Светлана Яворская
«Предоставление детям раннего возраста выбора в совместной деятельности с педагогом» (обмен опытом)
▼ Скачать + Заказать документы
Предоставление детям раннего возраста выбора в совместной деятельности с педагогом
Мою группу «Солнышки» посещают дети, которые находятся на адаптации. Детский сад является новым периодом в жизни ребёнка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Дети раннего возраста – по своей сути деятельны, любопытны, забавны. Поэтому я стремлюсь обеспечивать внутреннее эмоциональное благополучие малышей. Это и понимание внутреннего мира ребёнка, и принятие его таким, какой он есть. Предоставления ребёнку большей свободы (выбора) и самостоятельности.
Публикация «„Предоставление детям раннего возраста выбора в совместной деятельности с педагогом“ (обмен опытом)» размещена в разделах
Акцент в выборе игр для детей раннего возраста направлен на сенсорику и моторику. Дети ещё малы, поэтому воспитатель много общается с ними, проводит совместные игры, развлечения. Основной признак совместной деятельности взрослых и детей – это наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей.) В совместных играх я стараюсь выступать на правах партнёра, так как дети любят, когда воспитатель играет с ними на их уровне.
Совместная деятельность должна быть непринужденной.
Например: «Давайте сегодня….», «Я буду бабушкой. А вы хотите ко мне в гости?»
Тематические центры и уголки в группе дают детям возможность самостоятельного выбора материала, игрушек. Они активно начинают играть, действовать с предметами.
Назову наиболее популярные игры в совместной деятельности с детьми и какой выбор им предоставляю.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ. Здесь задействованы руки детей, это влияет на сенсорное и речевое развитие. Мы уже знаем около 5-6 игр. Начинаем всегда с той игры, которую предлагают сами дети, то есть ориентируясь на их выбор. А затем знакомимся с новой игрой, либо закрепляем ту, что ещё не освоили полностью.
УПРАЖНЕНИЯ С ЯЗЫЧКОМ. Здесь ребята отрабатывают простые действия с язычком. Идёт работа над артикуляцией речевого аппарата.
«Тик – так»- часики, «Гол - мимо», «Варенье», «Дотянись до носа».
Начинаем опять же с упражнения на выбор детей.
«А как ещё язычок может? Кто покажет»
ШУМОВЫЕ ИГРУШКИ. Это своего рода игровая терапия, её можно проводить как индивидуально, так и в групповой форме. Дети не только прислушиваются к шуму, но и с удовольствием разглядывают их. Когда мы играем в «Оркестр», дети сами выбирают кто чем будет шуметь (колокольчики, погремушки, барабаны, баночки с сыпучими веществами.) В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают мир, учатся общаться.
ВОДНЫЕ ИГРЫ. Эти игры доставляют детям радость, чувства счастья. Игрушек должно быть в большом количестве. Это лодочки, мельницы, водоплавающие утята, пирамидки с отверстиями на дне. Играя в игру «Лодки в море», ребята сами выбирают нужную лодку и ставят её на воду. А затем высаживают в лодочку пассажира, которого выбрали из массы киндер игрушек. Любят ребята игру «Дождик», используя ёмкость с дырочками на дне, они зачерпывают ею воду и наблюдают за дождём. Из одной ёмкости льётся сильный дождь, из другой слабый. По размеру и цвету они разные, поэтому здесь есть право выбора у ребёнка какую ёмкость взять. Нравиться детям кружить на воде уток, разных по размеру. И наблюдать, как они держатся на воде.
ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ СВЕРКАЮЩИМИ И МИГАЮЩИМИ ОГОНЬКАМИ. Это мячики, шарики, кубики, которые ещё и движутся. Ребята учатся определять форму предмета, отбивать от пола и ловить руками их. Это заинтересовывает ребят, развивает мелкую моторику.
ИГРЫ С ПЕСКОМ. Здесь есть возможность пощупать песок, выбрать нужную формочку, совок и ведёрко. А дальше всё зависит от фантазии ребёнка.
В разных видах деятельности с детьми я использую стихи, потешки, песни. Особенно любят ребята те стихи, где встречаются их имена. Здесь они проявляют желание послушать ещё раз стих или потешку. В группе есть книжный уголок, где много выбора книг на любую тематику. Книги постоянно обновляются и пополняются.
ИГРЫ – ИНЦЕНИРОВКИ.
В театральном уголке есть маски сказочных животных. Детям предлагаю выбрать любую маску. Одевают её и изображают это животное либо звукоподражанием, либо в движении.
Кто умеет хорошо говорить, участвуют в сценке. Ребятам это доставляет радость.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН И ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
В группе есть красочные альбомы, карточки «Овощи», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки». Ребята охотно рассматривают их, делая свой выбор на ту или иную тему. Любят дети игру с карточками «Полезные и вредные продукты». Они не только называют и узнают продукты на карточке, но и делают свой выбор в пользу полезных для здоровья продуктов.
Чем больше ребёнок получает впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению с взрослыми и сверстниками.
Совместная деятельность взрослого с детьми постепенно будет переходить в самостоятельную деятельность для детей.