МААМ-картинки

Лексико-грамматический словарь дошкольника.

Елена Анучина
Лексико-грамматический словарь дошкольника.

Лексико-грамматические игры и

упражнения для детей 4-7 лет.

Практический речевой материал для учителей-логопедов

и воспитателей.

Введение.

Один из компонентов психологической готовности к школе – коммуни-

кативный, поэтому выпускники детского сада должны владеть достаточно высоким уровнем развития коммуникативных навыков:

- осмысленно и свободно оперировать лексическим материалом,

- грамматически и фонетически правильно оформлять высказывания,

- связно и последовательно излагать мысли,

Публикация «Лексико-грамматический словарь дошкольника,» размещена в разделах

- подчинять своё поведение определённым морально-этическим нормам в соответствии с ситуацией общения.

К сожалению, ухудшение экологической обстановки, многочисленные

стрессы и вредные привычки родителей приводят к тому, что здоровых детей рождается не более 14%, остальные страдают теми или иными заболевания-ми или отклонениями в развитии. Ситуация усугубляется тем, что некоторые

родители не проявляют интереса к воспитанию и обучению ребёнка в дет-

ском саду.

По результатам логопедического обследования в дошкольных учрежде-

ниях с каждым годом возрастает количество детей от четырёх лет, имеющих

ОНР. Увеличивается количество выпускников массовых групп детских са-

дов с лексико-грамматическим недоразвитием и недостаточно развитой связ-

ной речью. Это существенно усложняет усвоение программы общеобразова-

тельной школы будущими первоклассниками.

Острота существующей проблемы побудила меня к разработке данного

речевого материала.

Все аспекты структуры языка (фонетика, лексика, грамматика) рассма-

триваются как необходимые условия овладения основной функцией языка-

коммуникативной. Учёные-лингвисты Ф. А. Сохин, А. Н. Гвоздев, М. И. Попо-

ва и др. считают фундаментом овладения языком – формирование лексико-

грамматического строя речи у дошкольников.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем

родного языка тормозят процесс развития связной речи, своевременный пе-

реход от диалогической формы к контекстной.

Неполноценная речевая деятельность влияет на состояние психических про-

цессов, поэтому система разработанных лексико-грамматических игр и упра-

жнений включает задания на развитие психологической базы речи.

Цель предлагаемых игр и упражнений: преодоление типичных лексико-

грамматических несовершенств речи у дошкольников с ОНР.

При разработке и систематизации речевого материала я руководствовалась

требованиями программы коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, ориентировалась на особенности лек-

сико-грамматического строя дошкольников с ОНР.

У таких детей низкий уровень словесных обобщений. Они не знают названий

многих предметов и явлений. Затрудняются в назывании частей целого.

Особенно узок словарь глаголов, прилагательных, наречий. Дети испытыва-

ют трудности в подборе синонимов и антонимов.

Среди лексических ошибок характерны следующие:

- замена названия части предмета названием целого предмета, словами упот-

ребляющимися в сходных ситуациях, близкими по значению;

- подмена названий профессий названиями действия;

- замена видовых понятий родовыми и наоборот;

- взаимозамещение признаков, и т. д.

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны

следующие:

- неправильное согласование прилагательных с существительными в роде,

числе, падеже;

- неправильное согласование существительных с числительными;

- ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены.

- ошибки в употреблении падежных форм множественного числа, особен-

но родительного;

- неправильное употребление глаголов 1,2 и 3-го лица единственного и мно-

жественного числа.

Недостаточен практический навык применения способов словообразования.

Дети не правильно образуют существительные с уменьшительно-ласкатель-

ным значением. Особенно большое количество ошибок приходится на обра-

зование относительных и притяжательных прилагательных.

Часто ребята неверно используют в речи глаголы, образованные с помо-

щью приставок, имеющих смыслоразличительную функцию.

При использовании лексико-грамматических игр и упражнений реша-

ются задачи обогащения, уточнения, закрепления и активизации словаря.

Дети учатся подбирать антонимы, синонимы, формируются представления о

многозначности слов. Совершенствуются навыки словоизменения, словооб-

разования, построения простых и сложных предложений.

Следует помнить: то или иное затруднение в пользовании речью можно рассматривать как недостаток (недоразвитие) только с учётом возрастных норм. Следовательно, при выборе тех или иных игр и упражнений необходи-

мо руководствоваться возрастными закономерностями формирования лекси-

ко-грамматического строя у дошкольников.

Наиболее эффективным педагоги дошкольных учреждений считают те-

матическое планирование воспитательно- образовательного процесса. Дан-

ный речевой материал разработан с учётом тематического принципа, поэтому

может использоваться и воспитателями массовых групп дошкольных учреж-

дений с целью профилактики лексико-грамматического недоразвития речи у

воспитанников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Досуговое мероприятие «Грамматический сундучок» Цель - Создать праздничное позитивное настроение у детей. Коррекционно-образовательные задачи: • Расширять, закреплять и активизировать.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Словарные упражнения играют большую роль в работе по формированию первоначальной ориентировке дошкольников в звучащей речи, так как не только.

Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей» Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»[/b] Одним из необходимых условий развития ребенка является создание мотивации общения,.

Краткий словарь «Поморской говори» И. И. Мосеева ВАдить настойчиво добиваться я чего-либо КАжет кажется МАлтать понимать Выпорок непослушный ребенок Быват бывает ВЫголил сорвался, выскочил.

Лексико-грамматическое занятие «Животный мир Карелии»Лексико-грамматическое занятие «Животный мир Карелии» Цель: углубление знаний детей о животных Карелии. Задачи: • закрепить знания детей о некоторых животных Карелии • расширить представления.

Памятка для педагога «Позитивный словарь в помощь педагогу для поддержки ребенка в совместной деятельности» Словом мы можем вселить в сознание ребенка уверенность в его способностях, силах и возможностях, подкрепленную своим одобрением его действий,.

Консультация «Как хвалить ребенка или словарь добрых слов и выражений» Как хвалить ребенка, или Словарь добрых слов и выражений Иногда крайне необходимо хвалить ребенка не за то, что достигнуто, а за то, что.

Терминологический словарь Автоматизация звука — этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование.

Терминологический словарь по теме исследовательской работы Представление пространственное–представления, отражающие пространственные отношения предметов: величину, форму, месторасположение, движение.

Задания на развитие лексико-грамматической стороны речи «Овощи» Назови признаки овощей: (по форме, по цвету, по размеру, на вкус) Огурец - длинный, хрустящий, сочный, зелёный, вкусный Помидор.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Лексико-грамматический словарь дошкольника.
Опубликовано: 26 июня 2018 в 10:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД