Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

Ирина Малиновская
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи.

Тема: «Обувь».

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)

1. Пальчиковая игра «Сколько обуви у нас?»

Посчитаем в первый раз, (хлопки в ладоши)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви

Для Наташки и Серёжки, загибают по одному пальчику,

Да ещё ботинки начиная с большого)

Для нашей Валентинки,

А вот ещё валенки

Для малышки Галеньки.

2. Упражнение «Что изменилось?» - развитие внимания и памяти.

3. Дидактическая игра «Обувной салат» - упражнение в сравнении, подборе пары обуви.

4. Лексико-грамматическое упражнение «Разбери обувь» - классификация предметов обуви по назначению, по сезону, по принадлежности лицу.

5. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.

6. Упражнение «Куда поставили? Откуда достали?» - употребление предложно-падежных конструкций.

7. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.

8. Словесная игра «Составь рассказ» - составление описательного рассказа с опорой на образец, развитие связной речи.

Тема: «Посуда».

1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»

Раз, два, три, четыре – (удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, вилку, ложку (загибают пальцы по одному)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли, («моющие» движения кистями рук)

Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали. (хлопки в ладоши)

2. Игра «Какая посуда спрятана на картинке - развитие зрительного восприятия.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови посуду» - уточнение названий предметов посуды.

4. Упражнение «У меня, у нас, нет» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.

5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.

6. Упражнение «Из чего сделана посуда?» - образование прилагательных от существительных.

7. Упражнение «Что где? Откуда?» - отработка предлогов.

8. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

9. Игра «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчиненного предложения с союзами «и», «потому что».

Тема: «Продукты питания».

1. Пальчиковая игра «Каша».

Каша в поле росла, (подняли руки, шевелят пальцами)

К нам в тарелку пришла. («идут» пальчиками по столу)

Всех друзей угостим, (в правой ладошке мешают

По тарелке дадим. указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке, (загибают пальцы)

Зайчику и лисичке,

Кошке и матрёшке,

Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

2. Игра «Найди отличия» - развитие зрительного внимания.

3. Словесная игра «В магазине» - запоминание названий продуктов питания и отделов продуктового магазине.

4. Лексико-грамматическое упражнение «Какой? Какая? Какие?» - определение вкусовых качеств продуктов, согласование прилагательных и существительных.

5. Упражнение «Что купил?» - образование формы В. п. существительного.

6. Упражнение «Что из чего, что в чём?» - образование падежных форм существительных.

7. Упражнение «Мы готовим» - образование прилагательных от существительных.

8. Упражнение «Какой, ещё, самый» - образование сравнительной степени прилагательных.

Тема: «Мебель».

1. Пальчиковая игра «Мебель».

«Стул»: Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положения рук попеременно.

«Стол»: Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Положение рук меняется.

2. Упражнение «Четвертый лишний» - развитие мыслительных операций.

3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови мебель» - уточнение названий предметов мебели.

4. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.

5. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» - образование относительных прилагательных.

6. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.

7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

8. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

9. Упражнение «Что где? Откуда?» - отработка предлогов.

Тема: «Зима. Признаки зимы. Зимние забавы».

1. Упражнение «Что за чем и перед чем?» - уточнить последовательность времён года.

2. Лексико-грамматическое упражнение «Что делаем зимой?» - активизация глагольного словаря.

3. Упражнение «Описываем» - активизация качественного словаря.

4. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

5. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

6. Упражнение «Угадай слово» - образование и употребление глаголов единственного и множественного числа.

7. Игра «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчиненного предложения с союзами «и», «потому что».

Тема: «Птицы».

1. Пальчиковая игра «Сколько птиц в кормушке нашей?».

Сколько птиц в кормушке нашей (сжимают и разжимают кулаки)

Прилетело! Мы расскажем:

Две синицы, воробей, (на каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальцы)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулаки)

2. Пальчиковая игра «Шла уточка бережком».

Шла уточка бережком, (идут по столу двумя пальчиками)

Шла серая по крутому,

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (загибают пальцы)

И среднего, и меньшего,

И самого любимого.

3. Упражнение «Подходит – не подходит, потому что …» - развитие операций анализа и синтеза.

4. Лексико-грамматическое упражнение Назови птиц (части)» - активизация и обогащение предметного словаря (названия птиц, их частей тела).

5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.

6. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно - ласкательной формы существительных.

7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.

8. Упражнение «Какой, ещё, самый» - образование сравнительной степени прилагательных.

9. Игра с птичкой – употребление приставочных глаголов и пространственных предлогов.

10. Игра «Кто спрятался?» - развитие зрительного восприятия.

11. Лексико-грамматическое упражнение «Назови птицу» - активизация предметного словаря.

12. Упражнение «Кто, как говорит?» - активизация глагольного словаря.

13. Упражнение «У меня, у Гнома» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.

14. Игра «Составь предложение» - составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что».

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Игры на развитие звуковой культуры речи «Что звучит?» Цель: Продолжать учить вычленять и узнавать звуки отдельных му Ход: Воспитатель.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста Кого как зовут? Цель: развивать мышление, память, речь. Оборудование: кукла, игрушечные животные: кошка, собака, корова, коза и др. Дети.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики рук у детей первой младшей группы Карточка №1 Возраст: дети 2-3 лет Название: «Переложи игрушки» Цель: развитие мелкой моторики руки Задача: заполнить мелкими предметами.

Картотека игр и упражнений с нестандартным оборудованием (часть 1)Картотека игр и упражнений с нестандартным оборудованием (часть 1) "Используй то, что под рукой " - эта знаменитая фраза Филеаса Фога (Жюль Верн, "80 дней вокруг света") очень подходит ко всем предлагаемым.

Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются.

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть) Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые.

Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста Карточка №1 Фрукты Найди, что покажу. Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. Игровое действие. Поиск предмета показанного и спрятанного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 17:08
+123Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Учите детей соблюдать правила дорожного движения (советы родителям).
Правильная и заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и детей имеет особенное значение в решении проблемы обеспечения безопасности движения....
Фотоотчет выезда на природу «Слет бывалых туристов»
Фотоотчет выезда на природу "Слет бывалых туристов" В нашей группе давно уже стало традицией выезжать в последние теплые осенние деньки на природу. Вот...
Консультация для родителей
«Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» Закончился до ясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает...
Лепка из соленого теста.
Лепка из соленого теста. Развитие мелкой моторики рук ребенка – является одним из важных условий для дальнейшего развития мышления, памяти, связанной речи...
Анкетирование родителей «Мы читающая семья»
"Мы читающая семья" ( анкетирование родителей) Цель: содействие воспитанию любви к чтению у старших дошкольников и их родителей 1. Что чаще всего...