людмила жукова
Консультация «Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста.
Основой музыкального воспитания и развития детей раннего возраста является слушание – восприятие музыки. Особенность организации этого процесса в том, что нельзя включить музыку и уйти. Ребенку нужно узнать не только о чем поется в песенке, но и важна реакция взрослого на звучащую музыку. Если взрослый морщится, услышав классическую музыку, то и ребенок начинает присваивать негативное отношение взрослого к музыке. Необходимо помнить: отношение к музыкальному произведению взрослого становится опытом восприятия музыки для малыша! Поэтому, прежде чем научить ребенка, нужно научиться самим проявлять реакцию на звучащее произведение. То же самое происходит и на музыкальных занятиях, воспитатель – близкий человек для детей, пример и помощник.
Публикация «Консультация „Как вести музыкальные занятия с детьми ясельного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Поэтому на музыкальных занятиях в ясельной группе проводником от музыке к ребенку является именно воспитатель и музыкальный руководитель. К тому же, ребенок раннего возраста является самым благодарным и внимательным слушателем и воспринимает все звуки набело, а значит переписать уже ничего нельзя.
Если в первые годы жизни ребенок слышит от близких брань, крики, то это может стать для него нормой, и впечатления, полученные от слушания музыки в детском саду не смогут заменить тот самый первый жизненный опыт. Такие дети, как правило, негативно воспринимают то, что отличается от мира их семьи.
Еще одной особенностью работы с детьми этого возраста является исключения насилия в обучении ребенка танцевальным движениям, играм, хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Иногда приходится наблюдать как мама (бабушка) заставляет ребенка выполнять то или иное движение, которое предлагается, например, в музыкальных разминках.
Когда взрослый человек берет ножку малыша и начинает ставить ее на пятку (элемент танца «Гопачок»). Или рукой ребенка с погремушкой стучит по его ладошке, выполняя упражнение с погремушкой. Или наклоняясь близко к лицу ребенка, начинает демонстрировать ему, как нужно выполнять руками «фонарики».
Это не допустимо! Иначе такое насильственное воздействие может вызвать обратную реакцию! В детском саду воспитатель физически не может подойти к каждому ребенку и управлять им, и ребенок, наблюдая со стороны, что и как выполняет воспитатель и музыкальный руководитель, воспринимает это более осознанно.
Хотя не все дети могут воспроизвести, например, танцевальные движения сразу, должно пройти некоторое время, пока в коре головного мозга произойдет обработка и усвоение увиденного. Как только дома, в спокойной, привычной для малыша обстановке ему представится такая возможность, он обязательно повторит все, что увидел на музыкальном занятии в детском саду.
– это еще одна особенность в работе с детьми раннего возраста. Если взрослые устают от повторений, то малыш чувствует себя вполне комфортно, повторяя знакомую песенку или пляску.
Исполнение понятного, доступного, очень хорошо усвоенного ребенком музыкально-художественного материала вызывает у малыша чувство полного удовлетворения, повышает веру в свои силы, дает ощущение причастности к миру окружающих его взрослых. И об этом должны помнить и педагоги, и родители.
Для развития голоса и слуха малыша большое значение имеет интонационная выразительность речи окружающих их взрослых. Не даром, в старину, мама прижимала ребенка к груди и пела колыбельные песни. Певческий аппарат ребенка, как бы настраивался во сне и формировался. И для того, что бы ребенок чище и четче воспринимал, а в дальнейшем мог и воспроизвести песню, на занятиях в ясельной группе, большая часть песенного материала исполняется а капелла, аккомпанемент самый ненавязчивый, подключается после усвоения песенки детьми.
Руководствуясь этими принципами, родители и педагоги детского сада могут создать благоприятную почву для взращивания талантливых, музыкально – творческих, чувствующих личностей.
Что говорить родителям
У большинства родителей нет сомнений в том, что занятия музыкой — это отличный способ развития ребенка. Однако мамы и папы не всегда знают как, когда и чем именно может заниматься их малыш, если ему еще нет и трёх лет.
Клиенты, приводящие малышей в детский клуб, зачастую хотят получить профессиональные объяснения — для чего нужны музыкальные занятия или музыкальные упражнения в составе занятий по раннему развитию.
К сожалению, не всегда администраторы могут дать развернутые ответы — у них просто нет знаний об этой сфере развития детей.
Я предлагаю вам статью, в которой доступно и лаконично отвечаю на самые часто задаваемые вопросы и привожу факты, которые помогут вам убедить родителей начать музыкальные занятия с детьми как можно раньше.
Дайте почитать этот текст администратору, и он сможет более грамотно разговаривать с родителями.
Педагогу эта информация тоже поможет — когда есть готовая структурированная аргументация, общаться всегда легче.
Наиболее частые вопросы касаются:
оптимального возраста для начала таких занятий
видов музыкальной деятельности
способов развития у детей чувства ритма, музыкальной восприимчивости и отзывчивости.
У всех ли детей есть музыкальный слух?
Чем раньше малыш слышит хорошие музыкальные образцы — тем быстрее развивается его музыкальный слух. Если с раннего детства мама поет ребенку колыбельные песенки, малыш раньше начнет свои первые попытки интонирования – подпевания за мамой. Что в будущем поможет быстрому развитию речи.
Конечно, музыкальные задатки детям даны в разной мере. Однако с помощью музыкальных занятий, опираясь на интерес, который испытывают дети к музыке, можно подобрать такие комплексы упражнений, которые помогут развить имеющиеся способности и привить любовь к музыкальной деятельности у каждого малыша.
С какого возраста?
К годовалому возрасту малыш вполне готов участвовать в групповых занятиях вместе с мамой, однако это должны быть небольшие по составу группы, с выраженным позитивным настроем и очень деликатной подачей музыкального материала.
Виды музыкальной деятельности
Для детей раннего возраста существует достаточно большой арсенал упражнений, направленных на развитие музыкальных задатков. К основным видам музыкальной деятельности детей раннего возраста я могу отнести игру на детских музыкальных инструментах, песенки-попевки, музыкальные ритмические разминки, игры на развитие слухового восприятия, простейшие коммуникативные танцы.
Способы развития музыкальных способностей
Безусловно, ведение музыкальных занятий в игровой форме, эмоционально и позитивно, требует от педагога профессионального мастерства и большой энергетической отдачи. Однако кто «горит» детским развитием и стремится качественно улучшить свои занятия, обязательно должен обратить свое внимание на плюсы, которые дает детям музыкальное развитие в раннем возрасте.
Плюсы музыкального развития в раннем возрасте
Научно доказано, что с помощью музыкальных упражнений и игр у детей раннего возраста :
улучшается психоэмоциональное состояние
развивается слуховое восприятие
стимулируется развитие речи
развивается кратковременная память
увеличивается концентрация внимания
активизируются мыслительные процессы
совершенствуется координация движений
развивается музыкальный слух и голос
налаживается вокально-слуховая координация
формируются эстетические представления, музыкальный вкус.
Основные задачи музыкального воспитания детей 2-3 лет состоят в том, чтобы создать благоприятную, радостную атмосферу и побуждать детей к активности — уметь проявлять себя в подпевании, связывать с музыкой движения, игры и пляски, а также прививать интерес и любовь к музыке, различать контрастные особенности ее звучания (громкое — тихое, высокие — низкие регистры, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальную память, слух. Формирование активности в музыкальной деятельности — основная задача воспитания детей этого возраста.
Происходят большие изменения в развитии речи и в умственном развитии, увеличивается словарный запас. Речь становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими детьми. На третьем году жизни совершенствуется восприятие, в результате развивается произвольное внимание.
Поэтому в музыкальном воспитании детей необходимо учитывать эти особенности психического и физического развития.
Роль музыкального руководителя в этом возрасте очень важна. Он грамотно организует музыкальную деятельность детей, развивая и формируя их интерес к музыке, обогащает эмоциональную сферу разнообразными переживаниями, связанными с музыкой, способствует эстетическому воспитанию.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в детском саду и в семье через знания о музыке, приобретение умений и навыков. Знания, умения и навыки способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания.