Алина Ермакова
Картотека игр и упражнений на развитие зрительной и слуховой памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Аистёнок» комбинированного вида», г. Волхов
Подготовила: Ермакова А. В.
педагог-психолог
на развитие зрительной памяти
«Запомни картинки»
Ребёнку предлагается посмотреть 5 (6,7,8,9,10) картинок в течение 1-2 минут. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Игру можно усложнить тем, что ребёнку предлагается вспомнить картинки в том порядке, в которым они были предложены.
Публикация «Картотека игр и упражнений на развитие зрительной и слуховой памяти» размещена в разделах
- Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Память. Развитие памяти у детей
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Наборы картинок (например):
1. Кукла, паровоз, груша, огурец, чашка, медведь, поросёнок, синица, божья коровка, брюки
2. Мяч, яблоко, гриб, морковь, бабочка, шапка, матрёшка, цыплёнок, мак, грузовик
«Что изменилось?»
Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на картинку и постараться запомнить, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку убирают, а ребёнку предлагают вторую картинку и спрашивают, что изменилось на картинке.
«Какой игрушки не хватает?»
Поставить 4-5 (6,7,8,9,10) игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать 1 (2,3 и т. д.) игрушку. «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.
«Запомни порядок!»
Четверо-пятеро играющих выстраиваются в произвольном порядке друг за другом. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребёнок.
«Угадай, где картинка»
Ребёнку предлагают и называют 5-6 картинок. Затем картинки переворачивают, а ребёнок должен угадать где лежит та или иная картинка.
«Весёлые картинки»
Ребёнку предлагают рассмотреть картинку и постараться запомнить всё, что на ней нарисовано (время 1 минута). Затем картинку закрывают и ребёнку предлагают ответить на вопросы по её содержанию.
«Запомни картинки»
Ребёнку предлагают внимательно посмотреть на картинки и постараться их запомнить (время 30 секунд). Далее эту карточку убирают и ребёнку дают другую карточку, на которой просят найти запомненные предметы и обвести (раскрасить) их.
«Пары картинок»
Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.
«Парочки»
Ребёнку предлагают запомнить пары картинок, нарисованных на первой карточке (время 30 секунд). Затем эту карточку убирают, а ребёнку дают вторую карточку и просят дорисовать пару.
«Запомни ассоциации»
Педагог вывешивает перед детьми лист с заданием. Дети запоминают каким рисункам соответствуют какие знаки. Затем педагог убирает задание и наклеивает в тетрадь каждого ребёнка лист с картинками. Дети зарисовывают по памяти знаки напротив каждого рисунка.
«Цифры»
У каждого ребёнка приготовлен комплект цифр от 1 до 9. Педагог выкладывает на доске цифры. В течение 15 секунд предлагается посмотреть и запомнить цифры. Затем выложить у себя на столе, что запомнили.
Например:
5 8 1
3 9 6
7 4 2
«Разноцветные дорожки»
Педагог на фланелеграфе выкладывает пять кружков разного цвета диаметром 10 см в любой последовательности. Дети рассматривают их в течение 10 секунд. Затем кружки закрываются. Ребята должны по памяти выложить кружки таким же образом у себя на столах.
«Пуговицы»
У каждого игрока есть игровое поле, разделенное на клетки и по одинаковому набору пуговиц. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, дает партнеру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своем поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает свое поле, и оба проверяют правильность решения.
«Играем со счётными палочками»
Разложить на столе перед ребенком палочки, из которых сделать какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросить ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 3-5 секунд, затем закрыть эту фигуру и попросить ее повторить, сложить так же по памяти.
Усложнить эту игру можно, складывая фигуры из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
«Запомни рисунок»
Педагог вывешивает перед детьми лист с заданием и просит запомнить геометрические фигуры и их расположение внутри большого прямоугольника. Дети запоминают фигуры в течение 10 секунд, а потом зарисовывают их по памяти в своих тетрадях. После этого педагог вновь вывешивает образец перед детьми, и они самостоятельно проверяют правильность выполнения задания.
«Раскрась одним цветом одинаковые фигуры»
Ребенку предлагается лист с 7-20 геометрическими фигурами (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Взрослый предлагает ему показать круг, квадрат и т. д., а затем запомнить, что круги нужно раскрасить желтым цветом, квадраты - красным, треугольники - зеленым и т. д.
Задание можно усложнить за счет увеличения количества и разнообразия фигур и цветов, добавления признака величины (большие и маленькие круги и т. д., вводя в материал буквы и цифры.
«Опиши предмет»
Вариант 1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
Вариант 2. Выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал).
«Волшебный мешок с подарками»
Взрослый высыпает предметы на пол (например: разноцветные резинки для волос, брелок для ключей, мелкие игрушки и т. д., в течение 1 минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает предметы обратно в мешок и просит ответить на вопросы об этих предметах. Например, какого цвета был брелок? Сколько резинок для волос лежало на полу и т. д. Тот, кто правильно отвечает, получает жетончик (кружок, наклейку и т. п.). В игре побеждает тот, кто больше наберёт жетонов.
«Запомни своё место»
Педагог предлагает детям встать в произвольном порядке и запомнить каждому своё место. Под музыку ребята начинают двигаться, танцевать. Когда музыка перестаёт играть, ребята занимают каждый своё место. Кто забыл, ошибается, тот выходит из игры. Побеждают самые внимательные.
«Поезд»
Выбирается «паровозик», остальные дети – «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. Ребёнок-«паровозик» смотрит внимательно на «вагончики» и старается их запомнить. Потом он отворачивается, «проезжает» один круг, и педагог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвёртом месте?», а «Паровозик» отвечает. Затем сам становится «вагончиком». Выбирается другой «паровозик». Выигрывает тот, кто правильно расставит свои «вагончики».
«Обезьянки»
Дети делятся на пары. Первая обезьянка мимикой изображает два-три различных настроения. Вторая внимательно наблюдает и через несколько секунд в той же последовательности копирует то, что изобразила первая обезьянка. Потом меняются.
«Запомни позу»
Педагог с детьми сообща придумывают позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Дети двигаются под музыку. Когда музыка останавливается, педагог называет одну из перечисленных букв. Ребята немедленно принимают ту позу, о которой договорились.
«Расскажи сказку»
Педагог читает детям сказку, кратко вспоминают прочитанное с помощью наводящих вопросов, затем предлагается мнемотаблица (опорные схематичные рисунки содержания сказки по порядку). Дети сначала с помощью педагога, затем самостоятельно пересказывают сказку. Предложить пересказ можно сразу, через час, день неделю, месяц, год.
Игры и упражнения
на развитие слуховой памяти
«Запомни слова»
Ребёнку зачитываются 10 слов в медленном темпе, набор слов предъявляется отчётливо и однократно. Слова не связаны друг с другом.
Ребёнок воспроизводит слова. Порядок воспроизведения значения не имеет.
Наборы слов (например):
1. Дом, шар, хлеб, кот, сад, окно, ветер, стол, очки, книга
2. Зонт, хлеб, гром, суп, собака, книга, шёлк, дерево, яблоко, окно
«Кто знает – продолжает»
Педагог начинает называть цепочку слов, относящихся к одной лексической теме, передавая ребёнку мяч. Ребёнок должен быстро определить, к какому обобщающему понятию нужно подбирать слова и продолжает цепочку слов.
Например: Тарелка, ложка, кувшин …. вилка, кастрюля, блюдце, нож и т. д. Игра продолжается до последнего названного предмета.
«Словесные цепочки»
Дети по очереди называют любое слово, связанное с темой, предварительно повторив по порядку все сказанные ранее слова.
«Волшебный мешочек»
Проводится с подгруппой детей. Первый играющий должен положить в мешочек какой-нибудь предмет, назвать его и передать мешочек следующему участнику. Каждый последующий участник игры должен назвать все положенные до него предметы, а затем свой.
«Игра в слова»
Нужно задать ребенку слово, а ребенок должен постараться перечислить все слова-ассоциации, которые сможет придумать, представляя себе это понятие.
Например, взрослый говорит «грузовик». Ребёнок смело может назвать такие ассоциации: водитель, дорога, песок, колесо.
Взрослому нужно помогать ребенку сказать побольше таких слов.
«Запомни пару»
Ребёнку зачитывают пары логически связанных слов, которые он должен запомнить. Затем зачитываются только первые слова, а ребёнок называет к ним пару.
Усложнить игру можно следующим образом: ребёнку зачитывают пару логически несвязанных слов. Затем ребёнок на первое слово называет второе.
Логически связанные слова (например):
ромашка – луг, молоко – сыр, автомобиль – колесо, суп – капуста, звезда – небо, зонтик – дождь, буквы – книга, почта – письмо, зима – снег, булка – мука, карандаш – бумага, мультфильм – телевизор, сапог – нога, рыба – вода
Логически несвязанные слова (например):
велосипед – бантик, телевизор – нос, клубника – крыша, футбол – пчела, небо – лопата, диван – слон, чашка – куст, сахар – корабль, лампочка – ваза, книга – окно, рука – туча, корова – стол, ящик – палец, корзина – свеча
«Троечки»
Ребёнку предлагают запомнить «тройки» слов и по первому слову вспомнить второе и третье. Слова в «тройках» связаны между собой по смыслу. Начинать с 2 «троек» слов, постепенно увеличивая их количество.
Например: корова-молоко-масло; овца - шерсть – носки; курица - яйцо - яичница и т. д.
«Запомни фразы»
Детям читаются фразы, затем просят повторить те фразы, которые удалось запомнить. Сначала фразы составляются из 4-3 слов, затем количество слов можно увеличить.
«Представь себе…»
Педагог произносит по очереди фразы. После каждой фразы ребёнку предлагается закрыть глаза и представить соответствующую картинку. Когда все фразы прозвучат, педагог предлагает воспроизвести эти фразы устно или изобразить в рисунке. Если ребёнок умеет писать, то записать. Количество фраз постепенно увеличивается.
Например:
1. Собака, виляющая хвостом;
2. Молния в темноте;
3. Капли, сверкающие на солнце;
4. Лев, нападающий на антилопу;
5. Пятно на твоей любимой юбке.
«Каскад слов»
Необходимо заранее подготовить список слов. Ребёнку зачитываются слова, начиная с одного слова, затем 2 слова, 3 слова и т. д. до 10 слов. Ребёнок повторяет слова в этой же последовательности.
Например:
1. Огонь
2. Дом, молоко
3. Конь, гриб, игла
4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь
5. Крыша, пень, вода, свеча, школа
6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб
7. Орёл, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мёд
9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыплёнок, носки
10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник
«Перевёртыши»
Каждому ребёнку по очереди педагог называет два или три слова или числа, а ребёнок должен сказать их в обратном порядке.
Например: 4, 5, 6 – 6, 5, 4; Мак, миг – Миг, мак
«Запоминаем скороговорки»
Предложить детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
«Запомни свой предмет»
Детям раздаются инструменты из шумового оркестра. Каждый ребёнок выбирает себе животное (цветок, дерево, птицу, цифру и т. д., которое должен запомнить. Педагог называет животных и тот ребёнок, чьё животное назвал педагог, стучит один раз своим музыкальным инструментом.
Сначала игра ведётся в медленном темпе, затем темп ускоряется.
«Слушай своё имя»
Игра проводится аналогично предыдущей игре «Запомни свой предмет».
Сначала игра ведётся в медленном темпе, затем темп ускоряется.
«Запомни и выполни»
Педагог зачитывает задание медленно и дважды: «Нарисуйте пять кружков по порядку, закрасьте любым цветом, но средний кружок должен быть синим, а последний – жёлтым». Задания могут изменяться, усложняться, а выполнение ограничиваться во времени.
«Хлопни в ладоши»
Педагог просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат название овощей (фруктов, одежды, животных, птиц, транспорта и т. д.).
Например: «Хлопните в ладоши, если услышите название мебели: карандаш, огонь, стол, тетрадь, окно, шкаф, корова, стул, …»
«Подпрыгни на месте»
Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Игра проводится аналогично предыдущей игре «Хлопни в ладоши», вместо хлопков дети подпрыгивают на месте.
«Слушай и выполняй»
Педагог называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений (например: подпрыгнуть, присесть, 3 раза хлопнуть в ладоши, 3 раза топнуть ногой, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы взрослым.
«Не ошибись»
Педагог обговаривает с детьми, что нужно делать, если услышат звук бубна, барабана, металлофона: хлопают в ладоши; встают и садятся; поднимают руки вверх и т. д.
Дети запоминают установку, игра сначала идет в медленном темпе, затем ускоряется, и меняются установки.
«Верь ушам, не верь глазам»
Оборудование: Карточки со схематическим изображением гимнаста в разных движениях.
Педагог предлагает детям поиграть, но немного необычно. Он говорит детям, что они должны слушать инструкцию и смотреть на карточку с гимнастом одновременно. Если словесная инструкция не совпадёт с картинкой, то все равно нужно выполнять то задание, которое услышали.
Эту игру можно проводить с другой установкой: «Верь глазам, не верь ушам», тогда будет тренироваться зрительная память и внимание.
«Что за звуки?»
Педагог предлагает попутешествовать по миру и узнавать звуки, которые будут слышать. Включается аудиозапись, дети внимательно слушают, узнают, называют полным предложением. Сначала называют после каждого фрагмента, затем прослушивают несколько отрывков и называют их по порядку или те, которые запомнили. Количество фрагментов постепенно увеличивается и усложняется. Если сначала даётся шум воды, гул мотора, щебет птиц, стук молотка, то потом уже предлагается фырканье ежа, рёв моржа и т. д. Содержание предлагаемых фрагментов звуков основывается на полученных знаниях, на имеющемся опыте детей.
«Звук заблудился»
Педагог говорит, что звук (Р) сегодня заблудился и не может найти свои слова, предлагает ему помочь: «Я буду называть слово, а вы меняйте всегда первый звук на звук (Р)».
Например: Хобот-робот (танец, забота, мычать, пугать, дубить, макеты, губка, пыжик, дом и т. д.). Или заблудился звук (ль) – мол-моль (пол, мыл, был, мел, ел, пыл, цел, дал и т. д.).
Источники:
1. Интеллектуальное развитие детей, 5-6 лет и 6-7 лет: конспекты практ. занятий. Л. И. Сорокина. – М. : Издательство ВЛАДОС.
2. Психодиагностика детей в дошкольных организациях (методики, тесты, опросники) / сост. Е. В. Доценко. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 318с.
3. Психологическая подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Тарасова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 173.
4. Комплекс коррекционно-развивающих игр для развития памяти детей 5-7 лет: сост. Французова А. Н. (https://www.uchmet.ru/library/material/361306/150503/)