Лучший педагог года

К вопросу об этнокультурной социализации детей средствами народной песни

Евгений Алексеев
К вопросу об этнокультурной социализации детей средствами народной песни

Алексеев Е. В.

Музыкальный руководитель

МБОУ ДО «детский сад№205»

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕСНИ

Публикация «К вопросу об этнокультурной социализации детей средствами народной песни» размещена в разделах

Историческое время, в которое мы живем, заставляет по-новому осознать корни социально-культурной традиции народов России. Этнокультурный аспект формирования ребенка как в практическом, так и в теоретическом отношении сегодня актуален и сложен.

На сегодняшний день существует документ, определяющий цели, принципы и приоритеты национальной образовательной политики Российской Федерации – концепция национальной (этнонациональной) образовательной политики Российской Федерации, одобренной приказом № 201 Минобрнауки России от 03 августа 2006 г. Национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации.

Для нашего исследования представляют интерес работы ряда авторов, исследовавших процесс культурной социализации детей (И. С. Кон, А. В. Луков, А. В. Мудрик и др.). В настоящее время учеными проведены исследования, посвященные оптимизации содержания этнокультурного компонента в процессе воспитания и социализации детей (А. Г. Пашков, А. В. Сухарев и др.); выявлены условия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста (Е. С. Бабунова). Рассмотрен феномен этнокультурной социализации, выделены его основные аспекты, определены критерии успешной этнокультурной социализации (И. С. Салбиева).

В педагогической науке сделан вывод о том, что образование (как система воспитания и обучения) строится как деятельность, этнокультурно детерминированная как по цели, так и по содержанию и способам ее осуществления. Следовательно, личность как носитель определенной этнической культуры формируется под ее воздействием; системообразующим фактором становления этнокультурной личности выступает гуманистически направленная образовательная деятельность педагога [1, 19].

Для характеристики сущности и содержания этнокультурной социализации детей необходимо рассмотреть содержание теминов «этнос», «культура», «культура этноса», «этническая культура».

Этнос – исторически сложившаяся этническая общность – племя, народность, нация [2, 910]. Этнос – устойчивая совокупность людей, обладающих общими психофизиологическими признаками, общностью территории в момент возникновения и на ранних этапах этногенеза, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием, фиксированном в самоназвании [7, 156].

Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [5, 293].

Этническая культура – часть культуры этноса, которая воспринимается им самим и соседними народами как специфичная только для данного этноса, отличающая его от других. К этнической культуре относятся самобытные традиционные формы материальной и духовной культуры: архитектура жилища, убранство интерьера, костюм, национальная пища, обряды, обычаи, народное искусство и национально-специфические формы профессиональной художественной культуры. Следует различать понятия этническая культура и культура этноса. Культура этноса включает всю совокупность культурных явлений народа, в том числе иноэтничные заимствования, унифицированные формы культуры, общерегиональные черты, характерные сразу для нескольких народов, а этническая культура, равно как и язык, есть то главное, что отличает один народ от другого [8].

Этнокультурная социализация является многомерным социальным процессом в единстве общественного (каждое новое поколение этноса осваивает историческую культуру этноса) и индивидуального (каждый член этноса осваивает общую для них этническую культуру) измерений. С одной стороны, этнокультурная социализация обозначает, что осуществляется историческая трансляция этнического опыта в этносоциуме между поколениями, с другой стороны, этнокультурную социализацию можно рассматривать как приобщение индивидов, членов этноса к этническому опыту, к культуре своего народа. Изучение этнокультурной социализации эффективно с позиции системного подхода, так как общественное и индивидуальное измерение этнокультурной социализации тесно взаимосвязаны [4,19]. С точки зрения И. С. Салбиевой в общем виде критерии этнокультурной социализации выступают результатом действия механизма воспроизводства социальной сущности человека. Социализацию принято признавать успешной, если индивид, осваивая необходимые социальные роли, усваивает одобряемые данным обществом, социальной общностью ценности, социальные нормы, стереотипы поведения [4,19].

Таким образом, рассмотренная с точки зрения этнопсихологии, социологии и педагогики (И. С. Салбиева, Е. С. Бабунова, Т. Г. Стефаненко, А. В. Мудрик и др.) сущность термина этнокультурная социализация детей заключается в

• усвоении индивидом этнокультурного опыта, норм и ценностей своей этнической группы;

• воспроизведении социальных связей, общественных отношений и культурных ценностей своей этнической группы и обеспечении их дальнейшего развития;

• успешной интеграции в человеческое сообщество в целом.

Самые первые проявления народной песни как этнокультурного феномена обнаруживаются в жизни детей еще до их рождения. В традиционной народной культуре влияние внешнего мира на внутриутробный период развития ребенка очень высоко. Известно, что плод реагирует на звуковое воздействие. Этим объясняется тот факт, что в период беременности традиционно значительную долю репертуара женщины составлял песенный фольклор [6, 23]. Пение матери, особые резонансные частоты вызывали первые ощущения ребенка, поэтому появившийся на свет младенец лучше всего успокаивался под песню. Основными этнокультурными (то, что отличает один народ от другого) характеристиками колыбельных являются особые речевые интонации, которые подготавливают ребенка к освоению языка своей культуры. В то же время, колыбельные – это еще и жанр музыкальный, что позволяет обеспечить обстановку умиротворения, успокоения, гармонизации с окружающим миром, безопасность среды.

Некоторые исследователи, например А. Г. Пашков, А. В. Сухарев и др. предостерегают от преждевременного ознакомления детей с инокультурными ценностями и стереотипами поведения, так как при еще незрелой личности переизбыток экзотических этнокультурных элементов информационно перегружает и обессиливает психику ребенка, вызывает социальную инфальтивность и нарушения в развитии. Авторы считают, что взвешенное ограничение потребления детьми до 10-12 лет разнородной этнокультурной информации имеет защитное и адаптационное значение, так как именно в этот период формируется адаптационный потенциал личности и ее иммунитет по отношению к чужеродным информационно-культурным воздействиям. При этом речь не идет о воспитании как погружении исключительно в монокультурную среду – вещи невозможной в условиях усиления процессов глобализации. Но ограничение этнокультурной разнородности информационно-образовательных и воспитательных сред представляется совершенно необходимым. Для этого, прежде всего, требуется беспристрастный анализ образовательных программ и планов, в том числе программ воспитания, школьных мероприятий, досуговых и семейных дел с точки зрения этнокультурного содержания, которым они наполнены [3, 52].

На сегодняшний день в науке решена проблема развития этнокультурной личности в дошкольном детстве, которая рассматривается в контексте использования народного искусства и народного творчества. Данное направление представлено в работах З. А. Богатеевой, Л. Д. Вавиловой, Л. Г. Васильевой, А. Г. Гогоберидзе, Е. Н. Кергиловой, Т. С. Комаровой, Т. А. Котляковой, А. В. Молчевой, Л. В. Орловой, Х. И. Салимхановой, E. Н. Сибиркиной, О. А. Соломенниковой, А. Ю. Тихоновой, Е. Д. Трофимовой, Р. Ш. Халиковой, Р. М. Чумичевой, Т. Я. Шпикаловой и др. Авторами подробно изучено место народного искусства в образовательном процессе детского сада; показано воспитательное значение устного народного творчества, музыкального фольклора, народного декоративно-прикладного искусства; описаны психолого-педагогические основы этнохудожественного развития детей (значимость интегрированных и тематических занятий в формировании эстетического восприятия, мышлении, чувств; необходимость диагностики, позволяющей осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям, наличие вариативных дополнительных образовательных программ, раскрывающих личностный потенциала ребенка) [1, 21].

Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания подрастающего поколения. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Только в этом случае ребенок вырастет здоровым нравственно и будет успешно социализирован в этнокультуру. Фольклор и в частности народная песня является действенным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма. Начальный период этнокультурной социализации, характеризующийся овладением родной речью должен происходить одновременно с обучением родному музыкальному языку.

Итак, мы попытались определить основные факторы использования народной песни в этнокультурной социализации детей :

народная песня, будучи свидетельницей исторических событий, является кладезем исторического знания, в котором отразились представления народа о своей истории, его отношение к определенным историческим личностям и фактам;

народная песня вобрала в себя самобытный и неповторимый язык народа;

народная песня является хранительницей обычаев и традиций, она формирует представление о народе и его ценностях, этических, нравственных и эстетических нормах и идеалах.

Литература

1. Бабунова, Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.07 / Е. С. Бабунова. – Челябинск, 2009. – 47 с.

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : 70000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М. : Рус. яз, 1989. – 924 с.

3. Пашков, А. Г. Этнокультурные основания моделирования воспитательной системы русской школы / А. Г. Пашков // Вестник ПСТГУ IV : Педагогика, психология. Вып 3. – 2006. – С. 49-55.

4. Салбиева, И. С. К вопросу об этнокультурной социализации // Труды молодых ученых, 2009. – № 1 / Режим доступа к статье. : https://www.tmy.mwport.ru/files/2009-1-soc-03.pdf

5. Философский энциклопедический словарь / Редкол. : С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. – 2ое изд. – М. : Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

6. Чубрик, Е. О. Русский детский фольклор как средство ранней инкультурации : автореф. дис. … канд. культуролог. : 24.00.01 / Е. О. Чубрик. – Владивосток, 2007. – 28 с.

7. Этнология : Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / сост. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. – М. : Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 304 с.

8. https://www.ethnomuseum.ru/glossary

Публикации по теме:

Анкета по вопросу о развитии и влиянии мелкой моторики на организм младших дошкольников 1. Что такое мелкая моторика? А) Развитие движения пальчиков ног. Б) Развитие координации движения. В) Развитие мелкой мускулатуры пальцев.

Дидактические куклы — средство социализации детейДидактические куклы — средство социализации детей Дидактические куклы. Основной вид деятельности детей это конечно же игра. Она имеет очень большое значение в жизни детей. С помощью игры.

Фотоочерк о концерте ансамбля народной песни «Зень»Фотоочерк о концерте ансамбля народной песни «Зень» Это ансамбль не раз радовал наших детей в детском саду своими представлениями, и вот, в эти выходные, мне посчастливилось побывать на их.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Оценочный лист для проведения процедуры Всоко по вопросу создания психолого-педагогических условий в ДОУ Дата___ Шкала оценивания: Соответствует – 2 балла Частично соответствует – 1 балл Не соответствует – 0 баллов 1. Взаимодействие.

Презентация «Жанры русской народной песни»Презентация «Жанры русской народной песни» Презентация «Жанры русской народной песни» У каждого народа есть своя неповторимая душа – это его вера, язык, традиции и, конечно же, песни.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Занятие «Мои умные помощники» по социализации для детей второй младшей группыЗанятие «Мои умные помощники» по социализации для детей второй младшей группы Цель: Развивать умение детей понимать и ценить роль наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их.

Занятие по социализации «Мое настроение» для детей второй младшей группы Цель: дать детям знания о некоторых базовых эмоциях. Задачи: Учить детей изображать эмоциональные состояния с помощью выразительных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу об этнокультурной социализации детей средствами народной песни
Опубликовано: 13 марта 2022 в 20:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД