Приложение МААМ

Изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к школе

Серебренникова Анастасия Андреевна
Изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Выпускная квалификационная работа

Серебренникова Анастасия Андреевна

1-ДО-17

Специальность 44.02.01 - Дошкольное образование

Новокузнецк, 2021

Оглавление

Введение…. 3

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе…. …. 6

Публикация «Изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к школе» размещена в разделах

1.1. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе…. ….….6

1.2. Характеристика психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе….…. 16

1.3. Возможности изобразительной деятельности в подготовке дошкольников к обучению школе….….…. …. 25

Выводы по первой главе…. ….…33

Глава 2. Организация работы на занятиях по изобразительной деятельности как средство подготовки дошкольников к обучению в школе

2.1. Выявление уровня готовности детей к обучению в школе….….35

2.2. Разработка и реализация комплекса занятий по изобразительной деятельности…. …42

2.3. Выявление динамики готовности детей к обучению в школе…. …51

Выводы по второй главе…. …57

Заключение…. …. …61

Список литературы….…. …64

Приложение…. …. 67

Введение

Проблема готовности к школьному обучению занимает очень важное место в сферах работы таких специалистов как психолог, педагог, физиолог и другие. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.

Готовность детей к обучению в школе имеет важную и значимую роль в старшем дошкольном возрасте. По данным различных исследований школьных психологов от 10 до 45% учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации. Причина этого состояния определяется личностной неподготовленностью ребенка к школе, где обучение носит коллективный характер деятельности.

В отечественной психологии проблемой готовности к школьному обучению занимались : Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков и др. Изучением личностной готовности к школе занимались : Д. Н. Узнадзе, В. В. Давыдов, А. К. Маркова.

Актуальность темы исследования связана с тем, что современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «строка», «страница», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточностью сформулированных навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать графические навыки письма.

Одним из средств подготовки руки ребенка к письму являются занятия по изобразительной деятельности. На занятиях изобразительной деятельностью в детском саду решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе. Изобразительная деятельность формируется по мере становления жизни ребенка и таким образом может служить показателем психического развития.

По мнению специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство - период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики. Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций. По мнению ряда специалистов, рисование способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируются конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанными с важнейшими психическими функциями - зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для подготовки руки ребенка к письму. Исследователи, изучающие особенности развития графических навыков дошкольников, в том числе посредством изобразительной деятельности, это Т. С. Комарова, В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова, Н. П. Сакулина и др.

Однако в ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что недостаточно раскрыты возможности изобразительной деятельности в подготовке дошкольников к обучению в школе.

Противоречие исследования: между задачей формирования готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе и недостаточно раскрытыми возможностями изобразительной деятельности для решения данной задачи.

Проблема исследования: каковы и как реализовать возможности изобразительной деятельности в подготовке дошкольников к обучению в школе?

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможностей изобразительной деятельности в подготовке дошкольников к обучению в школе.

Объект исследования: подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Предмет исследования: возможности изобразительной деятельности как средства подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Гипотеза: изобразительная деятельность как средство подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе будет успешной, если:

- будет разработан и реализован комплекс занятий по изобразительной деятельности, направленный на формирование адекватной самооценки и внутренней позиции школьника; развитие познавательной деятельности и речи; стремление детей занять более значимую социальную позицию; формирование произвольности поведения;

- занятия по изобразительной деятельности будут интересными детям и будут способствовать внеситуативному общению с взрослыми и сверстниками, развитию мотивации к учению.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы использования возможностей изобразительной деятельности в формировании готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить уровень готовности детей к обучению в школе.

3. Определить результативность использования возможностей изобразительной деятельности детей в подготовке дошкольников к обучению в школе.

Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении сущности понятий «изобразительная деятельность» и «подготовка дошкольников»; определении особенностей обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста; рассмотрении видов изобразительной деятельности; возможностей подготовки детей в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

Практическая значимость заключается в разработке и реализации комплекса занятий по изобразительной деятельности для формирования готовности дошкольников к обучению в школе, который может быть рекомендован воспитателям детей старших возрастных групп ДОУ.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецка, 18 детей подготовительной к школе группы.

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

1.1. Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особую значимость. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях и в семье. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-исследователями (Л. Ф. Берцфаи, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. Витцлак, В. Т. Горецкий, В. В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н. И. Непомнящая, С. Штребел, Д. Б. Эльконин, и др.) [3]. Одним из важнейших компонентов готовности к школе, как отмечается рядом авторов (А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, Г. Б. Яскевич, и др., является достаточный уровень сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и отношения к самому себе [19].

Актуальность изучения готовности детей к школе посещающих детский сад связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями: введены новые программы, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования, предъявляются к детям, идущим в первый класс. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Личностная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи. В психолого-педагогической литературе встречается большое разнообразие подходов к рассмотрению сущности, структуры, содержания, условий формирования личностной готовности к обучению в школе. В качестве основополагающих аспектов выделяются:

- состояние физического и психического здоровья, уровень морфологической зрелости организма;

- уровень развития познавательной деятельности и речи;

- стремление занять более значимую социальную позицию;

- сформированность произвольности поведения;

- внеситуативное общение с взрослыми и сверстниками [10, c. 76].

Личностная готовность ребенка к обучению в школе, а, следовательно, и успешность его дальнейшего обучения обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для того чтобы он мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть выработан определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки, так как учение – это деятельность, предъявляющая особые требования к личности. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия. В конечном итоге ребенок должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение. В связи с этим, особого внимания заслуживает специальное изучение внутреннего мира ребенка, его самосознания, которое отражается в актах самооценивания и саморегулирования представлений личности о себе, о своем месте в сложной системе общественных отношений [21,с 10 – 12].

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Данной проблемой занимались психологи Л. А. Венгер (разработавший оригинальную концепцию познавательного развития ребенка в дошкольном возрасте) [2], Л. И. Божович, который при изучении интеллектуального компонента личностной готовности к школе акцент делает не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «. ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы». Для успешного обучения ребенок должен уметь выделять предмет своего познания [1, с. 98].

JI.A. Венгер отмечает что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все отдельные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенные блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может Составляющими этого набора, прежде всего, являются мотивация, личностная готовность, в которую входят «внутренняя позиция школьника», волевая и интеллектуальная готовность [2, с. 113].

Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

В. В. Давыдов считает, что ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль [5].

Подготовка детей к школе - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Личностная готовность к школе - только один из ас-пектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для обучения в школе. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Готовность к школьному обучению заключается в формировании внутренней позиции школьника. Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции.

Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости - он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» [1].

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития - младший школьный возраст.

Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.

Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение - важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т. е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

По утверждениям М. И. Лисиной, кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение [14].

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Фотоотчет. Изобразительная деятельность «Комнатные растения»Фотоотчет. Изобразительная деятельность «Комнатные растения» В детских дошкольных учреждениях детей окружают зеленые друзья. Кто же это? - комнатные растения. Комнатные растения – частички живой.

Изобразительная деятельность. Барельефная лепка «Золотой петушок»Изобразительная деятельность. Барельефная лепка «Золотой петушок» Старшая группа. Художественно – эстетическое развитие. Социально – коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Цель: Научить детей.

Изобразительная деятельность детей «Осенние картины» (подготовительная к школе группа). ФотоотчетИзобразительная деятельность детей «Осенние картины» (подготовительная к школе группа). Фотоотчет Каждое время года прекрасно по - своему. У каждого из них своя палитра красок, запечатлеть которую, мы можем с помощью различных поделок.

Изобразительная деятельность к Дню космонавтики.Изобразительная деятельность к Дню космонавтики. В этом году исполнилось 55 юбилейных лет со дня первого полёта человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин отправился.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Изобразительная деятельность младших дошкольников с использованием нетрадиционной техники «Снежная баба»Изобразительная деятельность младших дошкольников с использованием нетрадиционной техники «Снежная баба» Цель:продолжать знакомить детей с круглой формой. Задачи: - учить рисовать предметы круглой формы; - продолжать учить детей пользоваться.

Изобразительная деятельность моего младшего сыночка АкбараИзобразительная деятельность моего младшего сыночка Акбара Уважаемые коллеги представляю вам рисунки моего сына Акбара ему 4 года 6 месяцев. Акбарчик посещает МКДОУ детский сад №220 "Звездочка" группа.

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к школе
Опубликовано: 23 октября 2022 в 09:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность как средство подготовки дошкольников к школе» (включая файлы) размещена пользователем Серебренникова Анастасия Андреевна (УИ 2175211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД