МААМ-картинки

Как организовать трудовую деятельность на прогулке в летний период

Наталья Реент
Как организовать трудовую деятельность на прогулке в летний период
▼ Скачать + Заказать документы

В период дошкольного детства все дети, особенно с отклонениями в развитии, нуждаются в педагогической работе, способствующей их социальной адаптации. Одним из множества приёмов такой работы, является совместная трудовая деятельность. В процессе труда не только расширяется кругозор ребенка, но и совершенствуются мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность.

Обучение трудовым навыкам в детском саду, базируется на наглядно-действенном восприятии.

Публикация «Как организовать трудовую деятельность на прогулке в летний период» размещена в разделах

Воспитателю необходимо планомерно сообщать детям знания и формировать у них необходимые умения, ставить перед ними умственные и практические задачи (что делать). Объясняя и показывая материал, способы действия, раскрывать пути решения поставленных задач (как делать, направляя деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий.

Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов. Дети в течение всего года пользуются разнообразными природными материалами, действия с которыми обогащают их впечатлениями; уточняются цвет, величина, форма предметов; взрослый фиксирует внимание детей на гладкой и шероховатой поверхности одних, на различном весе других предметов. Сам природный материал поддерживает неослабевающий интерес детей к действиям с ним. Упражнения в их выполнении закрепляют трудовые умения и навыки.

Многие из предлагаемых взрослым трудовых действий уже знакомы детям (в основном это наполнение ведерок природным материалом до указанной отметки, доставка их в определенное место, знакомы и требования: выполнять поручения до получения конкретного результата. Это приводит к тому, что дети с удовольствием начинают проявлять свою самостоятельность. Желание довести начатое дело до конца способствует закреплению целенаправленных действий. В поведении детей можно наблюдать первые признаки дисциплинированности. Этому способствуют и напоминания воспитателя действовать в соответствии с правилами: «Не спеши. Сначала проверь, правильно ли ты наполнил ведерки. Помоги товарищу справиться с заданием».

В теплое время года дошкольников следует научить правильно пользоваться водой. Как только взрослый предложит принести воду, дети сразу же начинают играть с ней: они несут воду, стараясь расплескивать ее, оглядываясь на лужи, оставленные на асфальте; намеренно толкают ведерки, чтобы облить собственные ноги или рядом идущих товарищей. Задача воспитателя — снять, возбужденность детей. Например, он предлагает им наполнить бассейн для того, чтобы вымыть игрушки. В этом случае за водой надо сходить 3—4 раза. Каждый поход за водой должен преследовать определенную цель, например, вылить всю воду в бассейн тонкой струей.

В последующем можно показать детям, как правильно пользоваться лейкой. Чтобы научить их не проливать воду на ноги, можно предложить для тренировки поливать песок в песочнице, передвигаясь вдоль ее края. Чтобы дети не задерживались на одном месте, взрослый медленно двигается сам, произнося речевку: Ты, водичка, лей, лей!

Ты, песочек, пей, пей!

Только тогда, когда все ребята научатся правильно пользоваться лейками, воспитатель предлагает им полить огородные гряды, а затем цветы на клумбе.

Песочницу теперь дошкольники поливают, чтобы увлажнить песок, а затем из него сооружать всевозможные постройки.

Разнообразно действуя с песком, водой, дети знакомятся со свойствами этих материалов (сухой песок сыплется, из мокрого песка легко лепить, строить; в воде плавают предметы, ей поливают растения, если долго нет дождя и т. д.) Они реально чувствуют, что такое холодная, теплая вода (если набрать воду из крана, а затем поставить ее в леечках для согрева и дальнейшего полива клумб).

В коррекционной группе детского сада целесообразно использовать поэтапный (ступенчатый) инструктаж (дети выполняют отдельные приемы по указанию воспитателя). При уходе за растениями «коррекционные» дети иногда слишком много выливают воды в одно место, в результате чего растение вымывается струёй воды. Следует объяснить, что, поливать надо осторожно, лить воду понемногу, при этом наблюдать, как она впитывается. Это воспитывает сосредоточенность и затормаживает поспешные действия детей. У детей начинают проявляться волевые усилия: очень хочется поиграть с водой, но прежде необходимо наполнить бассейн, а потом уже играть. Вначале нужно отнести ведерки на место, а потом уже строить дом из песка.

Ухаживая за посевами и посадками, ребенок систематически наблюдает за ними, привыкает ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага). Необходимо помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть чувствовать своевременность проведения того или другого действия.

Помимо посева и полива, на протяжении лета, дети могут наблюдать за рыхлением почвы, выпалыванием сорняков.

Привлекать их к выполнению данной работы можно лишь изредка с познавательной целью. Например, во время прополки бобов воспитателем, дети начинают интересоваться, где бобы, где травка (сорняки). Они сами просят назвать, какая это травка. Взрослый должен ответить на вопросы детей и показать 3—4 разных сорняка. Дети быстро отличают, например, бобы от одуванчиков, подорожника. Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение детей: они начинают приглядываться к окружающей природе; гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная; радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к немy, трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просят назвать их.

При обучении детей рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга (лук, бобы, настурция). Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым; подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

В процессе систематической, планомерной работы, проводимой на прогулке, изменяются и отношения детей между собой. Если раньше они не замечали действий товарищей, находящихся рядом, сконцентрировав свое внимание лишь на действиях взрослого, то теперь наблюдают за тем, как выполняют поручения сверстники. Этому способствуют и высказывания взрослого: «Посмотрите, как правильно набирает песок в ведерко Вася» или: «Выполнил задание, посмотри, не нужно ли помочь товарищу» и т. д. Такая направленность в работе с детьми приводит к тому, что они по собственной инициативе обращаются к воспитателю: «Можно с нами пойдет Маша? Мы ей поможем набрать песок!» Или: «Я буду рядом с Толей и сам помогу ему».

Ниже приводится примерный перечень трудовых поручений, предлагаемых детям.

1-е поручение. «Наполним бассейн (таз) водой» (подготовка к занятию типа «Искупаем кукол», «Постираем куклам платья», «Вымоем игрушки», «Тонет-плавает»)

Цель. Приучать детей поэтапно выполнять поручение, быть внимательным к словам взрослого, аккуратно, не спеша лить воду.

Материал: ведерки по количеству детей, бассейн (таз).

Количество детей: вся группа.

Ход выполнения поручения. Воспитатель предлагает помочь ему в подготовке к занятию: заполнить бассейн водой. Каждый ребенок берет по два ведерка и идет за водой. Воспитатель следит, чтобы дети наполняли ведра строго до отмеченного уровня. Если кто-либо пытается набрать воды больше, взрослый останавливает ребенка и объясняет, что нужно выполнять правила, иначе ему не разрешат участвовать в таких поручениях.

Проверив, как дети выполнили первый этап задания, педагог предупреждает: воду нужно нести аккуратно, не разливая, идти следует не торопясь, не обгоняя товарищей.

Когда дети приносят воду к бассейну, воспитатель обучает каждого из них, как правильно выливать ее мягкой струей, не торопясь, не проливая мимо.

После наполнения бассейна водой дети относят на место ведра и идут на занятие.

2-е поручение. «Пополним песочницу песком».

Цель. Поддержать стремление детей самостоятельно выполнять поручение, оказывать помощь сверстникам, действовать целенаправленно, аккуратно пользоваться инвентарем.

Материал: ведра, совки по количеству детей.

Количество детей: 8—10 человек.

Ход выполнения поручения. Воспитатель предлагает детям построить в песочнице дома — большие и маленькие. Чтобы осуществить такие постройки, нужно много песка. Дети откликаются на предложение взрослого пополнить песочницу.

В момент наполнения ведер взрослый напоминает, что песок не должен закрывать отмеченный уровень. Когда все идут с ведрами к песочнице, воспитатель хвалит детей, которые несут песок аккуратно, не обгоняют товарищей. Педагог показывает, как следует правильно высыпать песок, следит за действиями детей, предлагает отнести ведра на место и только потом приступать к постройке домов.

3-е поручение. «Увлажним песок в песочнице».

Цель. Учить детей правильно пользоваться лейками: лить воду медленно мягкой струей, не спеша. Выполнять действия последовательно, доводить начатое дело до конца.

Материал: лейки по количеству детей.

Количество 3—4 детей.

Ход выполнения поручения.

Воспитатель начинает поливать из лейки песок в песочнице. Дети наблюдают за его действиями. Взрослый объясняет, как нужно пользоваться лейкой, а затем предлагает 3—4 детям выполнить то же самое самостоятельно.

Остальные следят за действиями сверстников, которым при необходимости помогает воспитатель. Затем в выполнении поручения упражняются другие ребята. После увлажнения песка воспитатель вместе с детьми относит лейки на место.

При повторном выполнении поручения педагог предлагает дошкольникам самим наполнить лейки водой, обращая внимание на отметку уровня. Следит, чтобы дети правильно держали лейку: одной рукой за дужку, второй—за носик

Как только дети научатся пользоваться лейкой, можно переходить к обучению правильному поливу всей площади песочницы. Вначале взрослый сам показывает, как это нужно делать: медленно льет воду, продвигаясь вдоль края песочницы. Затем то же самое выполняют дети вместе со взрослым. При повторных действиях можно ввести в задание игровой момент следующего содержания: кто поторопился и вылил воду из лейки раньше других, отходит в сторону. Выигрывает тот, кто остался у песочницы к концу полива.

В этом случае обиженных не будет, так как дети понимают свои ошибки и могут сразу исправить их, как только взрослый разрешит выливать воду из второй лейки.

4-е поручение. «Польем огородные грядки».

Цель, Учить действовать аккуратно, самостоятельно, целенаправленно; бережно относиться к растениям.

Материал: лейки по количеству детей.

Количество детей: подгруппа в 5—6 человек.

Ход выполнения поручения. Когда дети научатся правильно пользоваться лейкой, можно предложить им полить огородные гряды.

Взрослый подчеркивает: растениям необходима вода, но если поливать неосторожно, можно сломать их.

Дети под контролем воспитателя набирают воду, несут ее на огород, ставят лейки у грядки, рассматривают растения, например редис, а затем начинают поливать их. Медленно продвигаясь вслед за взрослым, который приговаривает: «Ты, водичка, лей, лей! Ты, редиска, пей, пей!», они аккуратно льют воду через ситечко лейки. После полива воспитатель обращает внимание детей на то, как заблестели на солнышке листья растений, предлагает каждому осторожно вытащить из земли по одной редиске.

В следующий раз можно дать задание полить цветы на клумбе. Взрослый при этом приговаривает: «Ты, водичка, лей, лей! Ты, цветочек, пей, пей!»

5-е поручение. «Изготовим игрушки для игры».

Цель. Учить изготавливать игровой материал для обогащения содержания собственной игры на прогулке.

Материал: листочки деревьев, веточки, палочки, травка

Количество детей: вся группа.

Ход выполнения поручения. Взрослый предлагает детям приготовить для кукол угощение: конфеты и ягоды (камешки, салат (травка). Для сервировки стола можно использовать листья — тарелки, веточки — ложки и вилки. Дети собирают на участке природный материал, а затем начинают играть.

В следующий раз воспитатель показывает, как можно сделать зонтик для куклы (нанизать лист на палочку) и обыграть его: в песочнице сделать дорожку, вдоль нее соорудить из песка скамейки, посадить за скамейками деревья — веточки, а в центре устроить клумбу, воткнув травинки; на скамейке будут отдыхать куклы под зонтиками. Воспитатель напоминает: после игры природный материал следует убрать из песочницы.

Трудовое воспитание дошкольников на прогулке может осуществляться эффективно при условии систематического включения детей в выполнение совместных с взрослым трудовых действий. Планируя каждодневную работу, воспитатель должен отчетливо представлять, какие из имеющихся умений и навыков будут закреплены, какие знания уточнены, важно соблюдать принцип повторности трудовых поручений.

Для того чтобы дошкольники овладели необходимыми навыками, Причем тематика их должна меняться в зависимости от того, какой природный материал используют дети, какие впечатления получают во время наблюдений, какова последующая за трудовыми действиями самостоятельная игровая деятельность детей.

Воспитатель организует работу на прогулке с учетом климатических условий, уровня подготовленности всей группы и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Систематическая и планомерная работа в условиях прогулки будет способствовать реальному осуществлению задач всестороннего гармонического развития и воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

«Предоставление детям раннего возраста выбора в совместной деятельности с педагогом» (обмен опытом) Мою группу «Солнышки» посещают дети, которые находятся на адаптации. Детский сад является новым периодом в жизни ребёнка. Для него это,.

Экспериментальная деятельность в летний период для младших дошкольников Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста в летний периодИзобразительная деятельность детей дошкольного возраста в летний период Изобразительная деятельность, будь то рисование, аппликация или лепка, имеет очень большое значение для всестороннего развития ребенка.

Как организовать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром в летний период .

Консультация для педагогов «Проектная деятельность в летний период» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД Очень часто проектная деятельность напрямую связывается педагогами только с организованным образовательным.

Обмен опытом по реализации программы внеурочной деятельности «Если хочешь быть здоров-правильно питайся» Обмен опытом по реализации программы внеурочной деятельности. «Ты есть то, что ты ешь», - сказал еще Гипократ. Рациональное питание является.

Обмен опытом по теме «Развитие творческого мышления и воображения детей посредством использования технологии ТРИЗ» С сентября 2013 года работаю над методической темой «Развитие творческого мышления и воображения детей посредствам использования технологии.

Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР» Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами». Большое значение для.

Обмен опытом в рамках задач по преемственности работы детского сада и школы «Глазам радость-душе отрада» Цель урока: 1. Расширять и закреплять интерес детей к русской народной игрушке, формируя эстетические чувства на материале произведений народного.

Экспериментальная деятельность для старших дошкольников в летний период Примеры экспериментов, проводимых в летний период 2016 МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29 «Аистёнок» Объекты экспериментальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как организовать трудовую деятельность на прогулке в летний период
Опубликовано: 29 сентября 2016 в 20:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как организовать трудовую деятельность на прогулке в летний период» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Реент (УИ 809731) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД