Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Мы по городу шагаем» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«Мы по городу шагаем»
Лексика :
I. Город, улица, автобус, магазин, больница, театр, цирк.
Большой, длинные – короткие, высокие – низкие.
Жить, работать.
II. Улица, площадь, памятник, музей, театр, детский сад, школа, кинотеатр, Новосибирск, город, река Обь.
Отдыхать, развлекаться, благоустраивать, растет, заселяют, работать, строить, жить.
Городской, большой, длинные – короткие, высокие – низкие, новосибирский, широкие – узкие, чистый, красивый.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Мы по городу шагаем“ для детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
III. Город, Новосибирск, улица, площадь, Сибирь, река, Обь, Площадь Ленина, Красный проспект, улица, Ереванская, мост.
Красивый, прекрасный.
Строить, стоять, жить, любить.
Один, два, три, четыре, пять, большое, меньше, одинаково, вверху, внизу, сзади, спереди, слева, справа, посредине, в центре, в, на, у, под, с (со, за, над.
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Приключение зайки»
«Хорошая погода» - развитие правильного дыхания; формирование сильной воздушной струи.
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите тучи прочь.
«Теремок» - развитие высоты голоса.
Все герои сказки говорят разными голосами. Изобразите их.
Общая и мелкая моторика:
I-II «Дом строим для зверят»
Дом мы строим для зверят,
Тук-тук, тук-тук.
Молоточки все стучат:
Тук-тук, тук-тук.
Кулачком одной руки дети стучат по кулачку другой.
В доме крыша, окна, двери –
Соединяют руки над головой в форме треугольника, очерчивают руками прямоугольник в воздухе.
Вот порадуются звери!
Хлопают в ладоши.
«Мы по городу шагаем»
Мы по городу шагаем,
Что увидим называем:
Школа, магазин, аптека,
Детский сад, библиотека.
Ребенок загибает пальцы, начиная с мизинца, на название каждого объекта.
III «Машина, машина едет, гудит»
Машина, машина идет гудит,
В машине, в машине шофер сидит,
В машине, в машине детей полно
Поехали дети, глядят в окно.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Движения соответствуют тексту.
«Фонарик - шарик»
Взяли в руки мы фонарик,
А потом – воздушный шарик.
Светит, светит нам фонарик,
Запускаем в небо шарик.
Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу ладошками образовать маленькую, а затем большую окружность.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «Автобусная экскурсия» - пополнение номинативного словаря по теме.
- Какое здание перед нами? (Наш детский сад). А для чего нужно нам это здание? (Дети ходят в детский сад, играют, учатся и т. д.).
Аналогично рассматриваются остальные здания (магазин, больница, театр, цирк).
II. «Найди фотографию нашего города» - расширять представления детей о родном городе.
«Один - много» - употребление существительных во множественном числе.
Город – города, улица, магазин, больница, театр, вокзал, аэропорт, клумба.
III. «В нашем городе» - составление распространенных предложений.
В нашем городе много улиц. В нашем городе много (каких) красивых, зеленых, чистых, тихих, широких улиц.
В нашем городе много домов. В нашем городе много (каких) больших, красивых, высоких, многоэтажных, каменных, кирпичных домов.
В нашем городе много деревьев. В нашем городе много (каких) зеленых, красивых, высоких, старых деревьев. И т. д.
«Можно - нельзя» - закрепить знания детей о правилах поведения в городе.
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Указательный палец верх - правильно, вниз - нет.
Переходить улицу на красный свет.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Бросать фантики от конфет.
Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Как гудит машина?» (передавать хлопки как гудит машина би-би, би-би-би).
«Передай мячик» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Наш оркестр» (Хисматуллина)
II. Ритмическая игра «Машина»
Би-би-би –
Гудит машина.
Дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.
Тук-тук-тук –
Мотор стучит.
Ритмично хлопают руками.
- Едем, едем, едем, едем, -
Он так громко говорит.
Ритмично потопывают ногами.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу –
Они шуршат.
Потирают ладони.
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та –
Вперед спешат.
Делают ритмичную «вертушку» руками.
«Какое слово отличается от других?»
- Арка, марка, арка, арка.
- Дом, гном, дом, дом.
- Улица, курица, улица, улица.
- Двор, двор, двор, забор.
- Мост, мост, дрозд, мост.
- Залив, залив, прилив, залив.
III. «Какое слово короче?»
Дом - домик; светофор - трамвай; город - перекресток; дорога - магазин; квартира - этаж.
Чистоговорка «Этажи» (сопровождается схематическим рисунком дома).
Жи-жи-жи, жи-жи-жи, в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, подо мной два этажа.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, надо мной два этажа.
Же-же-же, же-же-же, на каком я этаже?
Жей-жей-жей, жей-жей-жей, сколько в доме этажей?
Считалка под мяч «Дом»
Желательно использовать предметные картинки : бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку,
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Связная речь:
II. «Где ты живешь?»
Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с домом.
III. «Дети на прогулке» - учить детей составлять рассказ по опорным предметным картинкам.
Примерный словарь: дети, прогулка, гулять, подъемный кран, новый, дом, строить, светофор, красный свет, остановиться, машины, грузовик, автобус, троллейбус, пожарная машина, желтый свет, зеленый свет, люди.
Художественная литература:
Стихи о Новосибирске
С. Пшеничных «С мамой по городу»
А. Барто «Дома»
Н. Носов «Незнайка в цветочном городе»
Просмотр м/ф. : «Приключение в изумрудном городе», «Город башмачков», «Незнайка в цветочном городе»
Игры с природными материалами:
I. Игра с песком «Дорожки из песка»
Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика или медвежонка).
II. Игра с песком «Секретик»
Педагог прячет игрушки в песок, а ребенок находит их и называет.
Дидактические игры:
I. «Найди свой дом» - формирование у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в городе; развитие у детей внимательности, наблюдательности, умения находить свой дом среди нескольких;
Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом.
«Почини здание» - развитие зрительного внимания, логического мышления.
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.
II. «Кто больше» - развитие памяти и внимания.
Предложить детям по очереди назвать достопримечательности нашего города.
«Что не так?» - развитие логического мышления.
- В деревне живет больше народа, чем в городе.
- В выходные мы катались на велосипедах в театре.
- Из одного конца города в другой можно долететь на самолете. И т. д.
III. «Где находится памятник?» - формирование представлений о родном городе; развитие у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закрепление знаний о памятниках города.
Педагог предлагает посмотреть на открытку, назвать памятник и показать на карте его местонахождение. Ответивший верно получает фишку. Результаты подводятся по количеству фишек.
«Разложи предметы по домам» - формирование представлений о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении; развитие логического мышления, умения классифицировать предметы по какому-либо признаку; воспитание интереса к родному городу.
Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Сюжетно-ролевая игра:
«Путешествие по городу»
Развитие умения совместно развертывать игру, согласовывая свой игровой замысел с игровыми замыслами сверстников.
Воспитание интереса и любви к родному городу и его истории.
Закреплять умение объединять несколько сюжетов.
Театрализованные игры:
«Вышивание» - тренировать ориентировку в пространстве, согласованность действий, воображение.
С помощью считалки выбирается ведущий - «иголка», остальные дети становятся, держась за руки, за ним - «нитка». «Иголка» двигается по залу в разных направлениях, вышивая различные узоры. Темп движения может меняться, «нитка» не должна рваться. Усложняя игру, на пути можно поставить препятствия, разбросав мягкие модули.
Конструктивные игры:
I. «Построим разные дома» - учить строить домики разной величины и длины.
II. «Наша улица» - закреплять умение анализировать конструкцию предмета, выделять ее основные и структурные части, форму, размеры, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке.
III. «Город» - продолжать учить сооружать постройки из деталей разного цвета и формы, использовать приемы: приставление, прикладывание деталей; ставить детали плотно друг к другу, или на определенном расстоянии.
Подвижная игра:
II. «Найди свой дом» - учить находить свой домик, бегать, не задевая друг друга; действия выполнять по сигналу педагога.
На полу разложены мягкие модули разной формы и цвета. Играющие получают карточки, выполненные в виде геометрических фигур и разного цвета. Включается музыка и все участники начинают бегать с карточками в руках. Как только останавливается музыка, все участники должны найти модуль такой же формы и цвета как карточка участника. Затем ведущий проверяет правильность нахождения домиков. Игра повторяется 2 – 3 раза.
III. «Трамвай» - упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Дети становятся в пары и встают друг за другом в колонну по два. Педагог встает в центр игровой площадки, дети внимательно слушают и выполняют его команды:
1. «Внимание! Остановка!» - дети останавливаются врассыпную, расходятся по всей площадке.
2. «Приготовиться! Занять места в трамвае!» - дети встают в пары друг за другом.
3. «Трамвай» набирает ход!» - шагают в парах друг за другом.
4. «Едет быстро наш трамвай.
Эй, прохожий, не зевай!
Наш трамвай летит как птица,
Как электроколесница!» - дети в парах бегут друг за другом.
Примечание Команды педагогу рекомендуется подавать не вразброс, а в вышеизложенном порядке в целях соблюдении, режима двигательной нагрузки.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Дом»
Стук -стук- постук, раздается где-то стук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат -
Вот с такою крышей,
Ладошки над головой.
Вот с такими стенами,
Ладошки около щечек.
Вот с такими окнами,
Ладошки перед лицом.
Вот с такою дверью,
Одна ладошка перед лицом.
И вот с таким замком!
Сцепили ручки.
III. «Улица»
Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем.
Ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево.
Вверх на солнце посмотрели и нас лучики согрели.
Поднимают голову вверх.
Птички в гнездышках сидят.
Приседают.
Птички по небу летят
Взмахи руками.
И по кочкам скачут
Прыжки на месте.
И никто не плачет!
Улыбаются.
Игра малой подвижности:
I. «Светофор» - упражнять детей в ходьбе шеренгой с одной стороны зала на другую навстречу друг другу, учить соблюдать правила дорожного движения.
Дети делятся на две группы и строятся в шеренги на противоположных сторонах зала. Перед ними «дорога, по которой едут машины». Взрослый читает стихи С. Михалкова, дети заканчивают фразы:
Если свет зажегся красный-
Значит, двигаться (опасно).
Желтый свет - предупрежденье -
Жди сигнала для (движения).
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь (открыт)».
Взрослый встает посередине за боковой линией, в руках у него три круга, он - «светофор». Если «зажигается» красный свет, дети стоят, прижав руки к туловищу; желтый - хлопают в ладоши; зеленый - переходят на другую сторону зала.
II. «Кто ушел?» - учить детей угадывать тех детей, которые уходят; развивать память, внимание.
Дети строятся в круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Педагог дотрагивается до одного из играющих, стоящих в круге, и он тихо выходит из группы. Педагог разрешает водящему открыть глаза и спрашивает у него: «Отгадай, кто ушел?» Если водящий отгадал, то он встает в круг и выбирает другого водящего. Если не отгадал, то снова закрывает глаза, а выходивший из зала занимает свое прежнее место в кругу. Водящий открыв глаза, должен назвать его.
III. «Экскурсия» - развивать внимание, пространственное восприятие.
Дети садятся на стульчики, поставленные в два ряда, как сиденья в автобусе. На одном стульчике, впереди, сидит «шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.
Дети. Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
Дети ритмично покачиваются. Шофер «крутит руль».
Светофор. Стоп! Машинам красный свет.
Дальше вам дороги нет.
Посмотри-ка в окошки
И подумайте немножко:
Что за здание пред вами?
Отвечайте быстро, сами.
Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами? И т. д.
Дети. Это…
Светофор. Свет зеленый зажигаю
И вас дальше отправляю.
Дети «путешествуют» по городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.
Упражнение для мышц шеи :
«Любопытный». Посмотрим, что вверху, внизу, справа, слева.
Упражнения для губ и щек :
«Котлован». Экскаватор вырыл вот такой котлован. Широко открыть рот, втянуть губы внутрь, плотно закрывая ими зубы.
«Чердачное окошко». Окна в домах бывают не только прямоугольные, но и круглые. Вытягивать губы широкой «трубочкой» при сомкнутых челюстях.
Чередование позиций: «оскал» - «трубочка» - «воронка».
Самомассаж:
«По таинственной дороге» (гимнастика для стоп)
По таинственной дороге
Шли таинственные ноги.
Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку.
По большой дороге
Зашагали наши ноги.
Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.
По пыльной дорожке
Шагали наши ножки.
Перекаты с носка на пятку, стоя на месте.
А маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Быстрая ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в коленях.
На узенькой дорожке
Устали наши ножки.
Ходьба со сведенными носками ног.
Усталые ножки
Шли по дорожке.
Ходьба с перекатом с пятки на носок, держа туловище прямо и глядя вперед.
На камушек мы сели,
Сели, посидели.
Сидя на стуле, поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.
Ножки отдыхают,
Мышцы расслабляют.
Погладить мышцы ног и ступни.
Загадки:
* Хоть имеет он три глаза,
Но не смотрит ими сразу.
А глядит всегда одним,
Ну а мы следим за ним.
(Светофор)
* Из металла на века
Собран чудо-великан.
Добрым делом он увлекся –
Поперек реки улегся.
По нему, забыв о чуде,
Переходят реку люди.
(Мост)
* Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?
(Машина для поливки улиц)
* В два ряда дома стоят:
Десять, сорок, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)
* Возле пальмы ледяной
Нам прохладно в летний зной.
(Фонтан)
* В нем акробаты и гимнасты
И клоуны детей смешат.
В него по выходным ребята
На представление спешат.
(Цирк)
* В нем кукольный спектакль играют,
В фойе есть для детей буфет.
Но только в зале есть не надо
Ни шоколада, ни конфет.
(кукольный театр)
* Соревнованья там проводят,
В футбол играют и хоккей.
Там занимаются спортсмены,
И ты спеши туда скорей.
(Стадион)
* Кассы в нем и кинозал.
Это вовсе не спортзал.
Здесь экран и стулья есть.
Можно всем удобно сесть.
(Кинотеатр)
* Здесь покупают и продают,
Здесь на витринах все люди найдут.
Могут продукты любые купить
И для детей что-нибудь не забыть.
Могут одежду себе присмотреть,
Обувь, посуду и ткань приглядеть.
(Магазин)
* В этот дом идут с утра
Дети нашего двора.
Он уютный и большой,
Он всем детям как родной.
В нем они гуляют, спят,
На занятиях сидят,
Сказки слушают, танцуют,
Учатся считать, рисуют.
(Детский сад)
* В этом доме нет дошкольников,
Но зато в нем много школьников.
Учатся считать, писать
И задачи все решать.
(Школа)
* В этом доме только книги.
Здесь их можно взять домой.
И в читальном зале тихом
Почитать журнал любой.
(Библиотека)
* Много деревьев и много цветов.
И отдохнуть здесь каждый готов.
Мчится по кругу с детьми карусель,
В центре фонтан, здесь встречают друзей.
В тихих аллеях – прохлада и тень.
Можно гулять и кататься весь день.
(Парк отдыха)
* Электрички, поезда приезжают все сюда.
Пассажиров доставляют,
Расписанье они знают.
Здесь билеты продают,
Приезжающих здесь ждут.
Пассажиры все в дорогу
Чемодан большой берут.
(Вокзал)
* Можно здесь купить таблетки
И микстуру заказать.
Витамины выбрать можно,
По рецепту мази взять.
(Аптека)
* Чтобы детишки здоровыми были,
Нужно, чтоб где-то врачи их лечили,
Чтоб за здоровьем следили всегда.
С мамами ходят детишки куда?
(Поликлиника)