Получи документы

Как формировать активный словарь ребёнка

Надежда Котлярова
Как формировать активный словарь ребёнка

Разговаривая с малышом, надо следить, чтобы речь была четкой, выразительной. Недопустимо так называемое сюсюканье, когда взрослые искажают слово, как бы подражая несовершенству детского произношения.

Приемы, используемые для развития речи в этом возрасте, разнообразны. Полезны поручения что-то принести или сказать другому члену семьи, попросить у него что-нибудь.

Большое место в развитии речи на протяжении всего второго года жизни должно занимать подражание словам и выражениям, произносимым взрослым. Подражание — основной способ развития речи у маленького ребенка: назвать заинтересовавшего ребенка пестрого петушка и предложить малышу повторить: «Скажи, Петя-петушок». Малыш тянется за игрушкой, но вы отстраняете ее и предлагаете: «Скажи, дай Петю».

Публикация «Как формировать активный словарь ребёнка» размещена в разделах

С конца первого года можно использовать для развития пассивной и активной речи рассматривание картинок; сначала показывать картинки, изображающие отдельные, хорошо знакомые ребенку предметы, называть их и предлагать ему повторить это название. Когда малыш научится узнавать изображение на одной картинке, добавить вторую, показать одновременно две картинки. Пусть он выберет одну из них и назовет ее. Постепенно увеличивать количество картинок до 7—8. После этого можно использовать картинки, изображающие понятные ребенку действия: купание, кормление и т. п.

Полезно использовать также игру «Чудесный мешочек». Эта игра проходит так: подготовить несколько знакомых игрушек (корову, собаку, петушка и т. п.) и положить их в мешочек. Затем их поочередно вынимать. Каждую показать и назвать — подражать лаю собаки, мычанию коровы, пению петуха. При этом показ игрушек сопровождать игровыми действиями. При повторении игры ребенок теперь действует сам: достает игрушку из мешочка, называет ее. Если он затрудняется назвать предмет, спросить его: «Что у тебя в руках?», «Как твоя собачка лает?»

Малышу вполне доступна и очень нравится игра-шутка «Еду-еду». Сидя на руках у взрослого, он вслушивается, как тот нараспев приговаривает:

Еду-еду

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке,

По ровной дорожке,

По кочкам, по кочкам,

По рытвинам, по рытвинам,

Сани разлетелись.

И в яму бух!

Соответственно ритму стиха ребенка качают на коленях сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. При последних словах как бы опрокидывают его на спину. Малыш смеется и слово бух говорит вместе со взрослым.

С детьми в возрасте от 1,5 лет можно проводить разнообразные занятия по развитию речи.

Ребенок уже умеет рассматривать картинки, поэтому проводят игры по типу парных картинок, на которых изображены знакомые ему предметы (мяч, зайчик, кукла, часы, кошка и т. п.). Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку.

Затем спрашивает: «Что у тебя на картинке?» Малыш отвечает: «Киса». A вот назвать куклу он затрудняется. Здесь необходима помощь взрослого: надо назвать изображаемый предмет и предложить ребенку повторить: «Куклу зовут Катя». Он легко произносит: «Катя».

Когда ребенок рассмотрел и назвал картинку, можно предложить ему отыскать точно такую же среди других, разложенных на столе. Ему, конечно, не сразу удастся выполнить задание правильно. Иногда малыш берет ту, которая ему больше понравилась. Не беда! Пусть он ответит, что изображено на картинке. А затем снова напомнить: «А теперь отыщи такую же, как у тебя». Если он затрудняется, надо помочь ему: придвинуть поближе нужную картинку, положить ее рядом с той, которая у ребенка была в руках. Пусть сравнит, убедится, что они одинаковые, и назовет ее.

Слово начинает сопровождать детскую деятельность: играет с куклой или возит машину и свой замысел комментирует вслух: «Сейчас я тебя покачаю и спою песенку». Или: «Приехали, приехали! Остановка.» Играя со строительным материалом или рисуя, ребенок часто дополняет свою деятельность словом. «Это мост», — говорит малыш, прилаживая кирпичик к кирпичику. «Нет, это не мост, это железная дорога». Слово, которым ребенок сопровождает свою деятельность, как бы компенсирует отсутствие еще не сформировавшихся навыков.

К концу третьего года жизни ребенок овладевает некоторыми элементами речевой культуры. Он свободно общается с окружающими при помощи речи, знает свои имя и фамилию, имена мамы, папы, близких. Если он ходит в детский сад, то воспитателей и няню называет по имени и отчеству.

Благодаря постоянному речевому контакту с малышом, он приучается свободно вступать в разговор не только с мамой, папой или бабушкой, но и с незнакомыми ему взрослыми, со сверстниками, у ребенка появляется способность отвечать на вопросы взрослых и самому обращаться к ним с вопросами. Он легко овладевает вежливой формой речи, если слышит такой же образец от взрослых. Надо учить его благодарить, здороваться и прощаться, приветливо произнося слова : спасибо, здравствуйте, до свидания.

Нельзя забывать и об эмоциональной выразительности речи малыша. Надо учить его разговаривать со взрослыми, отвечать на их вопросы с приветливым выражением лица, спокойно и внятно произнося слова.

Публикации по теме:

Консультация «Аппликация, как активный метод обучения»Консультация «Аппликация, как активный метод обучения» уть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач,.

Интерактивная игра как активный метод обучения Интерактивная игра для детей – активный метод обучения, который основывается на применении опыта, полученного в ходе специально организованного.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только.

Краткий словарь «Поморской говори» И. И. Мосеева ВАдить настойчиво добиваться я чего-либо КАжет кажется МАлтать понимать Выпорок непослушный ребенок Быват бывает ВЫголил сорвался, выскочил.

Лексико-грамматический словарь дошкольника. Лексико-грамматические игры и упражнения для детей 4-7 лет. Практический речевой материал для учителей-логопедов и воспитателей.

Педагогический проект «Активный отдых, как основа формирования здорового образа жизни дошкольников» Автор проекта: Л. В. Рязанова Инструктор по физической культуре ТИП ПРОЕКТА По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

Песочный стол как активный метод обучения дошкольников ПЕСОЧНЫЙ СТОЛ КАК АКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Е. А. Наумова, МКДОУ Д/С №4 «Теремок» общеразвивающего вида городского поселения г.

Консультация «Как хвалить ребенка или словарь добрых слов и выражений» Как хвалить ребенка, или Словарь добрых слов и выражений Иногда крайне необходимо хвалить ребенка не за то, что достигнуто, а за то, что.

Терминологический словарь Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование.

Терминологический словарь по теме исследовательской работы Представление пространственное–представления, отражающие пространственные отношения предметов: величину, форму, месторасположение, движение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Как формировать активный словарь ребёнка
Опубликовано: 9 августа 2018 в 23:01
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД