной педагоги помогают заинтересовать и привлечь к партнёрскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребёнка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, т. е. неразрывной цепочки общечеловеческих духовно – нравственных ценностей.

Слово «музей» происходит от греческого и латинского слов – храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества. В условиях нашего города не так много музеев – это Краеведческий музей, музей истории медицины, музей Боевой и трудовой славы, Историко – краеведческий музей, музей Истории локомотивного депо, и Школьный историко – краеведческий музей. Все они ориентированы, в основном, на школьников. А также существует проблема с организацией посещения музеев.

Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду и назвали «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиций и определённую ограниченность тематики. Под мини – музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини – музей – это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычную предметную среду, это возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, сверстниками и педагогами. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея. В обычном музее, ребёнок, лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини-музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини-музей в ДОУ – результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.

Я хочу поделиться опытом сотрудничества с родителями в нашем детском саду по познавательному развитию дошкольников средствами музейной педагогики. В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой – либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его семьи, ребёнка. Суть функционирования мини – музеев состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, дому, семье, истории культуры своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений в творческой деятельности. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, за один год, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями – наблюдается рост познавательного развития воспитанников. Созданные мини – музеи активно помогают ребёнку осознать себя, живущим в определённый временной период, развивают в нём доброе, заботливое отношение к людям, человеческим ценностям. Учат ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Кроме того, использование элементов музейной педагогики в ДОУ позволяет эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребёнка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать и экспериментировать.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Бизиборд как средство развития детей (из опыта работы) Главная задача бизиборда-предоставление ребенку интересных и безопасных объектов.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Музейная педагогика — эффективное средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 мая 2021 в 14:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД