Папки-передвижки

Картотека игр и упражнений для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (средняя группа)

Елена Чернова
Картотека игр и упражнений для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (средняя группа)

1. Игра «Детский мир»

Цель: познакомить детей с термином «слово». Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Ход: Дети называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире», ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.

Оборудование: фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»

2. Игра «Зоопарк»

Цель: продолжить знакомство детей со звучащим словом.

Расширять представления детей о многообразии слов.

Совершенствовать отчетливое произношение слов.

Публикация «Картотека игр и упражнений для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (средняя группа)» размещена в разделах

Ход: Дети называют животных, которые живут в зоопарке. Детям, которые затрудняются, ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети называют их. Оборудование: фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»

3. Игра «Назови пару»

Цель: расширять представление о значении слов, уметь сравнивать слова по звучанию. Развивать умение подбирать слова- «друзья» используя рифму.

Ход: Ведущий называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово- «друга» и возвращает мяч обратно (например: мишка – шишка, галка – палка). При затруднении предлагаются предметны картинки.

Оборудование: мяч, предметны картинки слов-«друзей».

4. Игра «Возьми игрушку»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, отрабатывать умение отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение.

Ход : Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки. Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово по­следним, встает, подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.

Оборудование. Игрушки или предметы, названия которых состоят из 3—4 слогов: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка и пр.

5. Игра «Повтори, как я»

Цель: развивать у детей слуховое внимание, упражнять в умении отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение

Ход : Воспитатель произносит слово и предлагает вызванному им ребенку повторить его так же (громко, тихо или шепотом).

6. Игра «Покатаем на машине»

Цель: закреплять правильное произношение детьми определенных звуков в словах, уметь выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

Ход: Педагог показывает игрушку и просит нескольких детей назвать ее, потом он сам называет ее и предлагает детям внимательно послушать и сказать, есть ли в данном слове определенный звук. Ребенку, правильно ответившему на данный вопрос, воспитатель предлагает прокатить игрушку на машине вокруг стола.

Оборудование: игрушки

7. Игра «Назови и отгадай»

Цель: закреплять правильное произношение детьми определенных звуков в словах, выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

Ход : Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки и просит детей сказать, что на них изображено. Затем предлагает им назвать только те нарисованные на картинках предметы и тех животных, в названии которых есть определенный звук.

Оборудование: фланелеграф, картинки

8. Игра «Эхо»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход : Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносят звук а, другая тихо отзывается: «а – а – а».

9. Игра «Что в мешочке?»

Цель: закрепить правильное произношение детьми определенных звуков в словах, упражнять в умении выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

Ход : Воспитатель говорит, что у него есть мешочек (показывает, в котором лежит много интересных вещей. «К кому я подойду,— продолжает он,— тот пусть вынет из этой мешочка одну игрушку, назовет ее и покажет всем детям! Вызванный ребенок выполняет задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку и просит нескольких детей еще раз сказать, как она называется, затем он сам называет игрушку и предлагает послушать, есть ли в этом названии определенный звук. Когда все предметы будут вынуты из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь те, в названии которых имеется определенный звук, и предлагает детям перечислить их.

Оборудование: мешочек с игрушками и предметами

10. Игра «Доскажи слово»

Цель: закреплять правильное произношение детьми определенных звуков в словах, уметь выделять их из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух.

Ход : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово

Воспитатель: Дети:

Ра-ра-ра — начинается иг.. . ра.

Ры-ры-ры — у мальчика ша.. . ры.

Ро-ро-ро — у нас новое вед.. . ро.

Ру-ру-ру — продолжаем мы иг.. ру.

11. Игра «Топ-топ-топ»

Цель: упражнять детей в умении определять на слух скорость произнесения звукосочетаний, а также произносить их в разном темпе.

Ход : Воспитатель предлагает детям послушать сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке» (произносит том топ-топ в ускоренном темпе, затем как «большие ноги то пали по дороге» (произносит топ. топ. топ медленно). После этого воспитатель произносит данное звукосочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие. Педагог добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного звукосочетания, сами умели произносить его и быстро, и медленно.

12. Игра «Кто кого?»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход : Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки. Кто дольше тянет звук, тот выигрывает.

13. Игра «Перебежки»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход : Дети расходятся по своим домам. По сигналу педагога один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ау, ау, Ваня». Ваня в свою очередь отвечает ему: «Ау, ау, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Ваня выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

14. Игра «Дует ветер»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания

Ход : Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес». Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает: «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так: в – в – в» (тихо и длительно произносит звук в) дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога: «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер: в – в – в» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

15. Игра «Чья птичка дальше улетит?»

Цель: Развитие плавного, сильного выдоха.

Ход : Детям раздаются фигурки птичек. Птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребенок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «полетели» дети дуют на фигурки.

16. Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие плавного, сильного выдоха.

Ход: Каждому ребенку дается чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (гудит). Загудел, как пароход. А вот у Вани загудит пароход?». Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Оборудование: пузырек (высота – 7 см, диаметр горлышка 1 – 1,5 см).

17. Игра «Пузырь»

Цель: Развитие плавного, сильного выдоха.

Ход : Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

И не лопайся.

Дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя: «Пузырь лопнул». Дети идут к центру круга, произнося с, подражая выходящему воздуху.

18. Игра «Кто больше?»

Цель: способствовать развитию фонематического представления, слухового внимания.

Ход: дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук

19. Игра «Магазин»

Цель: развивать фонематический слух; слышать и выделять первый звук в слове.

Ход: На «прилавке» разложены разнообразные предметы: мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, яблоки, печенье, конфеты и т. п. «Продавец» — взрослый. Ребенок приводит в магазин «покупателей» — это куклы и игрушечные звери. Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, которое обозначает нужный предмет.

Оборудование: предметы для игры в «магазин», куклы, игрушечные звери.

20. Игра: «Кузовок»

Цель: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Ход: ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «- ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на – ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек.

Оборудование: кузовок, фишки.

21. Игра «Передай ритм»

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Ход: дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

22. Игра «Зоркий глаз»

Цель: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход: детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

23. Игра «Бусы»

Цель: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.

Ход: после слов ведущего:

- Рассыпались бусы.

Мы их соберем,

Нанижем на нитку

И слово найдем.

— участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов, например:

на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло…

24. Игра «Отвернись и отгадай»

Цель: развивать слуховое восприятие.

Ход: ребенку предлагается взять карандаш и постучать по разным предметам: по столу, ножке стула, мячу, коробке, барабану и т. д. Предложить ребенку отвернуться и отгадать по какому предмету стучали.

25. Игра «Громкие прятки»

Цель: способствовать развитию слухового восприятия, внимания.

Ход: в комнате прячется игрушка и предлагается ребенку найти игрушку. Обговариваются правила: если ребенок приближается к тому месту, где спрятана игрушка, воспитатель хлопает в ладоши. По мере отдаления от игрушки – хлопает тише.

Оборудование: игрушка

26. «Ушки - слушки»

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Ход: воспитатель показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные вазочки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.

Оборудование: металлические ложки, хрустальные вазы

27. Игра «По какому предмету стучу?»

Цель: уметь различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, развивать тембровый и ритмический слух.

Ход: на столе за ширмой лежат деревянные палочки, треугольник, коробочки с горохом. Дается установка на восприятие шумовых звуков.

Оборудование: деревянные палочки, музыкальный треугольник, коробочки с горохом

28. Игра «Где я?»

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие.

Ход: ребенку предлагается закрыть глаза, отойти в сторону и постучать в бубен (позвонить в колокольчик). Ребенок не открывая глаз, должен показать рукой то место, откуда исходит звук.

Оборудование: бубен

29. «Где звенит?»

Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.

Ход: дети стоят с закрытыми глазами. Воспитатель с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.

Оборудование: колокольчик

30. Игра «Кто как кричит?»

Цель: развивать фонематический слух, внимание, память.

Ход: взрослый выставляет картинки и говорит: «Посмотри на картинки, послушай, кто как кричит и повтори.

Пример: «Девочки заблудилась в лесу и кричит: «Ау»

Оборудование: картинки

31. Игра: «Угадай по голосу»

Цель: способствовать развитию слухового восприятия.

Ход: дети встают в круг. Одному из детей предлагают встать в центр и закрыть глаза. Остальные дети имитируют голос какого – либо животного.

32. «Звуковые прятки»

Цель: развивать фонематический слух.

Ход: ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Оборудование: мяч

33. «Кто сказал «Мяу?»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.

Ход: воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных

34. Игра «Кто как голос подаёт»

Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса птиц.

Ход: воспитатель включает аудиозапись со звуками голосов птиц. Дети должны услышать и назвать, кому из птиц принадлежит голос.

Оборудование: аудиозапись со звуками лесных птиц.

35. Упражнение «Пусти лодочку по воде»

Цель: развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход: таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося: «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.

36. Игра «Лодочка и пароход»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков.

Ход: воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания: «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

37. Упражнение «Понюхай цветок»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание

Ход: Воспитатель: Всем артистам дарят цветы. Нам тоже по дарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х») .

Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».

38. Упражнение «Тренировка»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание.

Ход: Воспитатель: Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-дудуду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Дууу» (повторить 5—6раз)

39. Игра «Поезд»

Цель: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание.

Ход: Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы —вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем зверюшки и дети возвращаются в группу

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков» Консультация для родителей по проблеме: «Формирование у детей дошкольного возраста правильного произношения звуков - одна из важнейших задач.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Младшая группа картотека игр и упражнений. Комплекс игр и упражнений по развитию воображения и эмоций у детей дошкольного возраста. Младшая группа. Упражнение, "Какая игрушка?" В.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М]Занятие кружка по знакомству с буквой М и закреплением правильного произношения звука [М] Занятие кружка "АБВГДЕЙКА". Буква М и звук [М]1. В программе "Буквария" познакомились с буквой и звуком М. Гном рассказал, как буква М.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр и упражнений для закрепления правильного произношения и фонематического слуха (средняя группа)
Опубликовано: 9 февраля 2020 в 12:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД