Получи документы

Картотека игр по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Елена Бирюкова
Картотека игр по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста.

1. Игры, направленные на распознавание и передачу разных эмоций.

Дидактическая игра "Кто в домике живет?"

Дидактическая задача: развивать умение различать внешнее выражение разных эмоциональных состояний : радости, грусти, гнева, удивления.

Публикация «Картотека игр по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игровые правила: правильно разделить персонажей игры на радостных, грустных, гневных и удивленных.

Игровые действия: отправить персонажей игры в домики, соответствующие их эмоциональному состоянию : радость, грусть, гнев, удивление.

Ход игры: На доске размещается изображение четырех домов разного цвета. В верхнем окне крыши каждого дома изображена пиктограмма, отражающая какую-либо эмоцию. Отдельно предлагаются картинки с изображениями людей разного возраста и пола с разными эмоциональными состояниями.

Дети сначала решают по пиктограммам, какой это дом – радости, грусти, гнева, удивления, кто в нем будет жить. Например, в розовом доме радости будут жить все веселые, счастливые, улыбающиеся люди, в голубом доме гнева – только сердитые, злые люди и т. д.

Дети по очереди берут из стопки карточку, рассматривают ее, показывают всем, называют эмоциональное состояние человека и ставят карточку в окно соответствующего дома. Остальные участники выражают согласие или несогласие с его решением.

Задается вопрос: "Почему ты решил, что это веселый (грустный, сердитый и т. п.) человек?" Это позволяет выявить, на какие признаки опирается дошкольник, определяя то или иное эмоциональное состояние. Побеждают те, кто ни разу не ошибся в выборе.

Вариант игры.

Игровые правила: точно определить и назвать показанные детьми эмоциональные состояния.

Игровые действия: непосредственная имитация детьми разных эмоциональных состояний и их угадывание.

Ход игры: Из картона делается дом с двумя большими окнами. Двое детей уходят за ширму и решают, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Дети-зрители спрашивают хором: "Кто в домике живет?" – и в окнах появляются "жильцы". Задача зрителей – точно определить и назвать показанные детьми эмоциональные состояния.

Дидактическая игра "Прочитай письмо"

Дидактическая задача: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Игровые правила: правильно расшифровать эмоциональные состояния и придумать сюжет (текст письма).

Игровые действия: ребенок расшифровывает пиктограммы и придумывает, что могло случиться с человечком. Затем рассказывает об этом другим детям.

Ход игры: Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме.

Вариант игры.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.

Дидактическая словесная игра «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: учить детей подбирать антонимы- слова противоположного значения. Обогащать и активизировать словарный запас детей для того, чтобы они могли описывать эмоциональные состояния и чувства людей, животных, природы. Воспитатель эмоциональную отзывчивость, развивать мышление, внимание, память.

Игровые правила: называть слова противоположного значения сразу, как только ребёнок поймает мяч от ведущего. За правильно названное слово ребёнок получает жетон. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, соответственно у него будет больше жетонов.

Игровые действия: бросание мяча воспитателем и ловля меча ребенком, быстрый ответ.

Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, обозначающее эмоциональное состояние, ребенок должен поймать мяч и быстро назвать антоним, вернув мяч воспитателю. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот ребенок, который набрал большее количество фишек. Чтобы игра проходила в темпе и не терялся интерес, взрослому нужно иметь карточку со словами-антонимами,

плачет – смеется

улыбается – хмурится

злой – добрый

спокойный – расстроенный

расстроился – обрадовался

извинился – провинился

Дидактическая словесная игра «Скажи по-другому»

Дидактическая задача: активизировать и обогащать словарь детей синонимам, которые дети смогут употреблять в описаниях эмоциональных состояний людей, животных, природы, составлении рассказов, в беседах. Воспитывать речевую активность, мышление, память.

Правила и игровые действия: как в предыдущей игре «Скажи наоборот»

Ход игры: Называя различные эмоциональные состояние, педагог просит детей найти близкие по смыслу слова (слова синонимы, характеризующие это состояние. Вот как можно ввести детей в ситуацию игры :

Вы послушайте, друзья!

Что скажу сейчас вам я.

Не хотите ль поиграть –

Слова со мною подбирать?

Я вам слово –

Вы мне тоже,

Чтоб по смыслу было схоже.

Вот, к примеру, хмурый – грустный.

Злой – ужасный, гневный, лютый…

Все понятно? Ну тогда начинается игра!

Воспитатель должен иметь карточку со словами - синонимами.

Смеется - радуется, веселится.

Печаль – грусть, огорчение.

Хмурый – расстроенный, скучный, угрюмый, мрачный.

Волнуется - переживает, беспокоится.

Внимательный – заботливый, чуткий, вежливый, обходительный.

Злой – сердитый, упрямый.

Печальный - понурый.

Дидактическая игра "Веселая страна".

Дидактическая задача: упражнять детей в различении разных эмоциональных состояний.

Игровые правила: помочь Мишке-Топтыжке правильно определить веселых персонажей и оставить их в "Веселой стране"

Игровые действия: дети находят веселых персонажей и оставляют их в "Веселой стране", а персонажей с другими эмоциями убирают.

Ход игры: Воспитатель объявляет: "К нам пришел наш давний хороший знакомый – Мишка Топтыжка. Он рассказал мне, что теперь стал учеником и ходит в лесную школу. Учительница, матушка Медведица, дала задание составить из разных картинок "Веселую страну". Это страна, в которой живут только веселые люди, звери, герои сказок. Вот такую веселую страну составил наш Мишка-Топтыжка, но он сомневается, все ли правильно сделал. Посмотрите, есть ли ошибки? Может быть, что-то перепутано? Давайте поможем нашему Мишке-Топтыжке.

Вывешивается лист, на котором прикреплены изображения животных, людей, сказочных персонажей. Среди веселых есть персонажи с другими эмоциями : злая собака, разбушевавшейся великан, сердитый Карабас-Барабас, плачущий гном и пр.

Дети находят и убирают "неправильные персонажи". Дополнительно из предложенных воспитателем картинок они отбирают "веселых" персонажей и помещают их в "Веселую страну". Мишка благодарит детей.

2. Игры на развитие эмпатии.

Дидактическая игра «Комнатное растение».

Цель: Развивать умение детей входить в образ растения, выполнять имитационные действия, способствовать развитию эмпатии.

Игровые правила: одним детям изобразить увядший цветок, другим придумать, что цветок чувствует и как ему помочь.

Игровые действия: одни дети показывают увядший цветок, другие –проговаривают, что чувствует цветок и что нужно сделать, чтобы его настроение улучшилось.

Ход игры: Дети изображают комнатное растение, у которого повяли листочки. Взрослый обращает внимание детей на него и спрашивает: “Что это с нашим цветочком?” (Ответы детей.) “Интересно, что чувствует наше растение? Какое у него настроение?” (Ответы детей.) Отмечаем детей, наиболее удачно изображающих состояние настроение растения. Обратить внимание на то, что от нашего ухода за растениями зависит его состояние, настроение.

Для взрослого очень важно эмоционально передать состояние растения голосом, мимикой, жестами. Дать образец. Необходимо поддерживать попытки детей изобразить настроение, состояние цветка.

Вариант игры.

"Котенок".

Цель: Развивать умение детей входить в образ котенка, выполнять имитационные действия, способствовать развитию эмпатии.

Игровые правила: одним детям изобразить котенка, другим придумать, что котенок чувствует и как ему помочь.

Игровые действия: одни дети показывают котенка, другие – проговаривают, что чувствует котенок и что нужно сделать, чтобы его настроение улучшилось.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого уже дома есть кошки? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, ведь он первый раз в этой квартиру. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться, приласкает его и уговорит заснуть на коврике».

Когда «котята» заснут, игра заканчивается. Можно провести обсуждение, поговорить о чувствах детей в этой игре.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик»

Дидактическая задача: освоение правил поведения: уметь решать, как поступить в различных ситуациях. Развитие речи – умение продолжить предложение и закончить фразу. Активизация словаря. Развитие мышления, внимания, памяти.

Игровые правила: воспитатель начинает фразу, а ребенок заканчивает, стараясь дать правильное объяснение. За это у него остается лепесток цветка. Если ребенок не справляется, лепесток отдается тому, кто поможет/или воспитателю/, если никто не смог дать ответа. Выигрывает тот, у кого лепестков останется больше. На этапе освоения воспитателю необходимо корректировать и уточнять ответы детей.

Игровые действия: дети по очереди берут лепестки цветка, на обратной стороне которых текст. Его читает воспитатель, а ребенок заканчивает фразу.

Ход игры: Дети поочереди берут лепестки цветка, воспитатель читает начало фразы, а ребенок заканчивает ее. Например: «Если ты встретишь на улице плачущего малыша, то…»(постараюсь помочь ему, успокоить, поиграю с ним).

- Больная мама лежит в постели, а дочка. (ухаживает за ней)

- мальчик потерял варежки на прогулке, у него сильно замерзли руки. (дети предложили свою помощь, дали на время свои варежки)

- девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и чуть не плачет. (дети помогают ей успокоится и помириться)

3. Игры на управление эмоциональными состояниями.

Дидактическая игра "Кубик эмоций"

Дидактическая задача: развитие выразительности движений, внимания, произвольности.

Игровые правила: изобразить эмоцию, изображенную на кубике лучше всех.

Игровые действия: воспитатель (или ребенок-ведущий) бросает кубик, дети по очереди изображают соответствующую эмоцию.

Ход игры: Воспитатель бросает кубик на каждой грани которого схемати-чески изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети по очереди изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

Вариант игры.

Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имитировать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.

Дидактическая игра "Пантомима".

Дидактическая задача: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.

Игровые правила: изобразить эмоциональное состояние, которое выразит словами ведущий. За правильно показанную эмоцию дети получают фишки. Выигрывает тот, у кого больше всего фишек.

Игровые действия: дети изображают эмоцию, которую передает словами ведущий.

Ход игры: Ведущий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.

Фразы могут быть такими:

О горе мне, горе.

Ах, какой счастливый день!

Бедная я, несчастная!

Ура! Я еду на море!

Вариант игры

Ведущий просит детей :

Нахмуриться, как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница.

Улыбнуться, как солнце; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто увидел чудо.

Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное; как два барана на мосту; как человек, которого ударили.

Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака.

Устать, как человек, идущий в гору; как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху.

Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

Дидактическая игра "Телевизор"

Дидактическая задача: упражнять детей в различении и передаче разных эмоциональных состояний.

Игровые правила: дети-артисты демонстрируют разные эмоциональные состояния. Дети- зрители должны правильно понять их и назвать. Кто угадает – становится артистом.

Игровые действия: дети-артисты демонстрируют разные эмоциональные состояния. Дети- зрители угадывают и называют их.

Ход игры: Воспитатель приглашает детей посмотреть по телевизору "Угадайку". В специально сделанной рамке-телевизоре дети демонстрируют разные эмоциональные состояния. Задача зрителей - правильно понять их и назвать. Дети артисты предварительно договариваются с воспитателем о том, кого они хотят изобразить. Воспитатель может посоветовать им за ширмой порепетировать образ, уточнить позу ребенка. Например, ребенок сидит, подперев рукой щеку, полузакрыв глаза (скучает); сидит наморщив лоб, трет его руками, смотрит вниз (сосредоточенно думает, решает проблему); сдвигает брови, хмуриться, поджимает губы, грозит пальцем, кулаком (сердится); отворачивается, кривит рот, наклоняет голову, трет глаза (обижается, огорчается); сидит, положив голову на ладонь, смотрит куда-то вдаль, слегка улыбается (мечтает, вспоминает что-то хорошее); улыбается, нетерпеливо машет рукой (радуется встрече).

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр «Дидактические игры по развитию речи старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» «Дидактические игры по развитию речи.

Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста Ниже представлена картотека игр, направленных на формирование всех компонентов.

Картотека игр по ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста ИГРА «ВЫБЕРИ МЕНЯ» Цель: Учить анализировать отношения между понятиями. Воспитывать у детей умение определять отношения между понятиями.

Картотека игр с мячом для детей старшего дошкольного возраста «Пингвины с мячом» Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч,.

Картотека игр-экспериментов для детей старшего дошкольного возраста Старшая группа. Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать.

Картотека малоподвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Эти игры направлены на развития ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей старшего и подготовительного возраста. Данные.

Картотека игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений Игра «Что справа». Дети сидят вдоль края ковра или сидят за столом. По всем сторонам ковра (стола) расположено по 5-6 игрушек, картинок.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста «Горелки» Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений,.

Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста Картотека подвижных игр зимой для детей старшего дошкольного возраста 1. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость Игроки.

Конспект занятия по эмоциональному развитию для детей старшего дошкольного возраста из цикла «Азбука настроений» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Звездочка» Конспект занятия для детей старшего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 января 2019 в 17:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД