Папки-передвижки

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Хлеб — всему голова»

Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Хлеб — всему голова»

Утренняя гимнастика:

«Приглашаем на чай»

Лексика :

I. Поле, зерно, колос, мука, тесто, хлебобулочные изделия.

Выращивать, убирать, печь.

Золотой, вкусный, мягкий.

II. Зерно, пшеница, рожь, поле, колос, комбайн, мельница, мука, тесто, пекарь, пекарня, хлебобулочные изделия.

Выращивать, убирать, молоть, печь, резать.

Золотой, свежий, мягкий, душистый, пшеничный, ржаной, черный, белый, вкусный.

Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

III. Пахота, трактор, плуг, сев, сеялка, семена, злак, пшеница, рожь, колос, сноп, комбайн, мельница, мука, тесто, хлеб, хлебушек, каравай, булка, сдоба, бублик, сушка, пряник, печенье, пирожное, торт, колхозник, тракторист, хлебороб, комбайнер, мельник, пекарь.

Хлебный, черный, влажный, белый, золотой, тяжелый, свежий, ржаной, вкусный, сдобный, пшеничный, золотой, усатый.

Пахать, рыхлить, копать, сеять, растить, ухаживать, удобрять, выращивать, косить, жать, убирать, молотить, месить, печь.

Общие речевые навыки:

Артикуляционная гимнастика «Приключение колобка»

«Колобок» - выработка более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.

Колобок, колобок

Ты румяный бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями - заяц, волк, медведь, лиса. Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатится по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Общая и мелкая моторика:

I-II «Мельница»

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Наклон вперед, руки в стороны, стойка ноги врозь.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

Смена положения рук.

«Каша»

Каша в поле росла,

Дети подняли руки, шевелят пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

«Идут» пальчиками по столу.

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

В правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки.

Птичке-невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке,

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Всем дадим по ложке!

Разжимают кулачки.

III «Едем в поле»

Едем в поле.

Дети встают друг за другом и «едут» в поле на машинах.

На кочку наехали

Подрыгивают.

В яму заехали

Приседают.

Горки объехали

И на поле приехали.

Делают повороты вправо и влево.

«Пирог»

Падал снег на порог.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Кот слепил себе пирог.

Показывают, как лепят пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

«Бегут» пальчиками обеих рук по столу.

Пирожки себе пеки

Не из снега – из муки.

Опять показывают, как пекут пирог.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :

I. «Чем угостишь друзей?» - закрепление обобщающих понятий хлебобулочные изделия, хлебопродукты.

Игра проводится с картинками.

II. «Подбери признак» - подбор и согласование существительных с прилагательными.

Хлеб (какой) -.

Булка (какая) -.

«Родственные слова» - упражнять в подборе однокоренных слов.

Подобрать слова, похожие на слово «хлеб» (хлебушко, хлебница, хлебный).

- Вставь вместо паузы слово «хлеб».

Я знаю пословицу о.

Мама купила пшеничный.

Дети едят суп с.

Ваня пошел в магазин за.

Я не люблю, есть суп без.

У меня дома нет.

III. «Какой?» - подбор прилагательных к слову хлеб : пшенич., ржа., све., черст., жест., вкус., хрустя., паху., аромат., аппетит., поджарис., сдоб.

«Подбери слово» - образование родственных слов от слова хлеб : хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный.

«Булочная» - составление предложений с предлогом за.

У детей - предметные картинки или натуральные хлебопродукты : батон, буханка, пирожок, булочка, лаваш, калач, пирожное, торт, печенье, пряник, бублик, сушка, баранка, ватрушка, сухарь, хлебец, рожок, соломка, пончик. Дети по очереди составляют предложения типа: «Я пойду в булочную за батоном».

Игра повторяется: педагог показывает предмет, а дети хором произносят предложение.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза:

I. «Дождик»

Учить детей различать по металлофону ритм.

«Ежики» (Железнова)

Подвижная игра – песенка «Погуляем» (Хисматуллина)

II. «Слушай внимательно»

Дети хлопают на название продукта, который сделан из муки.

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь.

Выбирайте, угощайтесь!

III. «Ватрушки» - развитие слухового внимания.

Решила старушка

Ватрушки испечь.

Поставила тесто

Да печь затопила.

Решила старушка

Ватрушки испечь.

А сколько их надо –

Совсем позабыла.

Две штучки –

Для внучки,

Две штучки –

Для деда,

Две штучки –

Для Тани,

Дочурки соседа…

Считала, считала

Да сбилась.

А печь-то совсем

Протопилась!

Помогите старушке –

Сосчитайте ватрушки.

Связная речь:

II. Мнемотаблица «Ну-ка, печка!»

III. Составление рассказа «Откуда хлеб пришел

Откуда пришел хлеб? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники.

Мнемотаблица «Отличные пшеничные»

Художественная литература:

Я. Тайц «Все здесь»

С. Погореловский «Урожай», «Слава хлебу на столе»

Я. Аким «Хлеб ржаной»

Русская народная сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Колосок»

«Легкий пирог»

«Лисичкин хлеб»

«Петушок и бобовое зернышко»

«Где родится каравай»

Просмотр м/ф. : «Пирожок», «Про девочку, которая наступила на хлеб», «Чудо-мельница», «Круть и Верть», «Колобок», «Пряник», «Хлеб», «Солнечный каравай».

Игры с природными материалами:

I. Сухой бассейн «Колобок»

Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».

Кулачок как колобок.

Мы сожмем его разок.

Кулачки сжимаем,

Кулачками мы играем.

II. Сухой бассейн «Тесто»

Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Дидактические игры:

I. «Разложи блинчики» - развитие восприятия формы, величины, упражнение в умении визуально определять размеры в порядке возрастания (убывания, развитие глазомера зрительного восприятия.

II. «Что сделано из муки?» - развитие познавательного интереса, мышления, зрительного внимания.

«Угадай на вкус» - развитие вкусового анализатора, закрепление знания о хлебобулочных изделиях.

III. «Что из какой муки испекли?» - закрепление знаний детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развитие зрительной функции; способствовать накоплению зрительных образов.

«Назови профессию» - расширение представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба.

«Что нужно для работы хлебороба» - закрепление детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

Сюжетно-ролевая игра:

«Булочная - пекарня»

Расширять знания детей о труде работников пекарни, булочной.

Углублять представления детей о производимой продукции на пекарне. Формировать умение детей объединяться в игре, уметь договариваться между собой. Развивать умение распределять роли с использованием картинок.

Активизировать диалогическую и монологическую речь.

Развивать воображение дошкольников.

Театрализованные игры:

«Как растет колосок?» - регуляция мышц.

Представьте, что вы маленькое зернышко, оно лежит в земле (присядьте, обхватите голову руками.)

Но вот пригрело солнышко, и зернышко начало прорастать (поднимите голову, раскройте ладони.) Это маленький слабый росток-колосок. Солнышко греет все сильнее, прошел теплый дождик росток стал подниматься все выше и выше (и мы поднимаем руки вверх в стороны.) Ветерок нас раскачивает, солнышко пригревает, колоски улыбаются солнышку. Но вот наступила осень. Ветер все сильнее качает колоски. Колоски нагнулись к земле и рассыпались зернышки.

Русская народная сказка «Колосок»

Конструктивные игры:

I. «Сложи колосок» - развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.

II. «Мельница» - учить работать по схемам, с их помощью создавать плоскостное изображение предметов; развивать конструктивные способности, мелкую моторику, наблюдательность, память; воспитывать доброжелательность друг к другу.

III. «Хлебозавод» - формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, разнообразно действовать с ним; учить самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу воспитателя; учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Подвижная игра:

II-III. «Мельница» - развивать мелкие мышцы (кисти рук, тренировать подвижность суставов.

Перед началом игры педагог читает детям стихотворение:

Крутит мельница крыло,

Мелет мельница зерно.

А из молотой муки,

Испекут нам пироги.

Под музыку, исполняемую в замедленном темпе дети, стоящие перед педагогом в шеренге, начинают, не спеша, вращать перед собой по кругу левую руку, изображая мельничное крыло.

С окончанием музыки вращение прекращается. В следующий раз педагог исполняет музыку в быстром темпе, а дети быстро вращают перед собой правую руку.

Игра малой подвижности:

I. Хороводная игра «Каравай» - упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.

Дети становятся в круг

Как на Ванин день рожденья

Испекли мы каравай.

Вот такой.

Вот такой.

Вот такой.

Вот такой.

Каравай, каравай!

Кого хочешь выбирай!

Дети ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг, приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.

Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг.

II. «Пекарь» - развивать память, внимание.

Все встают в круг (это пирог или торт, или ватрушка). Сейчас будем готовить пирог. Каждый придумывает, чем он будет (молоком, мукой, дрожжами, сахаром, яйцом и т. д.). Ведущий по очереди выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в кругу, игра продолжается. В результате получается вкусный пирог – просто объеденье.

III. «Фанты» - учить детей выполнять задания, доставшиеся игрокам.

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

«Да» и «Нет» не говорите!

После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведё т примерно такой разговор:

- Что продается в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь : черный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки?

- Из пшеничной. И т. д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Психогимнастика:

«Испечем оладушки». Регуляция мышечного тонуса мышц рук.

Дети стоят по кругу, читают текст народной потешки и выполняют движения руками.

Тесто круто замесили

Напрячь руки и кулаками с силой «жать» воображаемое тесто.

Ух-тух, ух-тух!

Сковородки раскалили

Ух-тух, ух-тух!

Ди-ди лада-ладушки

Хлопать в ладоши.

Испечем оладушки.

Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп,

Переворачивать «оладушки».

Хлоп-шлеп, хлоп-шлеп!

Ди-ди лада-ладушки

Подкидывать ладонями горячие оладушки.

Горячи оладушки.

Упражнение для мышц шеи :

«Поле». Круговые движения головой. (Какое большое поле.)

Упражнение для губ и щек :

«Мельница». Надувание щек и медленное выдувание воздуха.

Самомассаж:

Самомассаж тела «Пироги»

За стеклянными дверями

Выполнять хлопки правой ладонью по левой руке от кисти к плечу.

Ходит мишка с пирогами

То же по правой руке.

Здравствуй, Мишенька-дружок,

Хлопки по груди.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по бокам.

Пирожок-то стоит три,

Хлопки по пояснице.

А готовить будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов,

К празднику наш стол готов!

Выполнять последовательное поглаживание рук, корпуса, ног.

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний «Белый мельник»

Белый-белый мельник

Сел на облака.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам.

Из мешка посыпалась

Белая мука.

Легко постучать пальцами по вискам.

Радуются дети,

Лепят колобки.

Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа.

Заплясали санки,

Лыжи и коньки.

Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать точки перед собой и за ушными раковинами.

Загадки:

* Весной в землю бросается,

Летом на свежем воздухе разгуляется,

Осенью в печи закаляется,

Люди запахом его привлекаются.

(Хлеб)

* По полю бродит,

Зерно молотит,

Жнет, косит –

Хлеба не просит.

(Комбайн)

* Вырос в поле дом,

Полон дом зерна.

(Колос)

* Без рук, без ног,

А в гору лезет.

(Тесто)

* На шпагате кольца к чаю

В магазине покупаю.

(Баранки)

* Маленькое, сдобное

Колечко съедобное.

Я одна тебя не съем,

По кусочку хватит всем!

(Бублик)

* Он бывает с толком,

С рисом, мясом и пшеном.

С вишней, с яблоком бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят,

По кусочку все съедят.

Что это?

(Пироги)

* В долг возьмет –

Каравай принесет.

(Поле)

* В землю теплую уйду.

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

(Зерно)

* С неба

Солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною семьею

Золотые

Усачи.

(Пшеница)

* В поле сережки

На тоненьких ножках.

(Овес)

* Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блины)

Публикации по теме:

Мероприятие «Хлеб всему голова»Мероприятие «Хлеб всему голова» В ГДОУ ЛНР ЯС "Искорка" провели тематический день «Хлеб всему голова» Один из самых популярных продуктов в мире, без которого, пожалуй,.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Добрый день уважаемые коллеги! Ежегодно наше МБДОУ детский сад №2 " Теремок " заключает договор с МБУК "Дом Семена ложкаря". Научные музейные.

Фотоотчет «Хлеб всему голова»Фотоотчет «Хлеб всему голова» Фотоотчет "Хлеб всему голова". В нашей жизни мы очень часто не замечаем мелочей! А наши дети совсем не такие – они видят и птичку, которая.

Фотоотчет о празднике «Хлеб всему голова»Фотоотчет о празднике «Хлеб всему голова» 18 октября в нашем детском саду прошел праздник "Хлеб всему голова!" Принимали участие старшая и подготовительная группы. У нас с музыкальным.

Фотоотчет о проекте «Хлеб — всему голова!»Фотоотчет о проекте «Хлеб — всему голова!» Наименование проекта: «Хлеб – всему голова». Вид проекта: познавательно – исследовательский. Продолжительность: долгосрочный. Сроки реализации:.

Фотоотчет о празднике «Хлеб — всему голова»Фотоотчет о празднике «Хлеб — всему голова» Тематические дни и недели в детском саду помогают организовать практико-ориентированную коллективно-творческую деятельность детей по актуальной,.

Лэпбук «Хлеб — всему голова»Лэпбук «Хлеб — всему голова» Лэпбук -многофункциональное дидактическое пособие, используя которое воспитатель дошкольного образования может в игровой форме предложить.

Проект «Хлеб всему голова»Проект «Хлеб всему голова» 4 декабря в нашем детском саду прошел семинар по проектной деятельности. Наш сад представила наша группа "Сказка" с проектом "Хлеб всему.

Проектная деятельность «Хлеб-всему голова»Проектная деятельность «Хлеб-всему голова» Привлечение родителей дошкольников к жизни детского сада, сотрудничеству, совместному творчеству является неотъемлемой частью технологии.

Проект «Хлеб — всему голова!»Проект «Хлеб — всему голова!» Среднесрочный проект для подготовительной группы. Тип проекта: информационно – познавательный, творческий. Участники проекта: дети подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 18:37
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 25.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД