Приложение МААМ

Из опыта работы по развитию речи и познавательной активности через продуктивную деятельность. Технология «Говорящая стена» (1 фото)

Жанна Бородина
Из опыта работы по развитию речи и познавательной активности через продуктивную деятельность. Технология «Говорящая стена»
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы по развитию речи и познавательной активности через продуктивную деятельность. Технология «Говорящая стена»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Мастер класс для педагогов ДОУ.

«Развитие речи, детской инициативы и познавательной активности через продуктивную деятельность и использование технологии «Говорящая стена»

Подготовила:

воспитатель Бородина Жанна Николаевна

Сыктывкар, 2023 г.

Публикация «Из опыта работы по развитию речи и познавательной активности через продуктивную деятельность, Технология „Говорящая стена“» размещена в разделах

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в детском саду, способное обеспечить развитие самостоятельности ребёнка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений. Для того чтобы организовать и обогащать самостоятельную детскую деятельность, нужно  модернизировать образовательную среду. С этой целью в нашей группе была внедрена  технология «Говорящая стена»

История «Говорящих стен»

Откуда пришла к нам технология

«Говорящих стен»? Если быть точными, то из далекой предыстории человечества:

Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки, повествующие о правилах и особенностях охоты, о животных данной местности, о путешествиях и т. д.

Новизна

Основная идея технологии «Говорящая стена» - трансформация среды пребывания детей в воспитательно - обучающую среду. Это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно - пространственную среду ДОУ в своеобразный живой экран. Он включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы.

Её суть заключается в том, что ребёнок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

«Говорящая стена» - это:

- Центр познавательного развития;

- Социально - коммуникативный центр;

- Центр художественно - эстетического развития.

Какие задачи решает «Говорящая стена»:

- Создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

- Позволяет изменять предметно - пространственную среду с учётом образовательной ситуации;

- Развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

- Обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

«Говорящая стена» помогает педагогу ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной. «Говорящая стена» помогает освоить режимные моменты, особенно в младших группах.

Формы, методы и приёмы работы:

Работа с «Говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. Мы знакомим детей с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Применяя наглядные, словесные, проблемно - поисковые методы  изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал, игры по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Используем игровые приёмы, когда герой просит помощи в создавшейся ситуации. Дети ищут решение самостоятельно или с помощью педагога. При работе со стеной педагог может  делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

Как известно, дети младшего дошкольного возраста проявляют интерес к продуктивным видам деятельности, им нравится рисовать, лепить, работать с цветной бумагой. Продуктивная деятельность позволяет максимально развивать детскую инициативу. А технология «Говорящая стена» помогает детям выбрать понравившийся вид деятельности, рассмотреть примеры работ воспитателя, взять образец рисунка для разукрашивания, сделать свою работу и тоже поместить ее на «Говорящую стену». Воспитатель ежедневно обновляет стенд «Говорящей стены», помещает новые образцы, рисунки, шаблоны, дидактические игры, которые могут использоваться в течении дня как на занятии, так и в свободной деятельности детей.

Составляющие «Говорящей стены»:

- Магнитные полоски, доска;

- Ковровое полотно;

- Нарисованный сюжет;

- Прищепки;

- Кармашки;

- Магниты;

- Игры (образцы, схемы, карты алгоритмы) и игровые фишки;

- Различные тематические картинки.

На уровне глаз детей размещается разнообразная информация, которая представлена в доступной для детей форме, фотографии, выставки рисунков, поделок, схемы и карты, созданные вместе с педагогом.

Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы и повысит его вариативность. На прищепки можно подвесить картинки к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

Дети рассматривают фотографии своих игр, занятий, рисунков, и это побуждает их возвращаться к ним снова и снова. Таким образом, инициатива исходит не от взрослого, а от ребёнка. Например, ребёнок видит себя на фотографии во время игры в больницу, вспоминает, как ему было интересно, и возвращается к этой игре.

Можно использовать «Говорящую стену» как выставку детских работ, которые регулярно сменяются, что является показателем вариативности среды. Для воспитанников важно осознание нужности своего труда. Как правило, их рисунки после просушивания убираются в папки, вывешиваются в приемной для родителей. Но в приемной ребенок и родитель проводят не более получаса в день. Основное время дошкольники находятся в группе, поэтому важно, чтобы выставки детских работ размещались для детей. Когда они видят свои рисунки на «Говорящей стене», у них есть возможность и время их рассматривать. Дети их обсуждают, обмениваются впечатлениями - так создаются условия для речевого и социально-коммуникативного развития.

Кроме того, осознание того, что твою работу разместят на выставке, дает ребенку дополнительную мотивацию. Чтобы его рисунок был достойным, он будет стараться сделать работу аккуратно и красиво.

Примеры:

- Сенсорная стена;

- Бизиборд;

- Фланелеграф;

- Магнитная доска.

Сенсорная стена - одно из направлений развивающей стены.

Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Сенсорная стена – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.

Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр.

Бизиборд представляет собой деревянную панель с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели, кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы).

Самое ценное объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?».

Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы.

Фланелеграф - учебное наглядное пособие для детей, которое можно использовать от рождения ребенка; доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Фланелеграф с давних пор используется в детских садах на занятиях с детьми. Сделать фланелеграф довольно просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей и детей. Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук и сенсорного развития, развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

Магнитная доска – это универсальное демонстрационное оборудование, позволяющее сделать занятия с детьми дошкольного возраста насыщенными и увлекательными. Возможность использования на доске мел, маркер и магнит позволяет создавать на вертикальной плоскости игровые сюжеты, сказки, развивать навыки ориентировки в пространстве, составлять узоры. Мы на доске играем в развивающие игры, проигрываем сказки и т. д. Содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей. Младшим дошкольникам понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Дети способны выложить конкретную фигурку с помощью образца. Игры «Кто, где живет», «Кто, что ест», «Мама и ее малыш», «Овощи и фрукты», «Сказки», «Четвертый лишний» и др. мы используем на своих занятиях, также они находятся в свободном доступе. Каждый ребенок может взять поиграть самостоятельно, либо с другом. Перечень игр, направленных на закрепление умений и навыков постоянно пополняется. Со временем одни игры заменяются другими.

Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами.

В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.

Результативность данной технологии:

У детей развивается внимание, память, мелкая моторика, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие.

Дети становятся более инициативными, активными, самостоятельными, общительными, как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Хочется закончить словами Я.  Коменского:

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»

Публикации по теме:

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Фотоотчет «Знакомство детей раннего возраста с ягодками и грибами» через продуктивную деятельностьФотоотчет «Знакомство детей раннего возраста с ягодками и грибами» через продуктивную деятельность Рисование и аппликация «Красная ягодка» Цели и задачи: учить детей рисовать ягоды методом «тычка» ватной палочкой; развивать чувство цвета;.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность»Конспект родительского собрания на тему «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Родительское собрание во второй младшей группе №1 «Сказка» Тема: «Развитие мелкой моторики у детей через продуктивную деятельность» Цель:.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы по развитию речи и познавательной активности через продуктивную деятельность. Технология «Говорящая стена»
Опубликовано: 21 марта 2023 в 12:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы по развитию речи и познавательной активности через продуктивную деятельность. Технология «Говорящая стена»» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Бородина (УИ 1386130) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД