Анна Казакова
Конспект образовательной деятельности для детей 6–7 лет «Нужно природу любить, охранять, нужно в обиду её не давать!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Задачи:
Образовательные :
- формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов;
Публикация «Конспект образовательной деятельности для детей 6–7 лет „Нужно природу любить, охранять, нужно в обиду её не давать!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
- закрепить математические представления: знание основных цветов, порядкового счёта в пределах 10, умение ориентироваться в пространстве: право, лево;
- сохранять и укреплять здоровье детей;
- активизировать потребность в совершении добрых дел.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать личностные интегративные качества, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, любознательность, познавательную активность детей;
- развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, мыслить, рассуждать, делать выводы;
- развивать слуховую память, воображение, внимание, речь, наблюдательность, самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, крупную и мелкую моторику обеих рук;
- активизировать словарный запас; вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо».
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы, чувства доброты, вежливости, дружбы;
- воспитывать доброе отношение к маленьким соседям на планете, стремление помочь им и оберегать в трудных условиях.
Словарная работа: природа, муравейник, разноцветная, пыльца, ворсинки, стрекочут.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о природе, о жизни животных, насекомых; рассматривание картин, иллюстраций, слайдов с изображением природы; продуктивная деятельность : рисование природы, животных, насекомых; просмотр презентации о правилах поведения в природе; лепка бабочек из солёного теста.
Материал: презентация «Наш дом – природа»; магнитофон с флеш-картой; проектор, экран для просмотра презентации; макет муравейника, камни с цифрами; грамзаписи: звуки природы «Шум леса, «Голоса птиц»; дидактическая игра «Экологический светофор»; аудиозапись голоса бабочки; рукавички: красные и зелёные; светофоры: красные и зелёные; подносы с манкой; корзина, украшенная ромашками и бабочками, со сладостями; дерево; листочки, плоды, цветочки для дерева; лес - ёлочки, грибочки, трава, цветочки; игрушечные лесные зверята; мусор - пластиковые бутылки, бумажки, жестяные банки, пакеты; бабочки, изготовленные из солёного теста; акварель, кисточки.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход образовательной деятельности.
(Звучит песня «Мир красоты» слова и музыка Е. Обуховой)
(Дети входят в группу, их встречает воспитатель – Волшебница)
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
(Игра на общение)
Доброе утро, и всем улыбнись, Справа и слева друзьям поклонись. Будем дружить, помогать всем всегда, Вы согласны? Ответьте мне: «Да!»
Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? Внимательно послушайте стихотворение и полюбуйтесь красивыми слайдами.
(Показ презентации «Наш дом – природа»)
Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса. Человек и время года – это все вокруг …. (природа).
Дети: - Мы сегодня будем говорить о природе.
Воспитатель: - Что такое природа? (Ответы детей)
Воспитатель: - Природа - это всё, что окружает нас – земля, вода, воздух, реки, растения, животные, птицы, насекомые, где всё между собой взаимосвязано.
Воспитатель: - Дети, я – Волшебница, с помощью своей волшебной палочки, могу совершать чудеса.
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель: - Кто это к нам стучится?
(Входит ребёнок в костюме книги)
Воспитатель: (подходит к книге). - Ребята, что это такое? Кто из вас прочитает? (Дети читают)
Дети: – Жалобная книга природы.
Книга: - Много жалоб накопилось у природы на людей :
Воды речек замутились, пересох в лесу ручей,
Стали чахнуть липы, клены на обочинах дорог,
Скоро свои птичьи трели соловей нам не споет.
Воспитатель: - Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому что кто-то из лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?
Дети: – Помочь природе.
Воспитатель: – Я, хоть и Волшебница, но боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто меня выручит? А вы, могли бы мне помочь?
Дети: - Да, мы вам поможем.
Воспитатель: – Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые дети, умеющие ее ценить и любить.
Воспитатель: - А вы знаете, как надо правильно вести себя в природе?
Дидактическая игра «Экологический светофор»
(У каждого ребенка на столе по 2 светофора красного и зеленого цвета)
Воспитатель: - Ребята, я буду зачитывать описание поступков людей, а вы оценивать эти поступки: если поступок хороший – поднимаете зеленый светофор, а если плохой – красный. И так, будьте внимательны:
1. Я возьму лейку, полью цветы на клумбе, которые мы с мамой посадили.
2. В лес зеленый я пойду, зайку серого найду,
Принесу его домой, будет этот зайка мой.
3. Я взял спички и решил, что когда устану гулять по лесу, разожгу костер.
4. Я кузнечика ловил, В банку с травкой посадил, Пусть покажет, как трещит, Как усами шевелит.
Воспитатель: - Я вижу, что вы настоящие друзья природы. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь.
Воспитатель: – А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу.
Воспитатель: - Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей.)
Книга: – Ой, беда, беда, беда,
Пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!
Воспитатель: - Как мы можем помочь муравьям?
Дети: - Надо восстановить муравьиную тропинку.
Воспитатель: - Ребята, давайте муравьям поможем,
Камни снова на тропинку сложим.
(Дети берут камни, на которых цифры от 1до 10)
Дидактическая игра «Тропинка»
Воспитатель: - Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?
Воспитатель: – Как я рада за вас. Вы помогли муравьям восстановить их тропинку.
Ребё нок: - Всем зверушкам, птичкам, рыбкам
И жучкам мы шлем улыбки.
Всех, друзья, вас очень любим,
Обижать мы вас не будем!
Воспитатель: - О чем же ещё поведает нам книга жалоб? (Дети открывают страницу)
(Слушание звуков природы «Шум леса»)
Воспитатель: - Вы слышите? Что это за звуки? Кто нас просит о помощи?
Дети: - Лес просит о помощи.
Книга: – Шум и гам в лесу стоит,
В норках весь лесной народ сидит.
Почему их обижают
И в лесу спокойно жить мешают?
(В группе оформлен лес - ёлочки, грибочки, трава, цветочки, под деревьями сидят игрушечные лесные зверята; повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки)
Воспитатель: - Вот мы и пришли с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, как вы думаете?
Дети: - Люди шумели в лесу, оставили мусор.
Воспитатель: - Как нам помочь лесу?
Дети: - Собрать мусор в пакет.
Воспитатель: - Давайте с вами его уберём. (Дети собирают мусор в пакет). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.
Воспитатель: - Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).
Воспитатель: - Как шумел лес, когда мы сюда пришли?
Дети: (тихо произносят) – ш- ш – ш – ш- -ш.
Воспитатель: - А когда мы совершали добрые дела в лесу, как он шумел?
Дети: (громче произносят) – ш- ш – ш – ш- -ш.
Воспитатель: - А сейчас как шумит?
Дети: (произносят громко) – ш - ш – ш – ш- -ш.
Воспитатель: - Кто из вас знает пословицы о лесе?
Дети: - 1. Враг природы тот,
Кто леса не бережёт.
2. Лес – богатство и краса,
Береги свои леса!
Воспитатель: - Дети, какие вы молодцы, лесу помогли: чистоту и порядок навели. Послушайте, как весело стало в лесу.
(Слушание звуков природы «Голоса птиц»)
Книга: - В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте.
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Воспитатель: - Ребята, мы с вами хорошо потрудились, сейчас я вам предлагаю встать в круг и немного отдохнуть.
(Физкультминутка «Мы по лесу прогулялись»)
(Звучит произведение Г. Свиридова «Аллегро»)
Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем, (Вдыхаем 3 раза)
Руки в стороны, вперед. (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети, (Присели.)
А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Воспитатель: - А теперь давайте откроем следующую страничку «Жалобной книги природы».
(Звучит сигнал тревоги)
Воспитатель: - Слышите, какая тревожная музыка звучит.
(Звучит аудиозапись голоса бабочки)
Бабочка: - Недавно у меня было много подруг, мы с ними любили перелетать с одного цветка на другой и переносили пыльцу. Но однажды на луг пришли дети и всех моих подруг переловили сачками. Теперь я осталась совсем одна, и мне очень грустно.
Воспитатель: - Ребята, подумайте все и скажите, кто просит о помощи?
Дети:- Бабочка просит о помощи.
Воспитатель: - Разве можно ловить бабочек?
Дети: - Бабочек ловить нельзя.
Воспитатель: - Почему их нельзя ловить?
Дети: - У них на крылышках сотрётся пыльца, и они не смогут летать. Ими надо любоваться.
(Выходит девочка в костюме бабочки)
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, да это же бабочка-красавица!
Воспитатель: - Какого цвета бабочка?
Дети: - Бабочка разноцветная.
Бабочка: - А вы знаете, как мы опыляем цветы?
Воспитатель: - Я не знаю. Дети, вы мне подскажите? (Ответы детей)
Воспитатель: - Приглашаю вас в лабораторию, где мы проведём эксперимент, сделаем открытие и узнаем, как бабочки опыляют цветы, переносят пыльцу. В лаборатории ведем тихо, спокойно. Как здесь красиво!
Воспитатель: - Ой, смотрите, лежат волшебные рукавички. Скажите, какого цвета эта рукавичка?
Дети: - Рукавичка зелёного цвета.
Воспитатель: - Возьмите её в руки рассмотрите, потрогайте, исследуйте. Скажите, какая она?
Дети: - Зелёная рукавичка мохнатая, пушистая, махровая, мягкая.
Воспитатель: - Ещё можно сказать, что она ворсистая, покрыта ворсинками.
Воспитатель: - Вот ещё одна рукавичка, какого она цвета?
Дети: - Рукавичка красного цвета.
Воспитатель: - Возьмите её в руки рассмотрите, потрогайте, сравните её с зелёной рукавичкой. Подумайте и скажите, какая она?
Дети: - Рукавичка красного цвета гладкая.
Воспитатель: - Надевайте красную рукавичку на левую руку, вы … превращаетесь в божью коровку.
Воспитатель: - Надевайте зелёную рукавичку на правую руку, вы… превращаетесь в бабочку.
Воспитатель: - На подносах лежит манка, как пыльца на цветке. Мы проведём эксперимент и узнаем, как бабочки переносят пыльцу, опыляют цветы.
Воспитатель:- Аккуратно опускайте рукавички в пыльцу, прижимайте ладошки, поднимайте руки ладошки вверх.
Воспитатель:- Ой, что вы видите? Сравните рукавички.
Дети: - К зелёной рукавичке прилипло больше пыльцы, а к красной – меньше.
Воспитатель: - Почему к красной рукавичке прилипло пыльцы меньше?
Дети: - К красной рукавичке прилипло пыльцы меньше, потому что она гладкая, пыльца на ней не задерживается.
Воспитатель: - Почему к зелёной рукавичке прилипло больше пыльцы?
Дети: - Потому что она пушистая, махровая, мягкая, мохнатая, пыльца задерживается в ворсинках.
Воспитатель: - Какой же мы можем сделать вывод, подумайте все и скажите, почему бабочки могут переносить пыльцу?
Дети: - Потому что бабочка пушистая, мохнатая и пыльца к ней прилипает; пыльца задерживается между ворсинками; тело бабочки похоже на рукавичку, к которой прилипла пыльца.
Воспитатель: - Молодцы, вы на правильном пути, вы догадались.
Бабочка: - У нас ноги и тело, как и у многих насекомых, покрыто волосками, которые нам помогают опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.
Воспитатель: - И сейчас, как трудолюбивые бабочки, перенесите пыльцу на поляну. Летите спокойно, чтобы не проронить её.
Дети (хором) : - Друг за другом, круг за кругом,
Мы летим, летим над лугом.
Летим над цветами, полны доброты,
И сами, и сами мы, как цветы!
Воспитатель: - Опуститесь каждый над цветком и опылите его, стряхните пыльцу.
Воспитатель: - Возвращайтесь в лабораторию, снимайте рукавички и положите их на место.
Воспитатель: - В природе всё взаимосвязано, нет ничего лишнего. Давайте будем всегда бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Воспитатель: - Ребята, но ведь нашей бабочке одной очень грустно без подружек. Как мы можем ей помочь?
Дети: - Я думаю, что бабочке надо найти подружек.
(Коллективная творческая деятельность детей) (На подносах находятся бабочки, на столах – акварель и кисточки)
Воспитатель: - Мы уже с вами слепили бабочек из солёного теста. А сейчас я коснусь каждого из вас своей волшебной палочкой, вы превратитесь в юных волшебников, раскрасите бабочек, их хрупкие крылышки, чтобы они были нарядные, красивые, разноцветные.
(Звучит музыкальное произведение Г. Свиридова «Музыкальный ящик»)
(Дети раскрашивают бабочек)
Бабочка: - Ах, какие прекрасные бабочки, вы настоящие волшебники! Теперь у меня много подруг, и мы будем переносить пыльцу с одного цветка на другой.
Воспитатель: - Какое же мы доброе дело сделали для бабочки?
Дети: - Помогли найти ей подружек.
Бабочка: - Спасибо вам, дорогие друзья! А у меня с моими подружками есть для вас подарок за ваше доброе дело. Это сладкий нектар, который мы собрали с цветов.
(Бабочка дарит детям корзину, украшенную ромашками и бабочками, со сладостями)
Воспитатель: - Ребята, давайте мы всё добро своей души подарим нашей волшебной книге, чтоб больше ни одна жалоба не появилась на её страницах, а только добрые дела.
Воспитатель: – Посмотрите, книга закрылась, жалобы закончились.
Книга: - Спасибо вам, ребята, за ваши добрые дела. Я надеюсь, что, познавая жизнь природы, вы вырастете добрыми, заботливыми, отзывчивыми, настоящими защитниками природы.
Воспитатель: - А что нового вы сегодня узнали?
Дети: - Как бабочки опыляют цветы, правила поведения в природе.
Воспитатель: - Какие добрые дела вы совершили?
Дети: - Восстановили муравьиную тропинку, чистоту и порядок в лесу навели, подарили бабочке подружек.
Воспитатель: - Посмотрите, какое у меня красивое, необычное, волшебное дерево. Каким цветом ствол дерева, его крона?
Дети: - Ствол дерева коричневого цвета, а крона зелёного.
Воспитатель: - На подносе лежат листочки, плоды и цветочки. Я хочу узнать, как вы оцениваете результаты своего участия в совершении добрых делах. Ребята, если каждый из вас стремился совершать добрые поступки, был очень активным, то приклейте на дерево плоды. Если кто-то считает, что он недостаточно активно участвовал в совершении добрых дел, то приклейте на дерево цветочки. Ну, а если кто-то из вас сделал не всё, что мог, то приклейте на дерево листочки.
(Звучит музыкальное произведение Г. Свиридова «Музыкальный ящик»)
(Дети приклеивают листочки, плоды и цветочки)
Воспитатель: - Я очень рада, что вы все приклеили на дерево плоды. Надеюсь, что эта встреча надолго останется в вашей памяти, и вы будете соблюдать правила поведения в природе. И об этих правилах расскажите своим друзьям.
Ребенок: - Нужно природу любить, охранять,
Нужно в обиду её не давать!
(Показ презентации «Наш дом – природа») (Дети сморят слайды и поют песню на мотив «Пусть бегут неуклюже.», музыка В. Я. Шаинского)
1. Пусть всегда светит солнце,
Зеленеют поляны,
Пусть всегда будет чистой река,
Пусть цветы расцветают,
Распускаются листья,
А по небу плывут облака.
Припев:
Этот мир был нам подарен
Миллионы лет назад.
Сохранить природу нашу
Просим всех ребят.
2. На красивой планете
Будут радостно дети
Любоваться на лес и поля.
Сбережём для себя мы,
Для друзей и для мамы
Дом, что мы называем Земля.
(Под музыку этой песни дети уходят из группы)