елена тузова
Изучение формы с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Форма – это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты имеют определённую форму, которая может быть простой или сложной. Она может быть также либо близкой к эталону, либо оригинальной.
К сенсорным эталонам формы относятся плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник) и объёмные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед, цилиндр, конус, эллипсоид).
Публикация «Изучение формы с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Сначала детей знакомят с кругом и квадратом, после усвоения этих форм происходит знакомство с треугольником, прямоугольником, овалом.
Этапы знакомства с формой предмета :
- Практические действия. Ребёнок сравнивает предметы по форме «такой – не такой», не называя предмет;
- Зрительное восприятие формы. Происходит знакомство с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и без запоминания их названий;
- Запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование знаний в различных ситуациях.
Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно используя специальные игрушки; рассматривая эталоны форм; рассматривая реальные предметы; используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).
"Найди пару по форме"
Цель: Учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Материалы: Пары плоских геометрических фигур из картона разного цвета (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы, коробка.
Ход занятия.
Перед началом занятия подберите пары геометрических фигур по количеству играющих (некоторые пары могут повторяться).
Раздайте детям фигурки или предложите им не глядя вытащить по одной фигурке из коробки. Попросите внимательно рассмотреть фигуры, а затем найти себе пару – ребёнка с такой же фигуркой.
Эту игру можно повторять многократно, предлагая детям геометрические фигуры разных цветов и из разных материалов.
"Найди такую же фигуру"
Цель: Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Материалы: Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы).
Ход занятия.
Сначала это занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера.
Разложите на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложите отобрать фигуры одной формы : «Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы. Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно можно увеличивать количество фигур, используя фигуры разного размера и цвета, давать задание одновременно нескольким детям.
"Найди лишнюю фигуру"
Цель: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материалы: Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы; по 5-10 шт. каждой формы).
Ход занятия.
Это занятие проводится индивидуально или с небольшой группой детей.
Перед каждым ребёнком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребё нку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру, которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая фигурки разного размера и цвета.
"Катится – не катится"
Цель: Познакомить с объёмными геометрическими телами – шаром и кубом.
Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.
Ход занятия.
Покажите детям шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится – вот так. Шары гладкие. Потрогайте. А это кубик. Он может катится? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогайте их».
Дайте детям по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на стол, друг на друга, покатить и т. д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую.
"В стране фигурок-человечков"
Цель: Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями.
Материал: Картонные квадрат, круг, треугольник с нарисованными лицами – фигурки-человечки; у ребенка – одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера.
Рекомендации к проведению.
Взрослый приглашает ребенка в страну фигурок-человечков, рассказывает о ее необычных жителях: достает из коробки круг, квадрат, треугольник (фигурки-человечки, обводя контуры фигур пальцем и называя их: «Эту фигурку зовут круг, эту квадрат» и т. д. Затем предлагает ребенку обвести контур каждой фигурки пальцем. Далее проводится игра «Найди такую же». Взрослый поочередно показывает круг, квадрат, треугольник; ребенок выбирает среди фигур, лежащих перед ним на столе, точно такую же, проверяет себя, совмещая выбранную им фигуру с образцом.
"Геометрическое лото"
Цель: Ознакомление со способом соотнесения формы изображенного предмета с геометрической фигурой (эталоном).
Материал: Пять карт, разделенных на пять квадратов; пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, изображенных на маленьких карточках; 25 маленьких карт с изображением предметов разной формы (по пять разной формы) :
круглой – часы, яблоко, футбольный мяч, воздушный шар, апельсин; квадратной – коврик, платок, оконная рама, телевизор, флаг; овальной – дыня, слива, лист, жук, яйцо;
прямоугольной – портфель, конверт, книга, домино, картина; треугольной – елка, пирамидка, косынка, треугольный кусочек сыра, морковка.
Рекомендации к проведению.
Взрослый вместе с ребенком рассматривает материал лото. Ребенок называет фигуры и предметы на маленьких карточках, отмечает, что предметы на маленьких карточках разной формы (круглой – мяч, яблоко, квадратной – коврик, платок и т. д.). Затем проводится игра, в которой взрослый является и ведущим и играющим партнером. Взрослый кладет маленькие карточки с геометрическими фигурами изображением вниз и предлагает ребенку выбрать наугад одну или несколько карточек.
Выбранная карточка помещается в вырез, имеющийся в большой карте. Далее взрослый по одной показывает картинки с предметами разной формы, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?» Ребенок подбирает себе карточки с предметами, ориентируясь на фигуру в углу большой карты, и закрывает клетки на карте. Игра повторяется 2–3 раза с новыми фигурами.
"Найти предмет указанной формы"
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
"Из каких фигур состоит машина?"
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
"Какая фигура лишняя?"
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.