МААМ-картинки

К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа

Людмила Никонова
К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа

«… основа для счастья и гармонии – это духовность.

Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ,

Защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего».

(из Послания 1-го Президента ЧР Н. В. Федорова Государственному Совету ЧР)

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю и культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Публикация «К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа» размещена в разделах

Национално-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством чувашского народа; с изобразительным и декоративно- прикладным искусством Чувашии; с историко-географическими и природоведческими особенностями народов, живущих в Чувашии.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, мы вводим его в мир общечеловеческих ценностей. Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Приобщение детей к истокам традиционной народной культуры, развитие интереса к национальным традициям является актуальным вопросом в мире современности.

Ребенок с раннего детства должен впитывать культуру своего народа и проникнуться уважением к самобытной культуре других народов, с которыми он общается в непосредственном окружении в быту, детском саду. Это особенно важно для дружеского общения и постоянного взаимодействия друг с другом.

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и её освоение с малых лет. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

При воспитании у ребенка гуманных чувств необходимо прежде всего развивать эмоциональную восприимчивость, способность к сопереживанию. Сопереживать, сочувствовать, сорадоваться – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Сочувствие, отражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека – одно из первых пробуждающихся у ребенка гуманных чувств. Таким образом, педагогические методы и приемы, психологические задания и упражнения, используемые в процессе воспитания, должны способствовать развитию их эмоционально-положительного отношения к окружающему, умению войти в душевное состояние другого человека, понимать и принимать его внутреннее состояние и соответственно менять свое поведение.

Большую роль в формировании у детей этих представлений и чувств играют приобщение дошкольников к культуре своего народа, развитие интереса к национальным традициям, разные виды искусства, в частности, устное народное творчество, народные праздники, народные игры, художественная литература – те произведения, в которых рассказывается об отзывчивости, сострадании, заботе об окружающих людях, помощи им, о дружбе, о добром отношении к животным. Букварь И. Я. Яковлева в этом смысле является богатым источником рассказов, стихотворений, пословиц, поговорок, способствующих формированию гуманных чувств детей.

Так же окружающая нас природа гармонирует психоэмоциональное, физическое самочувствие человека, так и музыка, смягчая душу и улучшая характер, приводит в равновесие людские добродетели, развивает в людях гуманность, искренность, откровенность, справедливость; музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.

Народное искусство таит в себе огромные воспитательные возможности. Он учит искренности и бескорыстию, заинтересованности и красоте человеческого отношения к окружающей жизни, любви к родному краю и уважения к прошлому, помогает нам обрести новые жизненные силы, чтобы передать их подрастающему поколению. Каждый народ из поколения в поколение передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения к младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер; при этом развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, всю народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях. Вопросами воспитания детей на народных традициях занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский).

Педагог, обеспечивая национальное воспитание, формирует национальное самосознание ребенка путем обучения родному языку, путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требования с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Значение колыбельной песни в развитии гуманных начал человеческой личности подчеркивалось разными народами. Например, горцы про никчемного человека говорили: «Наверное, мать не пела над его колыбелью». А чуваши, характеризуя злого человека, утверждали, что «он слушал, лежа в колыбели, не пение, а ругань».

Одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность была народная сказка. В большинство русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире. В чувашских сказках дети также знакомятся с легендами о богатыре Улыпе, узнают о о традициях и обычаях, воплощенном в сказках, несущих доброту и отзывчивость. В сказках дают детям мудрые советы, прививают лучшие нравственные качества.

Кратко и лаконично выражались идеи гуманистического воспитания в народных пословицах и поговорках. Бытовали такие поговорки: «Час в добре пробудешь, все горе забудешь», «Доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Они учили делать добрые дела и быть добрыми.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребенок знал свою родню чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа дает возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

Работа с детьми предполагает обязательное проведение традиционных национальных календарно-обрядовых праздников. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений к чувашскому народу, его обычаям и традициям. Для того, чтобы подготовить ребенка к жизни, необходимо помочь ему с самого детства полюбить свою Родину, знать национальные традиции и культуру, полюбить язык своего народа.

Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребенка. Но игры не только развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. Народные игры сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Народные игры включаем в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.

Таким образом, становление личности ребенка посредством национальной культуры – это единый целостный процесс, в ходе которого у дошкольника формируется любовь к родному краю, рождается чувство уважения к своему народу. А узнав его историю, познакомившись с жизнью предков, ребенок может познать себя и наш мир сегодня. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Поэтому наша задача – передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества Курсовой проект «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества». Введение.

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества Устное народное творчество – это история народа и его духовное богатство. Оно переходило из покон веков от одного поколения к другому. Переходило.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К доброте и гуманности посредством приобщения детей старшего дошкольного возраста к народной культуре чувашского народа
Опубликовано: 12 апреля 2015 в 14:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД