Ольга Дудник
Как научить дошкольника любить и беречь природу
▼ Скачать + Заказать документы
Как научить дошкольника любить и беречь природу
Зеленое царство растений, расположенных чаще всего на окне, начнет вызывать интерес ребенка к себе, если взрослые члены семьи вовлекут его в наблюдение за ним.
Задача взрослых показать своеобразие, тайну и красоту их жизни, ради которой они и содержатся в доме. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния -это задача не только эстетического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от людей, которые за ними ухаживают. Приобщаясь к зеленому саду на окне, ребенок постигает тайны жизни и ее проявления. Он учится отличать здоровое растение от слабого и хилого. Научившись понимать состояние растения, ребенок будет им сочувствовать и помогать.
Публикация «Как научить дошкольника любить и беречь природу» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Приобщать ребенка к природе надо в любом случае. Если домашние условия не позволяют разводить растения, то заняться этим делом можно возле дома или на приусадебном участке.
У нас в детском саду дети с раннего возраста учатся ухаживать за растениями. В каждой группе создан уголок природы со множеством комнатных растений. Вместе с воспитателем дети регулярно наблюдают за ними и осуществляют необходимый уход. Весной в групповой комнате высаживаются лук, морковь, чеснок. Дети с удовольствием ухаживают за этими культурами и имеют реальную возможность увидеть результаты своего труда. Например, зеленый лук вырастает на глазах у детей и дети с радостью едят его за обедом.
Летом работа по наблюдению и уходу за растениями продолжается на участке, где воспитатели вместе с детьми устраивают маленькие огороды. Там высаживаются самые разнообразные культуры: капуста, помидоры, огурцы, укроп, петрушка, лук и т. д. Дети охотно принимаются за работу по посадке, прополке и поливу на участке, наблюдают за появлением первых всходов, за ростом и развитием растений. Таким образом, мы стараемся воспитывать у детей внимание и интерес к природе, обогатить их знания о ней, подвести к пониманию связей между природой и деятельностью людей, приучить заботиться о растениях. Надо научить ребенка с малых лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Наблюдая за растениями с помощью взрослых, ребенок понимает, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы. Поливая, очищая растения от пыли, сначала вместе со взрослыми, а затем самостоятельно, дошкольник может оказать помощь зеленым друзьям.
Как же должны поступать взрослые члены семьи, чтобы при наличии комнатных растений в доме решать задачи воспитания ребенка дошкольного возраста?
Дети любят действовать. Этой особенностью надо воспользоваться. Взрослый поливает цветы, а ребенок смотрит. Взрослый предлагает ребенку попробовать самому. Ребенок соглашается. Задача взрослого в данный момент: сделать необходимые пояснения, как правильно держать лейку, какой температуры водой следует поливать цветы, сколько лить воды и т. д. Приучая ребенка к наблюдению за растениями, нельзя упустить период цветения. Цветущее растение радует взор, создает хорошее настроение. Надо научить ребенка видеть эту красоту. Пусть ваш ребенок поделится познаниями с друзьями, родственниками, соседями. Дошкольник полюбит растения, если услышит от взрослых рассказ об их происхождении, что от этого зависит соответствующий заданным растением уход.
Детям интересно знакомиться и с названиями растений. Показывая ребенку бальзамин, следует сказать, что в народе это растение называют “огоньком“ или “Ванькой - мокрым” и поговорить, почему этот цветок в народе так называют.
В результате систематических наблюдений за растениями у ребенка формируется познание, на базе которого начнет формироваться отношение- важный аспект нравственно-эстетического становления человеческой личности. Одним из видов практической деятельности ребенка является его участие в непосредственном уходе за растениями.
Самостоятельно выращивая овощи на огороде и, собирая урожай, ребенок интересуется и наблюдает, куда и как их используют: что идет в салат, что в суп, что можно есть в сыром виде, а что обязательно варить, какие овощи следует заготовить впрок.
Надо, чтобы ребенок занимался этим трудом регулярно и осваивал различные операции. Путь здесь такой: от действий, производимых со взрослыми к действиям самостоятельным; от разовых поручений - к систематическим делам. Поручения, которые получает дошкольник, должны быть достаточно простыми и разнообразными. Чаще ему нужно поручать то, к чему он сам тяготеет и в чем приобрел уже навыки самостоятельности. Очень занимательным делом для дошкольника является выращивание растений. Его могут практиковать и те самые семьи, которые не содержат комнатных растений. Выращивать следует то, что растет быстро на глазах у ребенка: лук, корнеплоды, картофель.
Дошкольнику интересно, если в зимнее время на окне будет устроена настоящая грядка петрушки, моркови и чеснока. Старшего дошкольника можно увлечь выращиванием растений из семян, таких как фасоль, горох, огурцы.
Если ваш ребенок научился наблюдать за растениями в комнате и приобрел практический опыт по уходу за ними, то ему необходимо научиться это делать вне дома на улице, возле дома, на приусадебном участке.
Зимой - это устройство кормушек и подкормка птиц. Здесь самое главное –заинтересовать ребенка и втянуть его в регулярный сбор корма и выкладывание его в кормушку. А затем научить ребенка содержательно наблюдать за птицами. Весной надо сделать скворечники.
В летнее время, готовясь к предстоящей зимней подкормке птиц, необходимо собрать и заготовить впрок семена подорожника, пастушьей сумки, березовых сережек с семенами.
Осенью следует насушить рябины для снегирей. Кроме подкормки птиц возле дома вместе с ребенком можно сделать различные посадки деревьев, кустарников, цветов.
– Давай посадим дерево в твою честь - говорит взрослый ребенку и показывает ему молодую березку или рябинку. Видишь, какая она тоненькая, молодая, как ты. Будете расти вместе. Ты станешь побольше и она станет повыше. А потом превратится в большое дерево и ты всегда будешь знать, что оно твое.
Дошкольник, прошедший домашнюю школу “зеленого воспитания” сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, очарование пейзажа. Он сумеет вырастить комнатное растение. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума и сумеет беречь природу.