Лучший педагог года

Из опыта работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для школьников (4 фото)

Стельмах Наталья Ивановна
Из опыта работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для школьников

Лето – наилучшая пора для отдыха, общения с природой, постоянная смена впечатлений, приобретения новых знакомств. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии психического и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст.

Публикация «Из опыта работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для школьников» размещена в разделах

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних лагерях!

Летний оздоровительный лагерь предоставляет ребятам возможность приобретения нового опыта, проверки своих возможностей, способностей, большой эмоциональный подъем, общение с новыми друзьями, расширение кругозора, знакомство с новыми местами.

Однако особенности организации летнего отдыха влияют на психологическое состояние детей неоднозначно. К таким особенностям относятся:

- небольшая продолжительность лагеря (в среднем 18 дней, дети не всегда успевают адаптироваться;

- насыщенная, в основном коллективная деятельность детей;

- ребята не знакомы друг с другом или мало знакомы;

- необходимость подчинения жестким требованиям режима дня и правилам поведения, а подростки в основном ехали с установкой на свободу и независимость;

- непонимание частью детей, куда они ехали, и чем будут заниматься;

- ограничение пространства лагеря, как следствие – дисциплинарные нарушения;

- контингент детей от смены к смене может быть очень разным.

Проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу :

- определенная растерянность детей в начале смены и непонимание, что от них требуется;

- к середине лагерной смены (9-10 день) усталость и спад активности;

- возрастание количества заболеваний, как защитная реакция организма;

- психологические стрессы;

- личностные проблемы, обостряются проблемы лидеров;

- погружение в интенсивную деятельность, в сочетании с необходимостью одновременного выстраивания внутригрупповых связей, может привести к переутомлению участников, возникновению внутригрупповых конфликтов, общей неудовлетворенности и негативной оценке происходящего;

- если дети младшего школьного возраста – еще большое ощущение одиночества, дискомфорта, т. к. многие из них впервые выезжают из дома.

Первые 3 дня смены – самые важные. В этот период происходит знакомство детей между собой, с вожатыми и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т. д., определение ролей которые дети будут выполнять в коллективе («командир», «физорг», «организатор» и т. д.). Это очень трудное время и для детей, и для педагогов. В первые дни перед педагогами стоит несколько задач:

- познакомиться с отрядом (запомнить каждого ребенка по имени, узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы);

- перезнакомить детей между собой, помочь адаптироваться к новым условиям познакомить с территорией, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда;

- создать уютную атмосферу, дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, создать отрядный уголок, выбрать отрядную символику: название, девиз, песня, эмблема);

- включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности;

- создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).

Основными задачами педагога-психолога летнего лагеря являются :

1. Обеспечение ребятам ощущения безопасности, самодостаточности.

2. Принятие в коллективе ровесниками и взрослыми.

3. Установление статуса в коллективе.

4. Развитие искусства обнаруживать цель между удовлетворением личных надобностей и реализацией общественных увлечений.

5. Создание чувства «Мы» (семья, вместе, особые, доверия между собой.

6. Поддержание позитивного психологического настроения.

Как правило, в летнем лагере на одной смене находятся дети от 6 до15 лет. Специалисту важно выбрать те формы и методы работы, которые будут приемлемы для любой возрастной категории.

Имея многолетний опыт работы психологом в оздоровительном лагере "Зубренок" ОАО "Минский автомобильный завод" - управляющая компания холдинга "БЕЛАВТОМАЗ", в своей практике я использую приёмы игротерапии, куклотерапии, психодрамы. Замечательно зарекомендовало себя игровое пособие «Эмоциональные куклы» (авторская разработка, а также игровой парашют. Игра – это универсальное средство, как для малышей, так и для подростков.

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» в работе педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере

Самые большие трудности в первые дни привыкания к условиям лагеря возникают в младших отрядах. Многие дети впервые покидают семью, отрываются от родителей на такой продолжительный период. Проблемы возникают в общении с новым детским коллективом и взрослыми, новые жизненные условия в пространстве лагеря (совместное проживание в комнате, сон в «неродной» постели, подчинение лагерному режиму и т. д.) у многих детей вызывают психологический дискомфорт.

Очень важно в этот период правильно построить психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей. Использование игрового пособия «Эмоциональные куклы» в работе педагога-психолога позволяет разнообразить методы работы с детьми. Одной из эффективных форм использования кукол, как с младшими, так и со старшими детьми, стало составление историй.

Данная форма работы носит несколько вариантов:

1. Составление истории по заранее проговорённой теме. Как правило, сюжет связан с приездом куклы или кукол в лагерь. Акцент нужно делать на положительных моментах – кукла стала самостоятельной, она повзрослела, сама справляется с жизненными ситуациями, родители будут ей гордиться и т. д.

2. Самостоятельный выбор. Дети самостоятельно выбирают кукол и составляют историю. Основная задача психолога – подвести детей к логическому завершению истории, с позитивным ресурсным содержанием.

3. Индивидуальная работа. Составление и проигрывание истории с ребёнком исходя из конкретной проблемы.

4. Рисование истории. Детям даётся задание придумать и нарисовать кукольную историю. В отряде проводится презентация иллюстрированных историй, можно устроить выставку работ или сделать общую отрядную книгу.

5. Дневник куклы. Ребёнок ведёт ежедневный дневник от лица куклы. Он может быть в форме историй, коротких высказываний, рисунков, заметок. Такая форма работы очень эффективна со старшими детьми.

6. Составление и инсценировка кукольной истории.

Примеры детского творчества с использованием игрового пособия «Эмоциональные куклы»

Презентация Радости

(совместное составление истории)

составители дети 11 лет (старшая дружина)

Я – Радость. Я прихожу к людям, когда для этого есть повод. А повод может быть разным. Для кого-то – ясное небо и солнце, для другого – вкусная еда, для третьего – дорогая машина и модная одежда. Люди сами выбирают причину, что бы пригласить меня в гости. Я стараюсь никого не обижать и радовать всех. Но самой мне порой бывает очень грустно. Грустно от того, что люди радуются деньгам. Дорогим вещам, украшениям. А зачастую, и это самое страшное, люди радуются, когда другим плохо, когда у кого-то случается беда. Я не могу приходить по таким поводам. Моя радостная душа обливается слезами, я почти умираю…

Но вот где-то я слышу зов. Там маленький мальчик от всего сердца радуется увидев бабочку, в другом месте мама плачет от радости, что её ребёнок выздоровел, где-то далеко целое селение танцует танец радости, что пошёл дождь и будет урожай. Моя израненная душа возрождается, я лечу на крыльях к этим людям и радуюсь-радуюсь-радуюсь вместе с ними. Радуюсь человеческому и вечному. Радуйтесь! Дарите Радость друг другу!

Грусть

Александра, 13 лет

Загрустила Грусть,

Стало грустно Грусти…

Грустный дождь идёт

на душе прегрустно.

Грустные друзья

Грустно рассуждают.

В грустной тишине

Грустная реальность.

Так сидела Грусть

Рассуждая грустно,

А кругом цветы, радуга и солнце.

А кругом ведь жизнь

И полно ЭМОЦИЙ!

Не грустите!

Использование игрового парашюта в работе педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере

Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки.

Для игры с парашютом нужно хотя бы 8 человек, а лучше – 10-15, тогда всем хватит ручек, и все смогут насладиться игрой.

Игры в парашют – не соревновательные, они учат согласованности действий, и умению чувствовать движения остальных игроков. Для детей очень важно ощутить именно через движения то, что они могут быть частью команды. При играх с парашютом это могут почувствовать даже самые маленькие игроки.

Ребёнку любого возраста важно научиться согласовывать свои действия с командами ведущего и с действиями других игроков. В играх с парашютом это случается само собой, без особых усилий. Даже очень стеснительные дети, которые с трудом играют в общие игры и не торопятся обычно присоединиться к групповым играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даёт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в этих играх никто не требует сразу давать руку другим людям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребёнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.

Парашют очень полезен как для тихих и медлительных детей, так и для активных, в том числе и для гиперактивных детей, поскольку игры с парашютом дают возможность как растормошить тихих детей, так и утихомирить особо шустрых.

Игра на знакомство

Дети держат парашют и идут по кругу. Ведущий проговаривает, кто именно прячется под парашют. Например: кто Катя, Сергей, Иван и т. д. (желательно называть имена, которые есть в отряде, кто любит рок-музыку, кто родился в апреле, мае и т. д., кто не любит пить молоко, кто занимается спортом и др.

Критериев «посадки» может быть великое множество, чем они разнообразнее, тем лучше дети узнают друг друга в первый же день.

Игра «Дождь и солнце»

Дети держат парашют. Ведущий говорит "солнце" или "дождь". Когда светит солнце, все вместе поднимаем парашют как можно выше. Когда идет дождь, все прячутся под парашют, держась за ручки парашюта.

Игра «Охота»

Под парашют кладем разные предметы: мячик, скакалку, пластиковую бутылку. Поднимаем парашют и игроки, чьи имена назвал ведущий, должны пробежать под парашютом и успеть схватить что-нибудь. Если крыло парашюта задело игрока, он должен положить игрушку на место.

Игра «Пятнашки»

Поднимите парашют высоко-высоко над головой. Выберите ребенка, назовите его имя. Теперь ребёнок должен пробежать (проскакать, пропрыгать, проползти) под парашютом до того, как тот опустится на землю.

Игра «Красный вход, синий выход»

Парашют отлично подходит для активных подвижных игр с простыми правилами. Например, можно объявить, что дети могут заходить только через красный сектор, и выходить напротив, через синий, а обратно бежать снаружи от парашюта, чтобы не было столкновений внутри. Взрослые поднимают и опускают парашют, а дети вбегают со стороны красного входа, и выбегают там, где синий выход, если их не коснулся парашют. Если же парашют уже опустился, то дети останавливаются и ждут нового дня.

Игра «Морской ветерок»

Игра на расслабление и отдых, хороша после других активных занятий. Половина группы детей ложится на землю, головами к центру парашюта. Остальные, держась за парашют, поднимают его высоко и опускают вниз. Тех, кто лежит, обдувает приятным ветерком.

Игра «Водоворот»

Для этой игры нужен парашют и большой лёгкий мяч.

Команда объединяется, натягивает парашют, потом начинает плавно покачивать парашют, стараясь с одной стороны помочь мячику катиться по парашюту вдоль края, с другой стороны – следя за тем, чтобы мяч не упал с парашюта. Эта игра требует большой командной работы и активного взаимодействия.

Игра «Прятки»

Все дети стоят в кругу и держат парашют. Закрываем глаза и не подглядываем. Одного из ребят тихонько прячем под ткань парашюта, оставшиеся пытаются угадать, кто исчез.

Вариант пряток: прячущиеся ложатся под парашют, выставляя только ноги. Все остальные должны угадать по ботинкам, кто же под крылом.

Из опыта работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для школьников
Фото №1 Лето наилучшая пора для отдыха общения с природой постоянная смена впечатлений приобретения новых знакомств Фото №2 Это время когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение накопившееся за год внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть что удивительное рядом Фото №3 Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека большая часть этого периода приходится на школьный возраст
Публикации по теме:

Презентация о работе педагога-психолога «Накопление положительного эмоционального опыта детьми средствами арт-терапии» В мире существует 4 стихии: вода, огонь, воздух и земля. Взаимодействие этих стихий производит всё, что окружает людей. Это относится не.

«Супер-леди». Развлечение в летнем пришкольном лагере Добрый день, уважаемые взрослые, ребята, судари и сударыни! Сегодня у нас произойдёт знаменательное событие – наши девочки будут бороться.

Аналитический отчет педагога-психолога: направления работы Аналитический отчет педагога-психолога на 2016/2017 учебный год Работа педагога-психолога в 2015-2016 учебном году осуществлялась в соответствии.

Циклограмма работы педагога-психолога на 2017–2018 учебный год .

Игровое путешествие в летнем лагере к празднику Дню Нептуна. Большое лесное приключение Мероприятие проводится для ребят всего лагеря. Проводить можно как в первой, так и во второй половине дня. Готовится оно заранее. Проходит.

Из дневника педагога-психолога: начало работыИз дневника педагога-психолога: начало работы Совсем недавно в нашем Центре появился психолог. Раньше такая должность была, и на ней успешно работали мастера своего дела, помогая детям,.

Примерный перспективный план работы педагога-психолога с педагогами ДОУ Актуальность Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) в образовательных.

Программа летнего отдыха детей в пришкольном оздоровительном лагере Содержание Паспорт программы Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Концепция программы Педагогическая идея программы Принципы.

Развлечение в летнем пришкольном лагере с героями русских народных сказок На сцене появляется Кикимора. КИКИ (очень весело, всё время похохатывая): Всем приветик! А моих что, ещё нет? Так что же это получается?.

Совместное занятие педагога-психолога и педагога по ИЗО-деятельности для старшей группы «Перелетные птицы» Совместные занятия педагога-психолога и педагога по изо - деятельностидля старшей группы компенсирующей направленности Тема занятия 2 «Перелетные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере для школьников
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 20:57
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД