Светлана Александровна Мажова
Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».
Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.
2. «Угадай-ка»
Определите тему: овощи, фрукты или игрушки и т. д. Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус.
Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.
Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.
Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.
Публикация «Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста, Часть 1» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
«Ты - мне, я - тебе» - поочередно загадывайте друг другу такие загадки.
3. «Подскажи словечко»
Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.
Наша Таня громко …
Уронила в речку.
Тише Танечка,
Не утонет ….
4. «Так бывает или нет?»
Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.
Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.
Осенью на деревьях распускаются листочки.
Зимой мы купаемся и загораем.
5. «Про покупки»
Вы пришли из продуктового магазина, а ребенок, сбивая вас с ног, просит с ним поиграть или капризничает. Как быть? А вы покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».
Попробуем! (сыр, морковка, картофель, макароны, вермишель, рис, ириски, мандарины, арбуз и т. д.)
Если ребенок затрудняется, помогите ему, предложите такой вариант:
Кар-р-р-тошка или капуста?
Сыр-р-р или колбаса?
Или предложите ребенку назвать фрукты со звуком «а», овощи со звуком «о» и т. д.
Также можно предложить назвать все, что купили или пересчитать продукты.
В ваших покупках есть сок? Замечательно. Спросите у ребенка, какой сок получается из:
яблок – яблочный
вишен –вишневый
апельсинов - апельсиновый
моркови – морковный
из фруктов - фруктовый
из овощей - овощной.
И наоборот: из чего получается апельсиновый сок и т. д.
Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле Вас и просит поиграть. В какие же игры можно поиграть с ребенком на кухне?
6. «Что бывает мягким?» (твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т. д.) Начните игру словами:
Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т. д.
Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т. д.
Острым может быть…нож, перец, соус и т. д.
7. «Что будет если…» Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.
Что будет, если я пролью чай на стол?
Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?
Что будет, если я не помою посуду?
8. «Что можно делать …»
Что можно делать с водой? (пить, умываться, чистить зубы, стирать белье, мыть посуду, поливать цветы ит. д.)
Или: Залезать можно на стул, залезать можно на кровать, а еще…
Пить можно воду, пить можно молоко, сок, а еще.
Или: Чай пьют, а печенье… едят.
На кровати лежат, а на стуле.
Рубашку шьют, а шарф …
Котлеты жарят, а суп…и т. д.
9. «Кто что делает?»
Солнышко светит, а еще …сияет, греет
Машина едет, а еще … гудит, светит
Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит
Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:
И лягушка, и зайчик … прыгают.
И птица, и муха. летают.
И снег, и лед … тают.
Или много предметов на одно действие:
Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …
Едет - машина, поезд, велосипед, …
Тает - мороженое, лед, …
10. «От норы до горы».
Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.
В траве живут…
В норе живут…
В сарае живут…
В море живут…
В квартире живут…
В земле живут…
11. «Двойной противник».
К каждой паре слов подбери по два слова – противника.
Крутой подъем –…пологий спуск.
Слабый мороз -…сильная жара.
Радостная встреча-…грустное расставание.
Вспомнить радость-…забыть горе.
Отдать много – …получить мало.
Темное прошлое -…светлое будущее.
12. «Каждый знает».
Повторить начало фразы и добавлять новое слово.
Каждый знает, что желтым бывает…
Каждый знает, что сильным бывает…
Каждый знает, что старым бывает…
Каждый знает, что белым бывает…
Каждый знает, что нужным бывает…
Каждый знает, что хрупким бывает…
Каждый знает, что умным бывает…