Елена Кирюшина
Как нельзя и как нужно учить читать детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас родители пытаются научить детей читать практически с пелёнок, но иногда взрослые используют неправильную методику
Когда начинать обучение? В последнее время наблюдается настоящий бум на раннее развитие детей. Только крохе исполнился год, как в погоне за новомодными тенденциями родители усаживают его за книги. Но педагоги и педиатры рекомендуют не спешить с ранним обучением чтению. Мозговые центры, которые отвечают за восприятие текста, формируются ближе к 5–6 годам. Это оптимальный возраст для обучения. Поэтому не стоит волноваться, если малыш в 4 года ещё не читает 100 слов в минуту. Педиатры также против раннего чтения. Исследования показали, что у детей до 5–6 лет ещё не до конца сформирована зрительная система. Чрезмерное напряжение глаз неизбежно ведёт к близорукости. Но как же быть, ведь ребёнок в школу должен прийти подготовленный? Ответ простой: приобщать ребёнка к книгам нужно постепенно.
Публикация «Как нельзя и как нужно учить читать детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Психологи и педагоги выделяют для этого 3 этапа: 2–3 года — развитие интереса к книге, формирование образного мышления.
В это время родители должны читать ребёнку сказки, вместе рассматривать картинки. Подойдут музыкальные книги с яркими большими рисунками, тканевые развивающие книжки. 4–5 лет — знакомство с азбукой, звуко-буквенное обучение, изучение простых слогов и слов. 5–6 лет — уроки чтения полных слов, самостоятельное чтение предложений, пересказ прочитанного
. Физиологическая готовность ребёнка к чтению. Не стоит забывать, что все дети разные и развиваются тоже по-разному. Если один ребёнок в 3–4 года уже хорошо запоминает звуки и буквы, то другому обучение может даваться тяжело.
Педагоги и психологи рекомендуют обращать внимание на физиологическую готовность малыша к чтению.
Признаки физиологической готовности ребё нка к самостоятельному чтению: ребёнок свободно изъясняет мысли, легко строит связный рассказ; хорошо развит фонематический слух — ребёнок чётко различает звуки в словах; отсутствие логопедических проблем; хорошо развито пространственное мышление — ребёнок понимает направления вправо/влево, вверх/вниз. 10 главных советов родителям Книга у ребёнка должна вызывать интерес и удовольствие.
Для этого важно с раннего возраста читать детям сказки, рассматривать и показывать яркие, красочные книжки. Это отличный способ развития мышления. Соблюдайте правило «от простого к сложному» : первые уроки начинайте с изучения звуков и букв, затем можно переходить на слоги, слова и словосочетания.
. Во время изучения букв подключайте все органы чувств. Например, очень хорошо, если есть объёмные буковки, которые можно потрогать. Также их можно лепить из пластилина, рисовать на асфальте или на песке, обводить в тетрадке, зарисовывать цветными карандашами, пробовать писать самостоятельно (методика Монтессори). Тренируйтесь везде и всегда. Покажите ребёнку, что слова есть везде: на улице, в магазине, в парке. Когда выучите буквы и первые слоги, находите их на вывесках, плакатах, в названиях. Учите правильно. Этот совет очень важен, так как переучить ребёнка гораздо сложнее, чем научить новому.
Все книги чему-то учат. Кто-то скажет, что они учат добру, дружбе, любви. Но есть книги, которые лучше не использовать как методическое пособие.
Все знают книгу Андрея Усачёва про умную собачку Соню. Вспомним главу, где Соня училась читать :
— Уф! — вздохнул Иван Иваныч, когда Соня наконец выучила все буквы правильно. — А теперь, — сказал он, — попробуем читать. Какое слово мы выучим первым?
— Сосиски, — сказала Соня.
— Слово сосиски состоит из семи букв: Сэ, О, Сэ, И, Сэ, Кэ, И. Получается: сосиски.
— А большие сосиски или маленькие? — спросила Соня.
— Это неважно, — сказал хозяин. — Повтори.
— Сэ, О, Сэ, И, Сэ, Кэ, И… Получаются: сосиски, — повторила Соня и подумала: «Как же это неважно? Очень даже важно!»
— А вот слово слон, — показал Иван Иваныч. — Состоит из четырех букв: Сэ, Лэ, О, Нэ. Получается: слон.
— Сэ, Лэ, О, Нэ, — повторила Соня и подумала: «Значит, большие. Если слон — всего из четырех букв, а сосиски — из семи… Просто гигантские!»
Соня попыталась представить сосиски из семи букв, но у неё даже не хватило воображения.
— А вот кошка, — продолжал Иван Иваныч. — Состоит из пяти букв: Кэ, О, Шэ, Кэ, А… Повтори.
Собачка Соня была очень умная, поэтому научилась читать способом, предложенным её хозяином. Но если мы захотим научить ребёнка читать по методу умной собачки Сони, то научим его читать не совсем правильно. Дело даже не в том, что в книге собачка неправильно называет буквы, дело в самом подходе.
1. Учить надо не буквы, а звуки — то, как буква читается, без призвуков.
2. Нельзя учить побуквенному чтению, как читала собачка Соня. Правильным считается слоговое чтение. Побуквенное чтение приводит к ещё одной ошибке — повторы слов (когда ребёнок сначала читает буквы названиями, а потом слово целиком).
3. В предложенном фрагменте описывается ещё одно понятие: предмет-слово (размер слова может не соответствовать размеру самого предмета). На практике я ни разу не встречала детей, которые бы смущались от того, что большое количество букв не соответствует размеру самого предмета — слишком высокий уровень абстракции для 6-7-летних детей.
Многие скажут, что учили детей читать так же, как собачку Соню, и они не испытывали потом трудностей в школе. Соглашусь, что такое встречается часто. Но ещё чаще встречаются дети с нарушениями речи различной степени, которым такой способ обучения чтению не подходит.
Как же правильно научить ребёнка читать?
Чтение — это навык. Чтение имеет технические характеристики: правильность, плавность, беглость, осмысленность и выразительность. Выразительности можно достичь лишь на последнем этапе обучения чтению, когда ребёнок уже читает правильно, плавно и бегло, у него хорошее поле чтения, а самое главное, он понимает смысл прочитанного (здесь речь идёт не о подготовленном выразительном чтении, а о чтении незнакомого текста выразительно, с соблюдением интонации при чтении знаков препинания).
Этапы обучения правильному чтению:
1. Выучите алфавит звуками. Если покупаете аудиопособия, то проверяйте, как называются буквы — названиями или звуками.
2. Разделите звуки на две группы: гласные и согласные. Выучите гласные.
3. Теперь можно приступать к чтению слияний. Для этого есть различные приспособления (абаки) с подвижными лентами. Лучше всего самим набрать на компьютере слияния с одинаковыми гласными и объяснить ребёнку, как читать слияния, например, с буквой «а» : читаем первую букву (букву согласного) как в алфавите и открываем рот на «а» (логопеды используют другой приём сливания букв в слоги) и так далее.
4. Чтения слияний недостаточно. Беглость зависит от ширины поля чтения (сколько глаз видит знаков вперёд). Здесь поможет игра «Ловишки» : мы как бы читаем строчку слева направо, от первой, потом переходим во вторую, но выделяем (карандашом, например) и прочитываем только слияния с заданной буквой гласного: «ва», «ба», «жа», «ка». Кстати, такая игра помогает детям, которые читают без желания.
6. Важно научить ребёнка читать слияния с буквами, указывающими на твёрдость согласного (а, о, у, ы, и отдельно слияния с буквами, указывающими на мягкость согласного (я, е, ё, ю, и). Разница в артикуляции при чтении «твёрдых» и «мягких» слияний значительная.
Кроме перечисленных этапов есть ещё и определённые условия, которые необходимо соблюдать при обучении чтению:
• подставка (маленькие дети плохо воспринимают текст глазами, если взгляд расположен под углом);
• крупный шрифт;
• контрастность шрифта и листа;
• правильное освещение.