Валентина Уронина
Обобщение педагогического опыта «Изучение и сохранение народных традиций — основа патриотического воспитания» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
«Земли есть и красивей, мне не надо иной:
Ты ведь тоже Россия - край Мордовский мой!» М. Бебан
Какие замечательные слова были сказаны мордовским поэтом Н. Эркаем
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Изучение и сохранение народных традиций — основа патриотического воспитания“ (часть I)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
«Любить свой край!». Любить, знать историю, гордиться за людей, трудами и талантами, которых славиться Мордовия, чувствовать сопричастность и мораль, идеологию, историческую ценность. На педагога ложиться совсем непростая задача – воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою малую Родину, свой край, город или деревню, в которой он родился и живёт.
Мы, педагоги, должны научить своих детей, быть прежде всего трудолюбивыми, дисциплинированными, добрыми и честными. Почувствовать каков мир ребёнка, есть ли место гармонии, патриотизма и гражданского сознания в его ещё неокрепшей душе.
Родина, Отечество в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, окружающим, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В последние годы идёт переосмысление сущности духовно - патриотического воспитания, приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора в системе социальных и педагогических условий в духовно – нравственном и патриотическом воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Мы знаем, что история – это не просто сборник красивых рассказов, а наука о том как жили люди в прошлом. Где жили? Что умели? Во что верили? О чём думали? Что оставили нам в наследство? Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, его достопримечательных и культурных центров полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
«Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал!»
Давайте оглянемся вокруг. Рост научно – технического прогресса, новые открытия и технологии изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения учёных и практиков на многие годы. Негативные моменты охватили целую плеяду поколения, в среде которых быстрыми темпами распространилась преступность, жестокость и бездушие. В этом мире живём мы с вами, поколение «Иванов», не помнящих своего родства, добрых и славных традиций, богатейшей культуры малого народа, такая фаза нравственного надлома приведёт к «позорной истории». Более того особо остро стоит проблема безнадзорности и беспризорности.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования и социальной политики. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
11 июня 2014 года состоялось торжественное открытие нашего дошкольного детского учреждения, где для детей и родителей был организован великолепный праздник. Который долго оставался в памяти яркой картинкой произошедшего события.
Всю свою сознательную жизнь, я посвятила воспитанию детей, эта профессия помогает мне в жизни реализовать свои творческие замыслы и планы, которые я ориентировала на развитие духовно – патриотических качеств, интеллектуальных и творческих способностей у дошкольников в направлении «Этнокультурных традиций мордовского народа в историко – краеведческом воспитании детей»,
Исторически доказано: человек, знающий родную историю, воспитанный на основе духовных начал, культуры родного народа и общечеловеческих ценностей, проявляет «национальную и религиозную терпимость», уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Основной путь в достижении цели в привитии подрастающему поколению культурно – нравственных ценностей своего народа, знание истории, этики народной мудрости
Сегодня в век компьютеров, Интернета расширились масштабы информационного бума, инновационные подходы и методы к работе, вариативность, нестандартность мышления обуславливается всем ходом современных требований в воспитании и обучении детей. Такой выбор не случайный. Без устойчивых традиций, без бережного отношения к истории не мыслим прогресс ни в одной области. Человек растёт, развивается в определённой социально – общественной среде, и весь уклад жизни, этические нормы передаются ребёнку с раннего возраста и впоследствии, влияет на формирование и развитие его облика.
Потребность.
1. Обеспечить подрастающее поколение знаниями базовых основ национальной культуры и сформировать мотивацию к саморазвитию, пополняя детский кругозор, углублять представление об окружающем мире.
2. Посредством образовательной деятельности дошкольников научить понимать значение государственных символов (Герба, Флага, Гимна) Республики Мордовия, России, роль и значимость в жизни каждого гражданина РФ.
3. Воспитывать устойчивый интерес эстетической выразительности Мордовии: памятники архитектуры, музеи, выставочные залы, парки, скверы, транспорт, спорт, профессии людей, культурно – просветительские учреждения и т. д.
4. Познакомить дошкольников с выдающимися деятелями Республики, прославивших Мордовский край в период исторических событий и современности.
5. Формировать чувство любви к своей земле, где ты родился, уважать национальные традиции, обычаи, культуру, пробуждать чувство гордости за свой народ.
Важность качественной и разносторонней подготовке дошкольника к обучению в школе на основе этнокультурных традиций в историко – краеведческом направлении воспитывать творческие способности детей, в различных видах деятельности: (учебно – познавательной, речевой, музыкально - ритмической, художественно - продуктивной деятельности, спортивно – двигательной, экологической и т.
.)
Сегодня становиться приоритетным интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Группа детей, с которыми я работаю подготовительная к школе группа.
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»… В. А. Сухомлинский.
С чего начать? Как правильно и методически грамотно построить реабилитационный процесс воспитания дошкольников именно по изучению истории родного края? Как привлечь внимание 5 – 6 летнего ребёнка к красоте мордовского национального костюма, его неповторимому орнаментальному рисунку, знать некоторые особенности отличия «Эрзянского» и «Мокшанского» женского костюма, как правильно провести первоначальную диагностику вновь поступившего ребёнка? Много, интересующих вопросов вставали передо мной. Смогу ли построить свою работу так, чтобы дети сами изъявили желание рассмотреть ярко – иллюстрированную книгу о достопримечательностях города, знать историю и культуру своей малой Родины.
В связи с этим у меня возникла необходимость изменить формы организации образовательного – педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями изучения истории и современности нашего Мордовского края. На мой взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Свою республику, свой край – люби, исследуй, изучай!» Считаю, что метод проекта и моё педагогическое направление, позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через современный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным.
Данный проект программы «Мой край родной - Мордовия моя!» охватил поэтапную творческую деятельность в процессе воспитания детей на основе регионально – национального компонента, где развитие творческих способностей дошкольников помогает мне, развиваться как творческой личности. На протяжении всей педагогической деятельности стараюсь совершенствоваться, не только теоретическими знаниями, но и практикую новаторские идеи и новые социальные технологии, компьютерные знания.
Периодически пополняю свою «Педагогическую библиотечку», приобретаю новые издания, методические разработки, пособия, познавательные фильмы, диски с конспектами занятий и бесед для дошкольников, кроме всего прочего, приобрела серию музыкальных дисков с «Инструментальной национальной музыкой и песнями этнического направления»
Нестандартные формы и методы, собственная инициатива в образовательном процессе воспитанников способствуют удовлетворению социальных потребностей, развитию индивидуальных способностей и повышению качества жизни дошкольников.