Картотека игр и упражнений для тренировки правильного дыхания

Галина Бубнова
Картотека игр и упражнений для тренировки правильного дыхания

«Понюхай цветок».

Цель: развитие глубокого вдоха и правильного выдоха, закрепление представлений по теме «Цветы».

Оборудование: бумажные цветы или букеты (можно сделать из открыток). Стебель можно сделать из пластиковой полоски длиной 10 -12 см.

Детям предлагается выбрать понравившийся им «цветы» или «букеты» (уточнив при этом их название, понюхать «цветок», а затем подуть на него. Логопед демонстрирует детям утрированный вдох носом («нюх») и плавный длительный выдох на «цветок». Под воздушной струей «цветок» отклоняется. Грудобрюшной тип дыхания на вдохе и выдохе можно контролировать рукой, находящейся на животе («Животик надувается – животик сдувается»).

«Бабочка летит к цветку»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: искусственный цветок, пластиковые гибкие полоски (можно вырезать из офисной папки) длиной примерно 15 см, на один конец прикрепяется изображение бабочки или пчелки.

Логопед говорит детям: «Мы гуляем по лугу, на лугу много цветов, бабочки перелетают с цветка на цветок и собирают нектар, помогите им». Детям предлагается взять полоски с изображением насекомых и подуть на них так, чтобы насекомые сели на цветок. Цветок может держать взрослый.

«Одуванчик»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Ребенку предлагается сдуть с одуванчика семена –пушинки: сначала сделать вдох носом, а затем плавно и длительно подуть на одуванчик. При этом губы ребенка должны быть слегка округлены и вытянуты вперед, щеки не должны раздуваться. Если ребенок надувает щеки, то их можно придержать руками.

«Игра с дудочкой».

Цель: закрепление плавного длительного и короткого выдоха и умения их различать; развитие слухового внимания; активизация мышц губ.

Оборудование: дудочки, свистки, звучащие игрушки.

Логопед вызывает 2 –3 детей и объясняет им условие игры: «Это наши звучащие игрушки. Они умеют играть на дудочке (свистеть). Если я проведу рукой по спине от плеча к плечу, то ты дуешь длительно, а если только коснусь тебя, то ты дуешь коротко. Будьте внимательны!» Дети воспроизводят звуки, по длительности соответствующие их тактильным ощущениям.

«Чья машина уедет дальше?»

Цель: отработка сильного плавного выдоха.

Оборудование: маленькие пластмассовые машинки.

Машинки ставятся на стол на уровне рта ребенка, ребенок сидит на стуле. Для подобных упражнений лучше всего использовать офисный стул, позволяющий регулировать его высоту и, соответственно, подбирать удобное положение ребенка по отношению к игрушке, на которую он дует. В эту игру могут играть двое детей. По сигналу логопеда дети делают вдох носом («нюх», а затем плавно дуют на машинки. Чтобы машинки катились прямо, можно сделать «дорогу», ограничив движение машинок деревянными брусочками или картонными полосками (к столу их можно прикрепить скотчем).

«Осенние листья».

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанные из картона разноцветные осенние листья на ниточках.

Логопед раздает детям листья и говорит: «Пришла осень. Все деревья покрылись разноцветными листьями. Посмотрите, какие красивые у нас листики. А еще осенью дует ветер, и осенние листья красиво кружатся в воздухе. Давайте подуем на наши листики, как ветерок. Чей листочек дольше продержится в воздухе?» Дети дуют на свои листики. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек. Также в осенний период листики на ниточках можно повесить при входе в кабинет логопеда. Дети могут начинать занятие с этого упражнения.

«Птицы улетают на юг»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанные из картона силуэты разных птиц на ниточках.

Логопед раздает детям птичек и говорит: «Наступила осень. Многие птицы улетают в теплые края». Дети дуют на птичек. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.

«Дует ветерок»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: картонный домик с прорезанным в нем окошечком. Занавески на окошке можно сделать из тонкой бумаги, кальки или легкой ткани.

Логопед говорит детям: «Теплый летний день. В окно подул приятный ветерок. Занавески колышутся, взлетают от ветерка». Детям предлагается сделать вдох и плавно длительно подуть на занавеску. Логопед отмечает тех детей, у которых занавеска взлетает выше, дольше колышется от ветерка, помогает тем, у кого упражнение не получается с первого раза (выдох недостаточно направленный).

«Прогоним тучку»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанная из картона тучка с приклеенными полосками тонкой бумаги или кальки, изображающими дождик.

Логопед говорит: «Пришла осень. По небу плывут тучи, часто идет дождик. Давайте прогоним тучки, чтобы вновь засветило солнышко».

Дети дуют на полоски из бумаги, которые имитируют дождик. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.

«Сдуй снежинку с ладошки».

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: маленькие снежинки из бумаги или небольшие комочки ваты.

Ребенок плавно сдувает снежинку с ладошки.Эту игру можно проводить в виде соревнования: «Чья снежинка улетит дальше?»

«На полянку, на лужок тихо падает снежок»

Цель: развитие плавного длительного направленного выдоха.

Оборудование: вырезанные из картона снежинки или «снежные комочки из синтепона на ниточках.

Логопед раздает детям снежинки и говорит: «Наступает зима. На улице идет снег. Летят веселые снежинки. Давайте подуем и на наши снежинки, чтобы они полетели и закружились. Чья снежинка дольше продержится в воздухе?» Дети дуют на свои снежинки. Логопед следит, чтобы дети дули плавно, длительно, не надувая щек.

«Игра в снежки»

Цель: развитие силы выдоха, интонационной выразительности речи, громкости голоса, фонематического слуха; автоматизация и дифференциация звуков речи.

Оборудование: корзинка для «снежков», «снежки» (сшитые из ткани, диаметром 4 – 5 см, заполненные ватой или синтепоном, обруч.

Данное упражнение хорошо включается в любое логопедическое занятие, проводимое зимой в качестве физминутки.Логопед говорит: «Зима. Выпал первый снег. Он чистый, белый. Из него можно лепить снежки и бросать их в цель. Берем горсть снега (показываем движение, лепим снежок (движения двух рук, имитирующие лепку снежка, замахиваемся (вдох) и бросаем его (выдох!» При броске, на выдохе,дети произносят различные слоги или сочетания слогов: «Па!», «Ба!», «Бу!», «Ту!», «Пы!», «Бы!», «Ты!», «Па – ба!», «По – бо!», «Ту – ду», «Ты – ды!», «Ба – ба – ба!», «По – по – по!», «Ту – ту –ту!», «Ды – ды – ды!». При произнесении 2- 3 слогов бросок производится на последний слог.

«Чей самолетик улетит дальше»

Цель: научить детей дуть плавно, длительно, спокойно, не надувая щек; закрепление грудобрюшного типа дыхания.

Оборудование: небольшие самолетики из картона или бумаги на ниточке.

Ребенок держит самолетик за ниточку так, чтобы тот находился напротив рта, делаем спокойный вдох и плавный выдох на самолетик.

Если ребенок дует плавно, то самолетик какое – то время «летит».

Дыхательные игры с водой

«Веселые пузырьки»

Цель: закрепление плавного сильного направленного выдоха, умения чередовать короткий и длительный выдох, активизация мышц губ.

Оборудование: пластиковые емкости с водой, трубочки для коктейля.

Логопед предлагает детям подуть в воду через трубочки. Вода пузыриться под воздействием воздушной струи. При выполнении этого упражненияхорошо видна разница между коротким и плавным длительным выдохом: чем длиннее выдох, тем вода пузырится дольше.

«Волны»

Цель: отработка плавного длительного выдоха, закрепление произношения звуков (ф, (в).

Оборудование: емкость с водой. (пластиковый тазик или контейнер). Для удобства выполнения упражнения она должна быть достаточно заполнена водой (уровень воды должен быть ниже края емкости всего на 2 – 3 см).

Логопед: «На море задул ветер: ф-ф-ф. Он гонит волны.Ветер воет: в-в-в. Волны становятся все выше». Дети наклоняются над емкостью с водой и плавно дуют, создавая волны.Более сильный выдох сопровождается длительным произношением звуков: «ф-ф-ф», «в-в-в».

«Плыви, кораблик»

Цель: закрепление плавного длительного непрерывного направленного выдоха; активизация мышц губ.

Оборудование: емкость с водой, игрушечные кораблики, трубочки для коктейля, прикрепленные к емкости изображения дерева, домика и др.

Ребенку предлагается подуть на кораблик так, чтобы он поплыл.Задание можно усложнить: кораблик должен подплыть к берегу, на котором растет дерево (стоит дом, замок, и т. д.). Фигурку можно прикрепить к краю емкости прищепкой или скотчем. Ребенок также может дуть на кораблик через трубочку.

«Наша Таня громко плачет»

Цель: закрепление плавного длительного непрерывного направленного выдоха; активизация мышц губ.

Оборудование: емкость с водой, фигурка с девочки, закрепленная на краю емкости, каучуковый мячик или небольшой пластиковый шарик.

Ребенок дует на небольшой пластиковый шарик или каучуковый мячик так, чтобы тот подплыл к фигурке девочки.

Данные упражнения довольно сложны, так как ребенку необходимо дуть не только плавно и длительно, но и воздушной струей направлять предмет.

«Мыльные пузыри»

Цель: отработка выдоха различной силы и длительности, активизация мышц губ.

Оборудование: небольшая емкость с мыльным раствором или разведенным водой шампунем, трубочка для коктейля для выдувания пузырей.

Логопед выдувает несколько мыльных пузырей, различных по объему. Затем к игре привлекаются дети. Внимание детей обращается на величину мыльных пузырей, их радужную расцветку, способность лететь.

Обратите внимание: мыльный раствор ни в коем случае не должен втягиваться в трубочку, ее кончик просто опускается в емкость. Если вы расщепите кончик трубочки на несколько частей и слегка отогнете их в стороны, то пузыри будут выдуваться легче и будут крупнее.

Можно внести в эту игру соревновательный элемент: «Чей пузырь больше? Чем пузырь дольше летит?»,

Публикации по теме:

«Петушок». Пособие для развития правильного речевого дыхания«Петушок». Пособие для развития правильного речевого дыхания Задачи: формирование целенаправленной воздушной струи. развитие силы воздушной струи. развитие длительного.

Дидактическое пособие для развития дыхания и закрепления правильного звукопроизношения «Катание с горки»Дидактическое пособие для развития дыхания и закрепления правильного звукопроизношения «Катание с горки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Солнышко» п. Ханымей Пуровского района Дидактическое пособие.

Игры для тренировки дыхания Среди всех форм работы с детьми по сохранению и укреплению здоровья особое место занимает дыхательная гимнастика. Игры для развития и тренировки.

Картотека артикуляционных упражнений Совершенствовать речедвигательный аппарат ребенка, тренировать его дыхательную систему. 1. Артикуляционная гимнастика. Цель упражнения.

Картотека игровых упражнений на релаксацию Картотека игровых упражнений на релаксацию ДОЖДЬ Приплыли тучи дождевые: -Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут как живые: -Пей, рожь пей.

Картотека коммуникативных игр и упражнений Картотека коммуникативных игр и упражнений: Коммуникативные игры: 1) Игра «Секрет». Цель: умение находить общий язык со сверстниками,.

Картотека на развитие речевого дыхания Игра «Бабочка, лети!» Цель: добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха. Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко.

Картотека театральных игр и упражнений Пантомимы «Игра в снежки». Ребёнок показывает, как берёт снег, делает из него снежок и бросает его вперёд, в цель. Можно показывать эту.

Примеры упражнений для развития дыхания у детей Развитие дыхания у детей Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать.

Упражнения для формирования правильного дыхания при чтении Чтобы ребенок правильно дышал, его нужно научить расслабляться- это первое. Второе - тренировать дыхание, проговаривая скороговорки. Третье.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Космос
  • Пасха
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений для тренировки правильного дыхания
Опубликовано: 20 февраля 2017 в 14:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июня. Акция Свеча памяти

Очередной тематический день посвящен особенной дате — памятной и очень трагичной для всей нашей страны. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о начале Великой...

22 июня. День летних подвижных игр на МААМ

Лето – самое вольготное для детворы и взрослых время года. Надевать на себя массу одежды больше нет необходимости, а на улице можно с удовольствием проводить много времени, хоть целый день. Для всех нас,...

Горячие темочки