Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Картотека дидактических игр по обучению грамоте.
▼ Скачать + Заказать документы
Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе.
Программой определена цель работы: формирование первоначальных лингвистических представлений, воспитание интереса к языку и речи как явлениям действительности.
Публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
В процессе работы со старшими дошкольниками мы формируем у ребят представления о слове, о строении слов, учим их делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, составлять предложения с заданным количеством слов.
Содержание деятельности с детьми определено в разделах «Слово, его значение», «Словесный анализ предложения», «Слоговой анализ слова», «Звуковой анализ слова».
Представляю Вашему вниманию игры по обучению грамоте, которые помогут Вам организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями программы.
«Кто? Что?» - систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка.
«Слово или звук» - систематизировать знания о понятиях «слово, звук».
Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок.
«Сколько слов услышал?» - развивать слуховое восприятие, память.
Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили.
«Отгадай слово» - формировать умение обозначать словом предмет по описанию.
Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка.
«Магнитофон» - закрепить представления о звучащем слове.
Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись.
«Назови действие» - формировать представления о словах – действиях.
Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка.
«Подбери пару» - упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал).
Играть можно с мячом.
«Какой? Какая? Какое?» - формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета.
Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?».
«Отвечай быстро» - упражнять в определении предмета по его признакам.
Воспитатель называет признаки (белоствольная, стройная, высокая, дети угадывают предмет, воспитатель выставляет картинку.
«Одно слово – много предметов» - формировать представления о многозначности слов.
Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка.
«Длинное – короткое слово» - упражнять в подборе и различении длинных и коротких слов.
«Скажи ласково» - формировать понятие об уменьшительно - ласкательной форме слова (ёж – ёжик, упражнять в образовании слов с уменьшительно – ласкательным значением.
«Назови два (три) слова» - упражнять в назывании заданного количества слов.
«Подбери похожее слово» - упражнять в подборе созвучных слов, рифм.
Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.).
«Кто ушёл вперёд» - упражнять в дифференциации длинных и коротких слов.
Дети произносят слова по порядку и шагают вперёд. Кто ушёл дальше, у того самое длинное слово.
«Слова – родственники» - формировать представления о родственных словах.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п.
«Составь предложение» - формировать понятие «предложение», упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке, по схеме.
«Угадай звук» - формировать понятие «звук».
Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?».
«Слова – приятели» - формировать представления о синонимах (словах, которые звучат по – разному, но имеют одинаковое значение).
Воспитатель спрашивает «Как сказать по – другому «большой»? (огромный) Быстрый? (скорый) и т. д.
«Пропой звук» - формировать понятие «гласный звук», «согласныйзвук».
Детям предлагается пропеть звуки – а о у и ы э г к х. Воспитатель задаёт вопрос «Что получилось? Какие звуки вы пропели? Какие нет? Почему?» звуки, которые можно петь, называют «гласные». Те звуки, которые нельзя пропеть – согласные.
«Наоборот» - формировать представления о словах – антонимах (слова с противоположным значением).
Игра с мячом. Дети стоят в кругу. Воспитатель произносит слово «чёрное», бросает ребёнку мяч, тот должен сказать слово наоборот.
«Назови звук или слово» - закрепить понятия «звук», «слово».
Воспитатель даёт ребё нку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п.
«Кто в домике живёт?» - формировать представление о звуковом составе слова.
Воспитатель рассказывает «В домике жил – был звук У, а рядом с ним в другом домике – звук А. Однажды домик У развалился, и А пригласил к себе У. стали они жить вместе АУ. Какой первый звук? Второй? Какое слово получилось? Дети читают. А если рядом живут У и М? М А и т. д.
«Сколько звуков?» - упражнять в звуковом анализе слов, определении порядка звуков (первый, второй и т. д.).
«Подбери слово» - упражнять в подборе слов на заданный звук.
За правильный ответ – фишка.
«Волшебное эхо» - упражнять в определении первого звука в слове.
Воспитатель рассказывает, что в группе поселилось Эхо. Дети выясняют, что такое эхо. Воспитатель говорит, что оно необычное и произносит только первый звук слова.
«Догадайся сам» - формировать навыки звукового анализа, определение первого и последнего звука в слове.
Дети рассматривают предметы, называют слова, выделяя первый и последний звук. Слово обозначается фишкой. Если ответ верный, слово ложится в корзину, неверный – в ведро.
«Придумай предложение» - закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением.
Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаё т вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д.
«Где спрятались зверушки?» - формировать навыки звукового анализа.
Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.).
«Подбери слово по смыслу» - упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении.
Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д.
«Живые звуки» - упражнять в звуковом анализе слов.
Дети назначаются звуками. У них фишки, соответствующего цвета. По команде воспитателя дети строятся в слово. Остальные «читают» это слово. Можно соревноваться командами.
«Чемодан» - упражнять в подборе слов с заданным звуком, класситфицировать предметы.
У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать» чемодан. Темы слов могут быть разными ( например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.).
«Звуки заблудились» - развивать фонематический синтез, упражнять в составлении слов из звуков.
Детям раздаются карточки со звуками. Задача – собрать звуки в слово.
«Сравни слово» - упражнять в сравнительном звуковом анализе слов (дом – дым, сом – сам, ком – кот и т. п.).
«Какое слово услышал?» - упражнять в дифференциации длинных и коротких слов на слух.
«Цепочка слов» - упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук.
Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы ( например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр).
«Гласный – согласный» - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.
Воспитатель называет звук, дети определяют какой он, объясняют выбор.
«Сосчитай слоги» - формировать понятие «слог», упражнять в делении слов на слоги.
«Кто в избушке живёт?» - упражнять в классификации предметов (животных, насекомых и т. п., в выделении слов с заданным звуком.
Воспитатель показывает избушку и говорит: «В избушке живут насекомые. Первым пришло к избушке насекомое, название которого начинается звуком К и т. д. Сколько всего жильцов?
«Наоборотки» - упражнять в изменении порядка звуков в слоге.
Воспитатель – волшебница. Волшебной палочкой превращает детей в «наобороток» и говорит «Слушайте слоги и произносите их наоборот, поменяв местами звуки». За правильный ответ – фишка (СА – АС и т. п.).
«Разделилки» - упражнять в делении слов на слоги.
Входит Железный Дровосек с топориком. Воспитатель спрашивает «Для чего нужен топор?». Дровосек говорит «Мой топор волшебный. Он умеет рубить слова на части. Как называются части слова? (слоги) Возьмите свои «топорики» в руки (дети складывают пальцы рук в «замок» - это «топорик», им они ударяют по столу – делят слова на слоги). Дети называют количество слогов в заданном слове, первый звук, второй и т. д.
«Звуковое лото» - упражнять в определении первого звука в словах, делении слов на слоги.
У детей карточки с 5 – 6 предметными картинками, фишки. Воспитатель показывает цветные символы звуков, дети должны фишками закрыть те картинки, названия которых начинаются с заданного звука. Победил тот, кто первым закроет фишками картинки. Затем воспитатель предлагает детям снимать с карточки картинки, называть их и определять количество слогов в слове.
«Фокусники» - упражнять детей в преобразовании слов.
Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.).
«Найди своё место» - упражнять в определении количества слогов в именах.
Воспитатель предлагает встать слева от себя тех детей в имени которых 2 слога, а справа – 3 слога.
«Молоточек» - формировать представления детей об ударении в словах, в определении ударного слога в слове.
Воспитатель произносит слова, выделяя ударный слог, потом произносит слово, неправильно ставя ударение. Разбирает с детьми, узнали ли они слово или нет? Почему? Затем детям раздаются молоточки и дети произносят слова, ударяя молоточком на ударный слог.
«Испорченный микрофон» - развивать слуховое восприятие.
Воспитатель показывает детям микрофон. Для чего нужен микрофон? Затем воспитатель говорит, что этот микрофон неисправен, у него исчезает звук. Дети должны помочь исправить микрофон. Воспитатель произносит в микрофон слова, пропуская слог (СО … КА, КО … ВА) и показывает картинку. Ребёнок произносит громко слово, договаривая пропущенный слог, который не усилил микрофон.
«Выставка» - упражнять в определении количества слогов в слове.
Воспитатель говорит, что дети пришли на выставку. Экспонаты выставки размещены на 3 стендах. На первом стенде предметы, названия которых состоят из одного слога, на втором – из 2 слогов, на третьем – из 3 слогов. Ребёнок берёт предметную картинку, называет предмет, определяет количество слогов и ставит экспонат на определённый стенд.
«Составь предложение» - упражнять в составлении предложений по сюжетным картинкам.
«Вкусные слова» - упражнять в определении количества слогов в словах, подборе слов с заданным количеством слогов.
Воспитатель говорит, что у куклы Кати сегодня день рождения. Мы поможем ей выбрать угощение. Названия всех лакомств должны состоять из 2 (3) слогов.
«Выбери подарок» - упражнять в подборе слов с заданным звуком, определении положения звука в слове.
Игра проходит с опорой на предметные картинки. Дети с воспитателем собираются на день рождения к Карлсону. Воспитатель говорит, что на день рождения принято дарить подарки. Ребята подбирают подарки на определенный звук. За правильный ответ – фишка.