Получи документы

Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников»

Ольга Болучевская
Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников»

Выступление по теме: «Музыкально-ритмические движения, как средство развития чувства ритма у дошкольников»

Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме — ритмических упражнениях и играх.

Публикация «Из опыта работы „Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников“» размещена в разделах

Движение под музыку - один из самых привлекательных для ребенка видов деятельности. Если исходить из того, что все дети способны к музыке и движениям и, что у всех изначально есть желание двигаться, выражать себя в пластических импровизациях, то остается одна проблема: где найти такой простой, доступный и вместе с тем привлекательный репертуар, который бы не требовал длительного разучивания, а был бы воспринят ребенком практически сразу и с радостью.

Еще одна проблема – улучшение качества движений. Решение ее в немалой степени зависит от того, под какую музыку двигаются дети. В области музыкально-ритмических движений требования доступности музыкального репертуара тесно соотносятся с требованиями доступности художественно-образного содержания музыки, используемой в танцах, хороводах, музыкально-ритмических упражнениях, сюжетно-образных движениях. Основное внимание при отборе репертуара должно уделяться яркости, динамичности музыкальных образов, способных побудить ребенка к двигательной активности.

В образовательной программе дошкольного воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наше дошкольное учреждение, система работы с МРД изложена четко и последовательно; дан список рекомендуемого репертуара, проверенного многими поколениями музыкальных руководителей. Но меняется время, меняются дети и нам надо идти в ногу со временем. Поэтому встает проблема обновления содержания репертуара музыкальных игр, танцев, композиций.

Постановка танцев представляла для меня некоторые затруднения. Я стала думать, как же можно решить эту проблему. А решить эту проблему мне помогает «Танцевальная ритмика для детей» Т. И. Суворовой, которая меня очень заинтересовала. Программа состоит из шести книг, каждая из которых представляет собой особую ценность. Книги находятся у меня в электронном виде вместе с музыкальным приложением. Здесь очень хорошо подобран материал для использования музыкальными руководителями, руководителями физического воспитания дошкольных учреждений и преподавателями ритмики в начальных классах школ.

«Там где для детей польза, там должно быть и удовольствие» - девиз педагогической технологии Т. И. Суворовой.

Начав работу с данной технологией, я поняла, что она очень интересна детям. Дошкольников привлекает яркая музыка, иногда непривычная для детского слуха. Так, например, горячо любимое детьми музыкально-ритмическое упражнение «Стирка» (пьеса «Турецкий базар») вызывает массу положительных эмоций. Эта технология отличается жанровым многообразием.

Ее музыкальная часть характеризуется широким диапазоном направлений и стилей: используется народная музыка, классическая, джазовая, эстрадная и, конечно же, детская музыка. Дети в композициях Т. Суворовой «окунаются» в «живую музыку», а благодаря танцевальной аранжировке этот музыкальный материал играет новыми красками, обогащая и расширяя кругозор детей, воспитывая хороший вкус. Композиции, которые предлагает Т. Суворова настолько доступны детям, что не приходится учить долго и неэффективно, а это очень важно.

Технология удобна в работе благодаря современному методическому обеспечению: методическая литература (программа танцевального кружка «Непоседы», методические пособия - музыкальные и нотные приложения, (описание танцев и упражнений, фото и видео материалы.

В «Танцевальной ритмике» соблюден принцип вариативности: возможность использования «живой» фортепианной музыки и ее аранжировки, что обогащает и расширяет кругозор детей.

Следующий немаловажный момент – это доступность танцевальных движений. Музыкально-ритмические движения, подобранные Т. И. Суворовой, доступны подавляющему большинству детей. Это позволяет музыкальному руководителю и детям экономить силы и время на освоение композиции. Необходимо лишь выучить последовательность и отшлифовать качество.

При желании возможна совершенно безболезненная корректировка уровня сложности движений.

Думаю, эти аргументы убедительно свидетельствуют о необходимости внедрения «Танцевальной ритмики» в комплексные программы дошкольного образования.

Технология Т. И. Суворовой охватывает все аспекты музыкально-ритмических движений такие как : упражнения («Упражнение для рук», упражнение на перестроение «Тридцать три коровы», «Капельки»); упражнения с предметами, этюды («Веселый тренаж»); танцы и пляски; характерные танцы («Танец медведей», «Танец пингвинов», «Танец бусинок»); хороводы и игры.

Преимущество технологии Т. И. Суворовой в том, что она стимулирует собственное творчество музыкального руководителя и детей, предлагает новые формы организации праздников (например, фестивали спорта, танцев и дошкольных талантов, интересные идеи костюмов и аксессуаров для танцев.

Дети с удовольствием разучивают предлагаемые композиции. Улучшается их координация, выразительность движений, чувство ритма. Радует возросшее у старших дошкольников чувство ответственности и переживания за успех общего танца. Хочется отметить положительную реакцию родителей на праздничные выступления детей.

Таким образом, мы видим, что технология Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика» органично вписывается в практику работы ДОУ, в том числе и в программу ДОУ. Использование современных программ, технологий, методик – это залог успешного музыкального развития дошкольников.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. «Музыкально-ритмические рисунки» (тренаж)

Подобные упражнения следует включать в начало занятий, т. к. их исполнение способствует концентрации внимания у детей, созданию бодрого, приподнятого настроения. Важным является также психофизический «разогрев», после которого детям уже легче осваивать те или иные танцевальные движения.

2. «Парные и круговые пляски».

Это, пожалуй, незаменимый материал для проведения развлечений, утренников, новогодних «елок» и т. п. Предлагаемый репертуар также отличается доступностью для исполнения детьми разного возраста, универсальностью с точки зрения включения в любую праздничную программу.

3. «Сюжетные и характерные танцы». «Танцы-игры»

Это готовый репертуар для детских праздников. Эти танцы отличаются доступностью, легкостью освоения детьми с разной подготовкой. Их можно оформить яркими костюмами и атрибутами. При исполнении данного репертуара детьми, важно обратить внимание на выразительность мимики и движений.

4. «Наше наследие».

Лучшие разработки по ритмике для дошкольников собраны в этом разделе. Они не потеряли своей актуальности и сегодня. Они также нравятся детям, как и 20-30 лет назад и пользуются большим успехом у зрителей.

Музыкальные композиции Т. И. Суворовой отличаются высочайшим качеством отбора и записи музыки, что особенно ценно, простотой танцевальных движений, что позволяет без напряжения, щадя психику и здоровье воспитанников, с удовольствием разучивать их и использовать на праздниках и в быту.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО РИТМИКЕ

Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в музыкальном зале, под сопровождение фортепиано и под фонограммы детских песен, и современных танцевальных мелодий. Занятия при этом получаются разнообразными. Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения).

Затем следует «основная» часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). Видео

Далее идет оздоровительная часть. Программу развития музыкально-ритмических движений я считаю необходимым дополнить системой музыкально-оздоровительной работы в детском саду, ещё и потому что это очень помогает мне решать задачи основной адаптированной программы ДОУ при работе с детьми с ОВЗ. Автором — составителем книги, которую я использую в системе музыкально-оздоровительной работы, является О. Н. Арсеневская. Это динамические упражнения «Осенняя разминка», «Мы на лыжах в лес идем», «По дорожке», «Прогулка в зимний лес», «Ну а снег летит, летит», комплекс дыхательной гимнастики (проводить ее надо очень осторожно) «Насос» (Накачиваем шины, «Повороты головы» (Вправо-влево, «Шелестит листва», «Ветерок» (на развитие длительного выдоха). Дети очень любят игровой массаж тела - «Зайка», «Гусенок Тимошка», «Осень», «Веселый музыкант», «Капуста», «Хлоп-хлоп», «Дождь». На музыкальных занятиях массаж проводится под музыку — слова пропеваются или ритмодекламируются, или музыка звучит просто фоном. Дети закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук. Кроме того, массаж поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Также я использую речевые игры - «Листопад», «Снег», «Снеговик, которые имеют огромное значение в развитии чувства ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Выразительная разговорная речь, тесно связанная движением, музыкальной интонацией, становится тем самым мостиком, который связывает движение и музыку.

Далее — активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Видео

После чего детям требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках, или лежа на ковре. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку. В конце занятия я использую релаксационные упражнения - «Рыбка», «Ежик», «Водопад», «Неваляшка, «Бабочки», «Сладкая греза» и т. д. Также у меня имеется подборка релаксационных упражнений.

Я очень много использую упражнений, танцев из репертуара Суворовой в повседневных упражнениях, а также на развлечениях и утренниках. Программа Суворовой оказывает мне большую помощь в работе. Детям очень нравится танцевать под очень красивую, разнообразную музыку, качественно записанную. Используется много различных атрибутов в танцах и упражнениях. Я буду и дальше работать по методике Татьяны Иосифовны Суворовой. А также советую брать этот репертуар всем музыкальным руководителям детских садов. Успешной всем работы. Дорогие коллеги, спасибо всем за внимание! Может быть, предоставленный мною материал, вас заинтересовал.

Публикации по теме:

Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности Музыкальный руководитель: Лисицына Н. Б. «Развитие чувства ритма у дошкольников в музыкально-игровой деятельности» Ритмическая способность.

Бизиборд как средство развития малышей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития малышей (из опыта работы) Появление бизибордов в жизни наших детей тесно связано с именем итальянского педагога М. Монтессори,известной своими нетривиальными методиками.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста Составила: муз. руководитель Корнева.

Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс «Игра на ложках. Средство развития чувства ритма у детей дошкольного возраста» Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса.

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Составитель: музыкальный руководитель Христенко.

Обобщение опыта работы «Народно-прикладное искусство как средство развития речи старших дошкольников с ОНР» Народно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит.

«Домашний театр как средство речевого развития ребёнка раннего возраста». Из опыта работы Опыт семейного воспитания - семьи Мкртичян Алины по теме «Домашний театр - как средство речевого развития ребёнка раннего возраста" Театрализованная.

Опыт работы «Музыкально-ритмические движения как одно из средств воспитания и развития дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад №2 комбинированного вида Обобщение опыта работы Тема:.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников»
Опубликовано: 23 января 2019 в 17:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД