Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Людмила Киселева
Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр для развития речи детей дошкольного возраста

Ниже представлена картотека игр, направленных на формирование всех компонентов речевой системы ребенка (звуковая культура речи, лексика, грамматика, связная речь).

I.

Развитие фонематических процессов

1) «Путаница»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: педагог читает детям шуточные предложения, а их задача – найти ошибку.

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

2) «Ловушка»

Цель: развитие фонематического анализа.

Ход игры: педагог предлагает детям «открыть ловушки», т. е. расправить свои ладошки, которые и есть «ловушки». Слова подбираются учителем — логопедом в зависимости от темы занятия.

3) «Новоселье»

Цель: развитие фонематического анализа.

Оборудование: ящик с песком, игрушки.

Ход игры: в песочнице нарисованы два домика. Под толстым слоем песка спрятаны игрушечные животные. Ребенок откапывает их и расселяет в разные дома (например, в «дом С» и «дом З») .

4) «Цепочка слов»

Цель: развитие фонематического анализа.

Оборудование: карточки с изображением предметов.

Ход игры: педагог кладет первую карточку, ребенок определяет последний звук, находит карточку с нужным предметом и кладет ее рядом (например: карандаш – шар – рак – крот) .

II.

Игры на закрепление правильного звукопроизношения.

1) «Капитошка»

Цель: автоматизация звуков.

Ход игры: педагог рисует на листочке, в альбоме или тетрадке тучу. У тучи капельки, как лесенки, по которым любит прыгать Капитошка. Ребенок пальчиковыми красками рисует капельки и произносит звук или слог.

2) «Найди игрушку»

Цель: дифференциация звуков.

Оборудование: ящик с песком, мелкие игрушки.

Ход игры: педагог прячет в разных местах ящика с песком игрушки, названия которых содержат смешиваемые звуки («с» и «ш», «р» и «л» и т. д. в зависимости от задачи) и предлагает ребенку найти игрушки и назвать их.

3) «Теремок»

Цель: автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование: маски или шапочки зверей.

Ход игры: дети становятся в круг. В середине круга стоят стулья. Это теремок. К теремку по очереди подбегают звери. Далее – по сценарию сказки «Теремок».

4) «Вороны»

Цель: автоматизация звука «р» в звукоподражаниях и фразах.

Ход игры: педагог делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; вторая — вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар. Первая группа детей говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло разорались». Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар. Первая группа: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р. гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

5) «Лошадки»

Цель: автоматизация звука «Л» в тексте.

Ход игры: одна половина детей изображает лошадок, другая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. Поглаживая их по спине, они говорят: «Ну и лошадка – шерстка гладка, чисто умыта с головы до копыта, овса поела и снова за дело». Кучера запрягают лошадок, говорят: «но-но-но» и уезжают. Лошадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.

6) «Что пропало?». Цель: дифференциация звуков «с», «сь», «з», «зь», «ц» в словах.

Оборудование: несколько предметов, в названии которых содержатся звуки «с», «сь», «з», «зь», «ц».

Ход игры: педагог кладет предметы на стол. Ребенок запоминает их, потом ему предлагают отвернуться или закрыть глаза. В это время педагог убирает один из показанных предметов. Ребенок должен угадать, что пропало.

7) «Улитка»

Цель: автоматизация звуков в словах.

Оборудование: кубик, фишки разных цветов, игровое поле в виду улитки с картинками (на автоматизируемый звук). Игроки бросают кубик, продвигаются на соответствующее количество клеток, попутно называя картинки.

III.

Игры на обогащение словарного запаса.

1) «Пуговки-помощницы»

Цель: обогащение словарного запаса существительных.

Оборудование: пуговицы (на одежде ребенка или отдельно).

Ход игры: ребенок к каждому слову-действию подбирает названия пяти предметов, считая их с помощью пуговиц (можно стирать, можно пить…можно рисовать, можно вешать… и т. д.) .

2) «У кого какой предмет»

Цель: обогащение словаря существительных, прилагательных, наречий, предлогов.

Оборудование: карточки с изображением одинаковых предметов, отличающихся по каким-либо признакам (цвет, форма, размер и т. д.) – 2 пуговицы разной формы, размера, цвета, с разным количеством дырочек, 2 рубашки с разной длиной рукавов и т. д.

Ход игры: перед ребенком кладутся 2 карточки с одинаковыми предметами. Педагог говорит: на моей карточке пуговица. Ребенок: на моей – тоже пуговица. Педагог: моя пуговица желтого цвета. Ребенок: а моя пуговица синего цвета и т. д.

3) «Что ты делаешь?»

Цель: обогащение глагольного словаря.

Ход игры: игра проводится на улице в песке. Педагог назначает каждому ребенку занятие (водить автомобиль, варить обед и т. д.). Дети выкапывают ямки и вертят в них палочки. Ведущий задает всем общую работу, например печь хлеб. Все дети начинают вертеть палочками в ямке и хором повторять: «Хлеб пеку». Педагог неожиданно обращается к кому-нибудь с вопросом: «Что ты делаешь?». Ребенок должен назвать назначенную ему работу, например «обед варю». Если он говорит «хлеб пеку», то меняется местами с ведущим (педагогом) .

4) «Что может быть»

Цель: обогащение словарного запаса существительных и прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог задает вопрос, например: «что может быть красным?» и бросает ребенку мяч. Ребенок отвечает и перекидывает мяч товарищу, тот тоже называет предмет красного цвета и т. д.

5) «Группируем игрушки по признакам»

Цель: обогащение словарного запаса.

Ход игры: педагог выкладывает перед детьми игрушки и просить сгруппировать по определенному признаку (цвет, форма, поверхность, участие в одной сказке и т. д.)

6) «Холодный – горячий»

Цель: формирование умения подбирать антонимы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог бросает ребенку мяч и называет слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению.

7) «Скажи по-другому»

Цель: формирование умения подбирать синонимы.

Оборудование: мяч.

Ход игры: педагог бросает ребенку мяч и называет слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Ребенок должен назвать схожие по значению слова. Например: друг – приятель, товарищ; нестись – мчаться, бежать.

8) «Угадай игрушку».

Цель: расширение словарного запаса.

Оборудование: разные игрушки.

Ход игры: педагог описывает игрушку (например, мягкий, маленький, серый, с длинным хвостом, а дети угадывают. Затем дети сами загадывают игрушки

9) «Что может быть таким?»

Цель: расширение словарного запаса.

Ход игры: педагог спрашивает «Что может быть…красным?» и далее дети по очереди вспоминают подходящие предметы (помидор, снегирь, бабушкина кофта, нос у деда мороза, щечки и так далее.

IV.

Игры на формирование грамматического строя речи.

1) «Предлоги»

Цель: согласование предлогов с прилагательными и существительными.

Оборудование: одноразовая картонная тарелка с расчерченными секторами (с предлогами, шарик.

Ход игры: дети бросают на тарелку шарик. Дети составляют предложение с тем предлогом, на который упал шарик.

2) «Что нужно кукле?»

Цель: закрепление употребления в речи существительных в именительном, творительном, винительном падежах.

Оборудование: картинки с предметами (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос; скатерть, ваза, поднос, кружка, тарелка, столовый прибор; носки, ботинки, шапочка, блузка, юбка, перчатки, куртка).

Ход игры: педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их детям. Берет куклу и говорит: «Наша кукла рано встала и хотела бы умыться, но чем?» Дети дают картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания и т. д. Педагог требует от детей использования существительных в нужном падеже.

3) «Лото»

Цель: закрепление правильного употребления родительного падежа множественного числа имен существительных.

Оборудование: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.

Ход игры: всем детям поровну раздаются картинки с изображением одного предмета. У педагога вперемешку лежат вторые экземпляры картинок с изображением на каждой карточке нескольких одинаковых предметов. Педагог задает вопрос: «Кому дать много колес?» Дети, имеющие соответствующую картинку, отвечают: «У меня одно колесо. Дайте много колес». За правильный ответ ребенок получает карточку. Выигрывает тот, кто раньше закроет свои картинки.

4) «Угадай, что это»

Цель: закрепление правильного согласования прилагательных с местоимениями.

Оборудование: натуральные фрукты или их муляжи по количеству детей.

Ход игры: педагог показывает детям фрукты, затем вызывает детей по одному. Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь плод. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за фрукт и какой он по форме (или определить его твердость). Тот, кто не ошибся, получает в награду этот фрукт.

5) «Дом – домик – домишко – домище»

Цель: формирование умения образовывать существительные с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; правильного употребления образованных существительных в родительном падеже.

Оборудование: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и других предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 штуки каждого цвета)

Ход игры: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т. д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т. к. слова «лисик» не существует».

6) «В гостях у матрёшек»

Цель: упражнение в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а».

Оборудование: три карты в виде домиков, разных по высоте. На каждой – в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход игры: педагог говорит «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая?. (глубокая, а у большой?. (ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая, а у средней?. (вкуснее, горячее, а у большой?. (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

7) «Волшебные превращения»

Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, изменении их по родам и числам, составлении простых предложений с однородными членами.

Оборудование: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Ход игры: педагог читает стихотворение.

В чащобе, вдали от людей,

Волшебник живёт, чародей.

Волшебною палочкой чудной своей

Он делает массу полезных вещей.

Из материалов обычных

Много предметов различных

Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Дети вращают круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке. Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал (переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, дети составляют обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

10) «Фантастический зверь»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Оборудование: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход игры: ребенок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

11) «Дерево родственных слов»

Цель: учить образовывать однокоренные слова.

Оборудование: карточка с изображением дерева (или веточка дерева, листочки на липучках (на ниточках).

Ход игры: «Растёт в Лукоморье волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т. д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

12) «Космическое путешествие с совой Грамотейкой».

Цель: закрепление представлений об элементарных грамматических правилах, активизация употребления грамматических категорий в речи

Оборудование: карта космического неба со звёздами голубого, жёлтого, розового и зелёного цветов, на звёздах голубого, жёлтого и розового цвета – цифры, на зелёных – вопросительные знаки; фишки – изображение совы на разном цветовом поле – 5 шт. ; кубик; карточки с вопросами (15-20 вопросов по каждому разделу): голубого цвета – вопросы на словообразование, жёлтого – на морфологический строй речи, розового – на синтаксический строй речи; маленькие звёздочки разного цвета – 50 шт.

Правила игры: 1. Игрок делает ход один раз и отвечает на вопрос. Попав на голубую звездочку, он берёт карточку голубого цвета, на жёлтую – жёлтого, на розовую – розового, и выполняет содержащееся там задание.

2. Если игрок отвечает правильно, он получает цветную звёздочку. Если ответ неправильный или игрок сделал хоть одну ошибку, не получает ничего.

3. Попав на зелёную звёздочку с красным вопросительным знаком, он должен ответить на вопросы других игроков, с чёрным вопросительным знаком – сам задать вопросы соперникам (в этом случае цветные звёздочки получают все игроки, правильно ответившие на его вопросы). Вопросы должны быть с грамматическим содержанием.

4. Победителем считается игрок, набравший наибольшее количество цветных звёздочек.

Ход игры: Игроки по очереди бросают кубик и делают ход в соответствии с выпавшим числом. Попав на звёздочку определённого цвета, берут карточку такого же цвета и выполняют написанное в ней задание, получив за правильный ответ цветную звёздочку. Если фишка оказалась на зелёной звёздочке, игрок отвечает на вопросы соперников или задаёт вопросы им [8].

V.

Игры на развитие связной речи.

1) «Моя сказка»

Цель: развитие связной монологической речи.

Оборудование: карточки с изображением персонажей известных сказок.

Ход игры: педагог предлагает детям вытянуть карточку и рассказать сказку от имени ее персонажа.

2) «Играем в сказку»

Цель: развитие связной диалогической речи.

Оборудование: кукольный театр.

Ход игры: педагог распределяет роли между детьми и рассказывает сказку. Дети говорят за героев сказки, выполняя действия с игрушками.

3) «Две сестренки»

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ.

Оборудование: панно с изображением двух девочек, у которых ниже шеи и выше колен прикреплены листы бумаги в виде альбома. При перелистывании страниц девочки меняют наряды.

Ход игры: педагог перелистывает листы, а вызванный ребенок составляют описание девочек («У Томы майка синяя, а у Светы голубая, У Томы волосы светлые, а у Светы темные» и т. д.) .

4) «Чего не хватает?»

Цель: учить рассуждать и делать простые выводы.

Оборудование: карточки с картинками предметов, у которых чего-либо не хватает.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и найти, чего не хватает.

5) «Что подарили мишке».

Цель: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качество тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Ход игры: воспитатель рассказывает: «Прислала бабушка мишке подарок. Смотрит мишка: лежит в корзиночке что-то круглое, гладенькое, зеленое, с одного бока красное, откусишь его – вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыл, как это называется», - подумал мишка. Дети, кто поможет ему вспомнить, как называется подарок бабушки?» Дети отгадывают и сами повторяют какое яблоко.

6) «Закончи предложение»

Цель: учить устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

- Сначала котенок бывает, а потом вырастает в большую …. Тогда его называют уже не котенком, а … .

- У зайца уши очень, а у мышки…. И сам заяц, а мышка… .

- Весной трава, а летом вырастает… .

- Настоящий стул, а игрушечный… .

- Если я говорю «утенок», то он, а если я говорю «утка», то она… .

- Если я говорю «шарик», то он, если я говорю «шар», то он … .

7) «Пойми меня»

Цель: развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Оборудование: коробка, картинки с изображением подарков.

Ход игры: педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось воспитателю. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку.

Различные виды игр по-разному влияют на речевое развитие ребенка. Так, например, сюжетно-ролевая игра способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

В процессе строительно-конструктивных игр дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений. Также у дошкольников развитию речи способствуют подвижные игры. В процессе подвижной игры дети получают возможность творить слово, фразу, текст. Большое влияние на речь ребенка оказывают театрализованные игры. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Каждый вид игр имеет свои особенности. Для успешного их протекания и речевого развития в процессе игровой деятельности педагог должен соблюдать условия организации игры.

Здесь подобрана картотека различных игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных и др., направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Каждая игра способствует развитию определенной стороны речи (фонетической, лексической, грамматической и т. д.).

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для старшей группы Карточка №1. «Геометрические фигуры» Цель: ознакомление детей с основными геометрическими фигурами.

Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Цветные автомобили» Цель: упражнять детей в умении реагировать.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие словаря: «Лови да бросай.

Картотека игр с мячом для детей старшего дошкольного возраста «Пингвины с мячом» Цель: учить детей прыгать до зрительного ориентира на двух ногах с мячом, зажатым между колен, стараясь не потерять мяч,.

Картотека игр с водой и песком для детей старшего дошкольного возраста Картотека игр с водой и песком для детей старшего дошкольного возраста. «Летние игры с водой и песком» Ура! Скоро наступит лето, самое.

Картотека малоподвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Эти игры направлены на развития ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей старшего и подготовительного возраста. Данные.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Мяч соседу" Цель: закреплять быструю передачу мяча по кругу Игроки строятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У двух игроков,.

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста «Горелки» Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений,.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Картотека игр по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 августа 2018 в 12:23
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки