Лидия Крутова
Как организовать современную работу с современными родителями в современном ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют
душевных сил,времени, труда. Но, ведь и мы
счастливы тогда, когда счастливы наши дети,
когда их глаза наполнены радостью»
В. А. Сухомлинский
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
Публикация «Как организовать современную работу с современными родителями в современном ДОУ» размещена в разделах
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?
В нашей группе «Беби-Комфорт» дети очень любознательные, постоянно задают множество вопросов, любят экспериментировать. Идея создания проекта под названием «Веселая астрономия» родилась сама собой, да и опыт прошлых лет работы над этой темой тоже был.
Опыт работы по проектной деятельности показал, что это необходимая технология, требующая большого творческого подхода и наиболее благоприятна для привлечения родителей к участию в работе детского сада. Но как это сделать на практике? Прежде всего, воспитатели, проявляя инициативу, должны понимать, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка. Теоретиками педагогики выявлены пять уровней участия родителей в педагогическом процессе:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.
Условно можно разделить контингент родителей на эти 5 групп, используя плюсы каждой из них, проводить эффективную работу. Для каждой из этих групп использовались разные формы работы. Заочные электронные консультации, поисковые игры-задания (поиск «Секретных» материалов о планетах, проведение домашних опытов и обсуждение их результатов, создание солнечных часов на участке, анкетирование и т. д.
Ещё на подготовительном этапе мы вывесили расписание работы Пятигорского планетария и расписания сеансов для дошкольников и для семейного посещения. Таки образом, без лишних слов, вызвали интерес родителей, которые и сами не прочь «вспомнить детство» и «детям полезно показать». Выяснилось, что некоторые родители позабыли про наш планетарий и не посещали его после реконструкции.
Через несколько дней мы мы обратились к родителям за помощью в поиске современной педагогической, научно-популярной, детской информации по астрономии. Так началось формирование библиотечки проекта. Родители стали чаще задерживаться в детском саду, презентуя свои находки. Выяснилось, что нашим детям не рано думать о космосе, и можно запланировать с детьми игру «Полет в космос», с изготовлением атрибутов для неё. У нас появилась картотека опытов с различного рода «светилами» (солнце, луч проектора, диск и т. п.). Очки для опытов, макеты солнечной системы нужно было изготавливать родителям для своих детей и вместе со своими детьми. Совместная деятельность объединила родителей в группе, создала полюс общих интересов с ребёнком и внесла свежую струю в восприятие педагогов группы.
Воспитатель должен быть всегда готов оказать поддержку родителям, независимо от того, в какой степени они или другие члены семьи ребенка предпочтут принять участие в работе группы. Ненавязчивая помощь и поддержка позволят родителям, чувствующим себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не столь уверен в своих силах, они дадут возможность для дальнейшего роста и совершенствования.
Расчет на положительные качества родителей и их сильные стороны предопределяет успех в работе. По мере развития взаимоотношений крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те возможности и средства, которые необходимы для воспитания ребенка.
В рамках проектной деятельности в группе прошёл праздник «Звездный день», посвященный Дню Матери. Родители с удовольствием играли в игры с детьми, аплодировали своим гномам-астрономам, а звёздная бабушка учила наших детей готовить необыкновенное «Звездное печенье».
Мы пришли к выводу, что наши родители могут :
— проводить время с детьми и создавать взаимоинтересную зону для общения, игр и исследований;
— создавать различные игрушки для общих игр и оборудование для опытов;
— собирать материалы для ответов на вопросы своих детей;
–– проживать детство вместе со своим ребёнком увлеченно и плодотворно.
— участвовать в праздниках, как дети (например, «День Матери»).
Таким образом, у каждого из родителей появилась возможность обмениваться опытом, получать определенные знания, практически участвовать в процессе образования своих детей и объективно оценивать результативность всех сторон участников образовательного процесса.