Папки-передвижки

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

Галина Кладова
Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

По мнению А. И. Захарова, наиболее успешно психологическому воздействию подвергается тревожность в дошкольном и младшем школьном возрасте. Психологическая коррекция определяется как «исправление» и оптимизация процесса психического развития личности и предполагает использование естественных движущих сил психологического и личностного развития.

Публикация «Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

При этом мы учитываем, что психологическая коррекция, осуществляемая психологом, не предполагает исправление недостатков, имеющих органическую основу, и дифференцируем психокоррекцию нормального и аномального развития. Основную задачу психокоррекционного воздействия мы видим в формировании отсутствующих или недостаточно развитых психологических качеств.

Изотерапия как часть арт-терапии является наиболее распространенным видом лечебного воздействия, коррекции посредством изобразительной деятельности.

Понятие «арт-терапия» возникло в контексте идей З. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством изобразительного творчества помогал психически больным людям выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них.

Сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъекта, которое проявляется в: реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности; актуализации переживаний и выведении их во внешнюю форму через продукт художественной деятельности; создание новых, эмоционально позитивных переживаний, их накопление; актуализации креативных потребностей и их творческом самовыражении.

Функциями арт-терапии являются:

1. Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.

2. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

3. Коммуникативно-рефлексная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки [15, с. 39].

Изотерапия – это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. И. Изотова и др.) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей [4, 10].

Так, Т. Г. Казакова [11], К. Д. Ушинский [38], Я. А. Коменский [13] отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться [37, с. 43].

По мнению С. Г. Рыбаковой [35], процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование изо-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Л. Д. Лебедева [17] подчеркивает роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности изо-терапии по отношению к младшим школьникам с тревожностью имеют огромный потенциал.

Изобразительное творчество дает возможность ребенку почувствовать и осмыслить самого себя, показать без затруднений свои размышления и ощущения, быть собой, легко выражать грезы и надежды, а также – избавиться от отрицательных переживаний прошедшего. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней [12, с. 15].

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности : в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее [2, с. 177].

Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов и тревожности в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова.

Метод включает следующую последовательность.

- свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности;

- рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;

- обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;

- изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е. символическая, конструктивная переработка страха;

самовыражении.

Функциями арт-терапии являются:

4. Катарсическая – очищающая, освобождающая от негативных состояний.

5. Регулятивная – снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.

6. Коммуникативно-рефлексная, обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Изотерапия – это специализированная форма психокоррекции и психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Ее целью является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Анализ результатов психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, Е. И. Изотова и др.) показал, что данный метод способствует повышению самооценки, учит расслабляться и избавляться от негативных эмоций, в частности очень эффективен для коррекции эмоциональных нарушений у детей.

Так, Т. Г. Казакова, К. Д. Ушинский, Я. А. Коменский отмечают, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, лепя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.

Метод построен на теории психомоторной связи. По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются движением. Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения. Так, например, образы и мысли представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук – ударить, заслониться.

По мнению С. Г. Рыбаковой, процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребенка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование изо-терапевтических технологий позволяет психологу помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Л. Д. Лебедева подчеркивает роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей ребенка. Поэтому коррекционные возможности изо-терапии по отношению к младшим школьникам с тревожностью имеют огромный потенциал.

Изобразительное творчество дает возможность ребенку почувствовать и осмыслить самого себя, показать без затруднений свои размышления и ощущения, быть собой, легко выражать грезы и надежды, а также – избавиться от отрицательных переживаний прошедшего. Это не только отражение в сознании ребенка окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней.

Характеризуя коррекционную направленность рисуночной терапии, используемой в работе с детьми, О. А. Карабанова определяет три принципиальных ее отличия от учебных уроков рисования. Первое связано с целями и задачами рисуночной терапии: изотерапия — это самовыражение в рисунке и моделирование конфликтной ситуации, а на уроках рисования — овладение средствами и техниками изображения. Второе отличие касается продуктов изобразительной деятельности : в терапии изобразительной деятельностью качество рисунка не выступает важным критерием его оценки (рисунок обладает собственной ценностью, связанной с последовательностью этапов разрешения личностных проблем ребенка). На учебных занятиях основным при анализе рисунка является мера и качество овладения ребенком системой изобразительных средств. Третье отличие состоит в различии функций взрослого в учебном (дидактическом) и терапевтическом рисовании. На учебных занятиях эти функции сводятся к передаче ребенку новых способов и средств изображения и организации процесса их усвоения ребенком. В изотерапии психолог помогает детям осознать и разрешить проблемную ситуацию, внешне ее выразить в рисунке (лепке) и определить выход из нее.

Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов и тревожности в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова.

Метод включает следующую последовательность :

- свободное рисование, стимуляция интереса детей к изобразительной деятельности;

- рисование ребенком страха, т. е. объективирование его содержания в рисунке;

- обсуждение рисунка с изображением страха, т. е. осознание содержания страха;

- изображение ребенком на рисунке ситуации противостояния и борьбы с объектом, олицетворяющим страх, в которой «страх» терпит поражение, т. е. символическая, конструктивная переработка страха;

- обсуждение рисунка с изображением поверженного «страха», т. е. осознание ребенком возможностей и способов борьбы со страхом

Публикации по теме:

Фотоотчет «Чудеса природы» Совместная изобразительная деятельность детей младшего возраста и педагогаФотоотчет «Чудеса природы» Совместная изобразительная деятельность детей младшего возраста и педагога Природа таит в себе удивительные явления и щедро делится чудесами и тайнами с теми, кто умеет чувствовать и наблюдать. Тайфуны, цунами,.

Художественно-творческая деятельность как средство развития мелкой моторики для коррекции общего недоразвития речи у детей .

Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики Не смотря на большое количество развивающих игрушек, у детей заметна тенденция снижения уровня развития мелкой моторики. Лет 20-30 назад.

Консультация для родителей «Рисование как средство воспитания детей школьного возраста» Формирование и развитие личности ребенка носит всеобъемлющий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и.

Мастер-класс «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений» Цель: повышение компетентности логопедов в применении театрализованной деятельности в коррекционной работе, развитие фантазии и творческих.

Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Педагогический проект «Театрализованная игровая деятельность как средство развития речи детей младшего возраста» Проект разработан:.

План работы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство социализации детей младшего возраста» Актуальность темы самообразования. "Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии,.

Консультация «Снижение тревожности и преодоление страхов у детей как средство укрепления их психологического здоровья» Новое время диктует новые вопросы. Российское общество пребывает в состоянии глубокого социально – экономического, духовно – нравственного.

Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР Выступление на тему: «Театрализованная деятельность как средство коррекции речи дошкольников с ОНР» Слайд 2 Федеральные государственные.

Театральная деятельность как средство коррекции коммуникативных проблем ребенка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29 «Журавушка» Театральная деятельность как средство коррекции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2018 в 21:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Изобразительная деятельность как средство психологической коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Кладова (УИ 1451243) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД