МААМ-картинки

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Деревья, кустарники»

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Деревья, кустарники»
▼ Скачать + Заказать документы

Утренняя гимнастика:

«В парке»

Лексика :

I. Дерево, береза, ель, дуб.

Высокий – низкий.

Растут, качаются.

II. Ствол, кора, ветви, хвоя, корни, шишки, желуди, семена, береза, рябина, сосна, ель, клен, дуб.

Белоствольная, хвойные, лиственные, высокие – низкие, гладкий, шероховатый.

Появляются, растут, качаются, зеленеют, очищают, охранять.

III. Береза, рябина, сосна, ель, клен, дуб, ствол, кора, ветви, хвоя, корни, шишки, желуди, семена.

Белоствольная, хвойные, лиственные, гладкий, шероховатый.

Появляются, растут, качаются, зеленеют, очищают, охранять.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Деревья, кустарники“» размещена в разделах

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Листочек»

«Листопад» - выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку 2устроить листопад» - сдувать листочки с ладони.

Общая и мелкая моторика:

I-II-III «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище и помогая руками.

Ветер тише, тише, тише.

Приседают.

Деревцо все выше, выше.

Дети встают и вытягивают руки вверх.

«Деревья»

Вот деревья :

Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальцами.

Клен, рябина, липа,

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта,

Перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, а затем на другой руке.

Мы в лесу встречаем вас.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Прогулка в лесу» - пополнение номинативного словаря.

«Листочек» - накопление предикативного словаря.

Педагог имитирует движения листиком, а ребенок комментирует движения листочка.

II. «Где растут деревья - практическое употребление в речи предлога «в».

Береза растет в лесу. Рябина растет в лесу. Дуб растет в лесу. Клен растет в лесу. Липа растет в лесу.

Используются картинки с изображением данных деревьев и картинка с изображением леса. Предлог подчеркивается артикуляцией и голосом.

«Ответь правильно» - практическое употребление в речи предлога «на».

- Где растут веточки? (Веточки растут на дереве.)

- Где растут листочки? (Листочки растут на веточке.)

- Где растут деревья? (Деревья растут на земле.)

- Где сидят птички? (Птички сидят на веточке.)

- Где сидят жучки? (Жучки сидят на листочке.)

«Назови много» - образование множественного числа существительных.

Педагог произносит предложение, дети договаривают последнее слово и повторяют по возможности все предложение.

У меня лист, а на дереве. (листья).

У меня ветка, а на дереве. (ветки).

У меня дерево, а в лесу. (деревья).

У меня корень, а у деревьев. (корни).

У меня ствол, а у деревьев. (стволы).

У меня береза, а в лесу. (березы).

У меня елка, а в лесу. (елки). И так далее.

III. «Прогулка по лесу» - употребление в речи предлогов «между», «к», «от», «за», «из-за» : Шли к высокой березе, между липами, за могучей сосной…

«Соберем гербарий» - образование относительных прилагательных: Сорву с березы березовый лист.

«Сосчитай до пяти» - согласование числительных с существительными: одно дерево – два дерева…

«Исправь ошибку» - согласование существительных с прилагательным в роде, числе: тополиная пух, желтое листья, стройные береза.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Выполни поручение»

Педагог просит ребенка выполнить двухступенчатые инструкции:

- Возьми лейку и полей цветы.

Возьми тряпочку и протри пол.

Возьми посудку и расставь на столе.

«На лошадке» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Листики дубовые» (Хисматуллина)

II. «Листопад». Прошагать стихотворение на каждую строчку четыре шага в такт.

Листопад, листопад,

Осыпается наш сад,

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

«На дереве»

Дети проговаривают вслед за педагогом стихотворение. Они поднимаются на носочки с вытянутыми вверх руками, затем приседают и т. д.

На дереве - птички,

Под деревом - лисички,

На дереве - листочки,

Под деревом - грибочки.

III. «Повтори потешки»

- Трали-вали, трали-вали, мы деревья рисовали.

- Тра-ля-ля, тра-ля-ля, рисовали тополя.

- У дерева есть детки : листики да ветки.

- Как у нашей Светочки на дереве веточки.

- Как у нашей дочки на дереве листочки.

«Осенние листья»

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур-шур-шур, шур-шур-шур.

Ритмично потирают ладонью о ладонь.

И с деревьев их разносит.

Поиграет, снова бросит:

У-у-у, у-у-у.

Ритмично скрещивают поднятые вверх руки.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит:

У-у-у, у-у-у.

Делают круговые движения указательными пальцами.

То к земле прижмет, погладит,

Вдруг на веточку посадит:

Так-так-так, так-так-так.

Ритмично похлопывают ладонями со сменой положения рук.

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

Ритмично сжимают и разжимают руки.

Связная речь:

II. Рифмованный рассказ «Маша и деревья» (с опорой на предметные картинки).

Вышла Маша на крыльцо:

Вот растет деревцо,

Вот растет другое —

Красивое какое!

Стала Машенька считать,

Насчитала ровно пять.

Все деревья эти

Сосчитайте, дети!

Дети (считают). «Одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев».

Педагог. Сколько деревьев возле дома?

Дети. Возле дома пять деревьев.

Стихотворение заучивается наизусть.

III. Сравнительно-описательный рассказ:

- Куст и дерево.

- Сосна и ель.

- Осень и весна.

- Ель и береза.

- Рябина и красная смородина.

Художественная литература:

Стихи о деревьях

К. Чуковский «Чудо - дерево», «Елка»

Э. Машковская «Дедушка Дерево»

С. Есенин «Береза»

И. Токмовская «Дуб»

Д. Чехов «Сказка старого дуба»

Народная «Сказка про дерево»

М. Скребцова «Осинка и ветерок»

А. Лопатина «Художник и клен»

Просмотр м/ф. : «Цветы и деревья», «Сказка старого дуба», «Сказка про чужие краски», Смешарики «Запретный плод»

Игры с природными материалами:

I. «Сосновая шишка»

Как ежик колется сосна,

Ее мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю,

С сосновою шишкой сейчас я играю.

II. Игра с песком «Тропинка»

Дидактические игры:

I. «Найди пару» (игра с листиками) - развитие быстроты мышления, слухового внимания, сообразительности.

«Кто где живет?» - развитие зрительной памяти и внимания.

Детям предлагается рассмотреть сюжетную картинку и запомнить где живут животные в лесу. Затем животные убираются, а дети по памяти кладут животных в свои домики.

II. «Такой листок – лети ко мне!» - упражнять детей в нахождении листьев по сходству, развитие слухового внимания.

Дети стоят полукругом возле педагога.

- Я раздам вам всем по листику. И у себя оставлю несколько штук. Когда я покажу листик и скажу: «У кого такой же лист, лети ко мне! - вы побежите ко мне. Будьте внимательны! Старайтесь не ошибаться.

«Укрась дерево листочками» - развитие зрительной координации.

III. «С какого дерева листок - учить детей определять вид дерева по внешнему виду листочка и называть их; развитие памяти, внимания, формирование умения не перебивать товарищей.

Сюжетно-ролевая игра:

«Путешествие в лес»

Развивать интерес к общему замыслу игрового сюжета, умение действовать согласовано.

Развивать и обогащать игровые действий с игрушками на основе обогащения отдельных игровых действий.

Формировать коммуникативные навыки при «сговоре на игру», распределении ролей и ролевых диалогов.

Воспитание доброжелательных отношений между детьми, интереса к общему замыслу и согласованию действий.

Обучать игровым взаимодействиям в подгрупповой игре, умению строить сюжет 3 - 4 смысловых эпизодов.

Театрализованные игры:

«Фигуры из стульев» - привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)

По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко, домик для куклы (квадрат, самолет, автобус.

Конструктивные игры:

I. «Домики для матрешек» - развитие элементарных конструктивных навыков в процессе действия со строительными деталями; учить строить перекрытия; развивать цветовое восприятие, стремление к игровому и речевому общению.

II. «Елочка» (из бумаги) - упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости.

III. «В гостях у лесовичка» - тренировать в использовании дополнительных материалов, развивать воображение, память, речь, мышление.

Подвижная игра:

II. «К дереву беги» - тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Педагог или водящий ребенок рассказывает о загаданном дереве, выделяя главные внешние признаки. По команде «Раз, два, три! К этому дереву - беги Дети должны подбежать к соответствующему дереву и назвать его. Кто ошибся и подбежал не к тому дереву, отдает свой фант, который в конце игры должен отыграть.

III. «Найди свое дерево» - закрепление названий и признаков деревьев; совершенствование движений в природных условиях, ориентирование в пространстве.

Дети делятся на 2 подгруппы. 1-я из них встает в круг около желудя, 2-я строится вокруг рябины. Под спокойную музыку дети идут по кругу, на звучание польки двигаются подскоками по всему залу. Когда звучит быстрая музыка, дети встают вокруг своего дерева. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Подвижная игра с речевым сопровождением:

II. «Береза»

Мы вокруг березы

Весело пойдем,

Дети становятся в круг и идут.

Руки вверх поднимем,

Поднимают.

Покружимся слегка.

Кружатся.

И подбросим листья

Вверх под облака.

Делают движения подбрасывания.

III. «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Раздвигают ноги шире.

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Сжатый кулак ставят над другим кулаком.

Из глубин далеких

Воду доставали.

Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.

Тело наше – ствол могучий,

Раскрытыми ладонями проводят вдоль тела сверху вниз.

Он чуть-чуть качается

Покачиваются из стороны в сторону.

И своей верхушкой острой

Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх.

В небо упирается.

Поднимают соединенные руки вверх.

Наши руки – это ветви,

Раскрывают ладони в поднятых руках, пальцы направляют от себя.

Крону вместе образуют.

Смыкают пальцы над головой.

В кроне им совсем не страшно,

Качают головой.

Когда ветры сильно дуют.

Качают поднятыми руками.

Пальцы – веточками будут,

Шевелят пальцами обеих рук.

Листья закрывают их.

Прикрывают одну ладонь другой.

Как придет за летом осень,

Поднимают вверх правую руку, затем левую.

Разлетятся листья вмиг.

Разводят руки в стороны.

Игра малой подвижности:

I. «Лети, листок, ко мне в кузове» - закрепить умение детей различать и называть деревья по форме их листьев, развивать память, внимание, умение соотносить движения со словами.

Дети заводят хоровод.

Осень в гости к нам пришла,

Дождь и ветер принесла.

Дети берутся за руки и идут по кругу.

Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону.

Листья на ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Ребята разбегаются в разные стороны, кружатся и приседают.

Ну, а мы гулять пойдем

И листочки соберем.

Ребята опять собираются в кружок.

Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Рябиновый листок, лети в мой кузовок».

Ребята, в руках которых листочки рябины, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзину.

II. «Елка, береза, дуб» - развитие внимания, сообразительности.

Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:

По дорожке мы идем и деревья узнаем!

По команде педагога «Елка!» дети останавливаются, поднимают руки в стороны - вниз; по команде «Береза!» дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо-влево; по команде «Дуб» прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки - в кольцо перед грудью. Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждают 2-3 самых внимательных игрока.

III. «Назови дерево» - закрепить название деревьев, закрепить умение правильно бросать и ловить мяч.

Дети становятся в круг. Педагог находится в центре круга, в руках у него мяч. Педагог бросает то одному, то другому ребенку, предлагая сказать название дерева. Назвав дерево, ребенок кидает мяч обратно. Выигрывает тот ребенок, который правильно назовет большее количество деревьев.

Психогимнастика:

«Деревца». Регуляция мышечного тонуса мышц рук и плечевого пояса.

Дети стоят в кругу.

Деревце веточки к солнышку тянет,

Дети поднимают руки вверх и тянутся кверху.

А без воды наше деревце вянет.

Дети опускают расслабленные руки вниз, слегка нагибаются и свободно покачивают руками.

Самомассаж:

Массаж стоп «Елочка»

Были бы у елочки ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Дети идут на месте, не отрывая носков от пола.

Заплясала бы она вместе с нами,

Перекатываются с носка на пятку.

Застучала бы они каблучками.

Приподнимаются на носки и опускаются на всю стопу.

Загадки:

* Много рук, а нога одна.

(Дерево)

* Растут – зеленеют,

Упадут – пожелтеют,

Полежат – почернеют.

(Листья)

* Зимой и летом одним цветом.

(Ель, сосна)

* На полянке девчонки в белых рубашках,

Зеленых полушалках.

(Береза)

* Никто не пугает,

А вся дрожит.

(Осина)

* Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

* Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок.

(Дуб)

* Весною зеленела,

Летом загорала,

Осенью надела

Красные кораллы.

(Рябина)

* С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают,

Шкурку тонкую сдирают.

(Липа)

* На этом дереве

Летом снег.

Вызывает это смех.

Снег по городу летает.

Почему же он не тает?

(Тополь, пух)

* Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер-дождевик,

У него зеленые листья

Покраснеют в тот же миг.

(Клен)

* Стройная, высокая,

С липкою смолой,

Крепкой древесиною,

Шапкою густой. (Сосна)

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП для старшей группы. Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето»Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме «Лето» Картотека упражнений на координацию речи с движениями для дошкольников по теме лето Упражнения на координацию речи с движениями, помогут.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Конспект НОД во второй младшей группе «Деревья и кустарники на нашем участке» Тема: «Деревья и кустарники на нашем участке». Цель: знакомить с названиями деревьев и кустарников на участке д/с; Задачи: - продолжать.

Конспект познавательной прогулки «Деревья и кустарники зимой»Конспект познавательной прогулки «Деревья и кустарники зимой» Цель: расширить и систематизировать знания о растениях. Задачи: Образовательные:учить детей различать и называть деревья, ‚понимать,.

Конспект прогулки «Деревья и кустарники на участке детского сада»Конспект прогулки «Деревья и кустарники на участке детского сада» Конспект прогулки «Деревья и кустарники на участке детского сада». Цель закреплять знания о характерных особенностях деревьев; - расширять.

Рекомендации для родителей по теме «Деревья и кустарники»Рекомендации для родителей по теме «Деревья и кустарники» Цели. - Образование существительных множественного числа, родительного и именительных падежей (лист, листья, листьев); - Образование уменьшительно.

Лэпбук «Деревья и кустарники»Лэпбук «Деревья и кустарники» Задача воспитателя- совершенствование всего воспитательно-образовательного процесса,а так же улучшение подготовки детей к школе. Ребёнок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Деревья, кустарники»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 16:08
+60Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме «Деревья, кустарники»» (включая файлы) размещена пользователем Акматова Айнура Асанкуловна (УИ 252483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД