Лучший педагог года

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста

людмила конобеева
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста

Составила: Конобеева Людмила Александровна.

Степановский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ№1»

2020

Картотека дидактических игр на развитие речи для детей средней группы.

1. Игра «Что нужно для огорода?».

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания).

Публикация «Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры: воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Что сажают в огороде». Вы знаете, что сажают? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для огорода, вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажите слово «нет». Кто ошибется, тот проиграет». Воспитатель задает вопросы, а дети на них отвечают. Если кто – то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

2. Игра «Что нужно для сада?»

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту произрастания).

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Что сажают в саду». Вы знаете, что сажают? Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что нужно для сада вы ответите словом «да», если же предмет не нужен, вы скажите слово «нет». Кто ошибется, то проиграет». Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают.

3. Игра «Мебель».

Цель: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: «Дети, сегодня мы будем играть в игру «Мебель». Вы знаете, как называется различная мебель? (Ребята повторяют названия мебели.) Я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову предмет мебели, вы ответите словом «Да», если же этот предмет не является мебелью, вы скажите слово «Нет». Кто ошибется, тот проиграет». Воспитатель задает вопросы, дети на них отвечают.

4. Игра «Угадай, что мы загадали».

Цель: учить детей классифицировать предметы по различным признакам.

Игровой материал: Карточки с изображением разных предметов (чашка, кукла, теплоход, паровоз и другие).

Ход игры: Перед группой детей воспитатель выкладывает несколько карточек с изображениями разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, воспитатель пробует несколько раз сам отгадать, что загадала команда детей. Сначала воспитатель старается затянуть игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов.

5. Игра «Отгадай животное».

Цель: Учить детей соотносить слова с картинкой.

Игровой материал: Тексты с загадками, картинки (козел, лягушка, черепаха, корова, лиса, кошка, заяц, баран, волк, белка, ящерица).

Ход игры: Детям раздаются таблички с картинками животных. Воспитатель берет карточку с текстом загадки и читает ее. Во время чтения загадки дети рассматривают свои картинки, и если среди них найдется животное, являющееся отгадкой, то ребенок должен сказать: «Это про …» - и объясняет почему. Такое объяснение помогает ему проанализировать как смысл загадки, так и «структуру» имеющейся отгадки – картинки. Тот, кто отгадал загадку, получает пустую карточку, которой накрывает свою картинку. Если ребенок ошибся, взрослый объясняет ошибку, но не дает отгадки, и карточка с загадкой кладется в общую стопку. Если ребенок дал неполное объяснение, то взрослый его дополняет.

Игра продолжается, пока ребята не закроют все картинки на своих карточках. Для повторного проведения игры дети могут поменяться карточками. Очень полезно после каждой игры предлагать детям придумывать загадки такого же типа о хорошо известных им животных.

6. Игра «Собери цветок».

Цель: Учить классифицировать предметы по различным основаниям.

Игровой материал: Круглые карточки с изображением цветка, предмета одежды, насекомого, животного и карточки – лепестки с изображением различных предметов.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – серединку будущего цветка. Воспитатель поочередно достает из мешочка по одной карточкелепестку и спрашивает: «Кому нужна эта карточка Тот ребенок, кому нужна эта карточка, поднимает руку и говорит: «Это моя карточка». Если ответ оказывается правильным, воспитатель отдает карточку ребенку, и тот прикладывает ее к серединке цветка, говоря название предмета, изображенного на карточке. Игра продолжается до тех пор, пока не будут собраны все «цветы». В конце игры воспитатель обращает внимание на обобщающие слова. Ребята повторяют названия предметов одного из цветков, называя их одним словом: «цветы», «одежда», «насекомые», «животные».

7. Игра «Зоологическое лото».

Цель: Тренировать в классификации предметов по месту обитания.

Игровой материал: Картинки с изображением животных.

Ход игры: Воспитатель дает детям разные задания. Одним собирать картинки тех животных, кто живет в воде. Другим предлагает собирать картинки животных, которые живут в земле. Третьим дается задание собирать картинки животных, живущих в пустыне. Четвертым – картинки животных, которые живут в лесу, и т. д. Воспитатель поочередно достает картинки из мешочка из показывает детям. Ребенок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдает картинку, тот называет животное и говорит, где оно живет. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет все картинки из мешка. После этого дети все вместе повторяют названия животных и места их обитания.

8. Игра «Техническое лото».

Цель: Тренировать в классификации предметов по техническим свойствам.

Игровой материал: Картинки с изображением транспорта, электроприборов.

Ход игры: Воспитатель дает детям разные задания. Одним собирать картинки тех предметов, на которых можно ездить по земле (автобус, велосипед, машина, поезд). Другим предлагает собирать картинки тех предметов, на которых можно летать по воздуху (аэростат, дельтаплан, самолет, вертолет). Третьим - собирать картинки предметов, которые могут плавать по воде (байдарка, каноэ, пароход, плот, катер, подводная лодка, парусник). Четвертым – картинки машин, которые помогают дома (пылесос, стиральная машина, швейная машина, электробритва, миксер). Следующей группе детей дается задание собирать картинки предметов, которые работают от электричества (лампа, утюг, телевизор, холодильник, электровоз, трамвай, троллейбус)и т. д. Воспитатель поочередно достает картинки из мешочка показывает детям. Ребенок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдает картинку, тот в свою очередь называет предмет, изображенный на картинке, и рассказывает о его свойствах. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет все картинки из мешка. После этого дети все вместе повторяют названия транспорта и электроприборов.

9. Игра «Кому что нужно».

Цель: Тренировать в классификации орудий труда в зависимости от профессии человека.

Игровой материал: Карточки с изображением людей разных профессий, карточки с изображением орудий труда.

Ход игры: Каждый ребенок из карточек, лежащих на столе, выбирает одну с изображением человека какой- либо профессии. Воспитатель дает задание собирать изображения орудий труда, соответствующих данной профессии. Например: врач – фонендоскоп, шприц, бинт; повар – половник, дуршлаг, нож, кастрюля; портной – ножницы, игла, нитки, сантиметр, швейная машина. Игра начинается. Воспитатель поочередно достает картинки из мешочка и показывает детям. Ребенок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдает ему картинку, тот называет предмет, изображенный на картинке, и рассказывает, человеку какой профессии он нужен. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет из мешка все картинки. После этого дети все вместе повторяют названия профессий и орудий труда.

10. Игра «Точки».

Цель: Учить классифицировать предметы по их количеству.

Игровой материал: Карточки с разным количеством точек, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Каждый ребенок выбирает карточку с каким –то числом точек. Воспитатель предлагает собирать картинки, на которых изображено столько предметов, сколько точек у него на карточке. Потом воспитатель поочередно достает картинки из мешочка и показывает детям. Ребенок, которому нужна эта картинка, поднимает руку. Если он ответил правильно, воспитатель отдает ему картинку, тот называет количество предметов, изображенных на карточке. Игра продолжается до тех пор, пока воспитатель не достанет все картинки.

11. Игра «Когда это бывает».

Цель: Учить классифицировать предметы по различным основаниям

Игровой материал: 4 карточки с изображением времен года, карточки с картинами природы в разные времена года, карточки на темы «Труд людей в разные времена года», «Игры детей», «Одежда».

Ход игры: Каждый ребенок выбирает карточку с изображением какого – либо сезона. Воспитатель дает детям разные задания. Одним предлагает собирать картинки по теме «Труд людей», другим – картинки по теме «Одежда» и т. д. После этого игра проводится аналогично игре «Лото».

12. Игра «Расставь мебель».

Цель: Учить соотносить объемные предметы с их условными обозначениями на плане.

Игровой материал: Кукольная комната, игрушечная мебель (стол, диван, стул, шкаф, кресло, план комнаты.

Ход игры: Дети садятся на коврик. Воспитатель ставит перед ними кукольную комнату и мебель и рассказывает историю: «Кукла Катя решила сделать перестановку в комнате, но не знала, как лучше расставить свою мебель. Лисичка решила помочь Кате. Она взяла лист бумаги и нарисовала, как должны стоять предметы в комнате». Показ готового плана сопровождается пояснениями: «Сюда Лисичка поставила стол, сюда диван» и т. д. Далее воспитатель предлагает кому – либо из детей расставить мебель так, как нарисовала Лисичка. Если задание выполняется успешно, следующий ребенок расставляет мебель, пользуясь новым вариантом.

13. Игра «Что дальше?».

Цель: Учить прослеживать последовательность событий в течении одного дня.

Игровой материал:

Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем, когда приходим в детский сад. Кто ошибется, сядет на последний стул, а мы все передвинемся». Далее он говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» - и передает палочку кому – либо из играющих. «Делали гимнастику», - отвечает ребенок. «А потом?» - воспитатель дает палочку другому ребенку и т. д. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее – уход домой.

14. Игра «Так бывает или нет?».

Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровой материал:

Ход игры: Обращаясь к детям, воспитатель объясняет правила игры: «Сейчас я буду вам о чем- то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот, после того как я закончу рассказ, скажет, почему так не может быть».

Примерные рассказы:

1) Насупило лето. Ярко светило солнце, и мы с ребятами вышли на прогулку. Слепили снеговика и стала играть в снежки.

2) Пришла весна. Выпал снег. Дети развесили на деревьях скворечники. Птицы в них поселились, и стало всем весело.

3) У Никиты сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение: соленые конфеты, яблоки и сладкие лимоны. Дети ели и удивлялись. Чему они удивлялись?

4) Наконец пришла зима. Ребята обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек.

15. Игра «Что бывает в это время?».

Цель: Учить устанавливать простые закономерности.

Игровой материал:

Ход игры: Воспитатель спрашивает детей, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека со временем года. Далее воспитатель объясняет правила игры: «Я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Я скажу: «Весна» - и дам палочку Вове, Вова вспомнит и скажет, что бывает весной (например тает снег, и передаст палочку рядом сидящему, тот вспоминает еще что – нибудь о весне». Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто –то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр художественно-эстетической направленности для детей дошкольного возраста Дидактические игры имеют большое значение в процессе образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного.

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Снегопад». Дидактическая задача. Выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Игровая задача. Рассказать.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. Дидактическая игра «Поезд». Цель: развивать речевое дыхание в процессе произнесения фраз. Оборудование: схемы слов – «вагончики», предметные.

Картотека дидактических игр на развитие дыхания для детей дошкольного возраста. Часть 3 1. Дидактическая игра «Листопад». Цель игры: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох. Оборудование. Листочки из тонкой.

Картотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возрастаКартотека дидактических игр на тему «Растения» для детей дошкольного возраста Сидим дома с пользой. Дидактические игры для детей дошкольного возраста в детском саду и дома. Тема: «Растения» 1. Дидактическая игра.

Картотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста с осенними листьями, цель игр развитие сенсорных.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Учим дорожные знаки» Цель: Продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре. Материал: Карточки большие и маленькие со.

Картотека игр по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста 1)«Угадай картину» Цель: обучение детей умению находить по словесному описанию картину. Материал: репродукция картины. Описание игры: 1.

План — конспект НОД «Домашние животные» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: 1)Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 14:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД