Приложение МААМ

Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией

Евгения Гатиятуллина
Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией, неговорящих детей раннего возраста (с двух до трех лет) включает игровые задания, направленные на уточнение произношения гласных звуков, согласных звуков раннего онтогенеза, на вызывание проговаривания слов и вызывание фразовой речи.

Картотека обобщает опыт работы автора с детьми двух - четырех лет, страдающими моторной алалией. Задания могут быть использованы и в работе с двухлетними малышами, посещающими логопедические группы для детей раннего возраста.

Публикация «Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией» размещена в разделах

Данное пособие поможет и логопеду, и родителям правильно организовать и проводить индивидуальные занятия с малышами.

Задания, содержащиеся в картотеке, обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания говорить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двусложных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.

Начиная занятия с использованием заданий картотеки, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произносите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повторяйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит.

Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способствует развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам.

1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:

У-у-у!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

У-у-у!

Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую паровозик, или игрушечный паровозик.

Как гудит паровоз?

У-у-у!

2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:

А-а-а!

Предлагаем спеть вместе:

А-а-а!

Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начинаем ее укачивать.

Как укачивают куклу?

А-а-а!

3. Округляем губы, громко поем:

О-о-о!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

О-о-о!

Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.

Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

О-о-о!

4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:

И-и-и!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

И-и-и!

Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.

Как кричит лошадка?

И-и-и!

1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка» : поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение

и понижение тона) :

У-у-у!

А-а-а!

О-о-о!

И-и-и!

2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

У-а-о-и!

А-о-и-у!

О-и-у-а!

И-у-а-о!

3. Закрепляем материал прошлого занятия:

Как гудит паровоз?

У-у-у!

Как мама укачивает малыша?

А-а-а! И т. п.

1. Рассматриваем с ребенком картинку : дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»

Как кричат дети?

Ау! Ау!

2. Рассматриваем картинку : малыш плачет: «Уа! Уа!»

Как плачет малыш?

Уа! Уа!

3. Рассматриваем картинку : ослик кричит: «Иа! Иа!»

Как кричит ослик?

Иа! Иа!

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов блеет, мяукает и т. п., произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1. Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!»

Как кричит корова?

2. Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!»

Как кричит коза?

3. Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!»

Как кричит кошка?

4. Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!»

Как пищит цыпленок?

5. Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!»

Как кричит овечка?

6. Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!»

Как лает собака?

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выразительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу!»

Рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!»

Лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!»

Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!»

Барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито. —

Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! — кричит корова. —

Забодаю Катю с Вовой!»

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу! — плачет киска.

— Мяу! Мяу! — возле миски. —

Быстро дайте молока

Для котенка и щенка».

«Гав! Гав! Гав!»

Щенок в корзинке.

«Гав! Гав! Гав!»

Пятно на спинке.

«Очень страшно одному.

Где же мама? Не пойму!»

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»

Как кричит курочка?

2. Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!»

Как кричит гусь?

3. Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!»

Как кукует кукушка?

4. Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!»

Как квакает лягушка?

5. Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!»

Как крякает утка?

6. Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!»

Как поет петушок?

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Машина гудит: би-би-би!

Как гудит машина?

2. Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум!

Как играет мальчик?

3. Папа стучит молотком: тук-тук-тук!

Как папа стучит молотком?

4. Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь!

Как звенит колокольчик?

5. Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду!

Как мальчик играет на дудочке?

Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гудит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Малыш топает: топ-топ-топ!

Как топает малыш?

2. Вода капает: кап-кап-кап!

Как капает вода?

3. Часы тикают: тик-так!

Как тикают часы?

4. Часы бьют: бом-бом-бом!

Как бьют часы?

5. Охотник стреляет: пиф-паф!

Как стреляет охотник?

6. Зайчик прыгает: прыг-прыг!

Как прыгает зайчик?

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!»

Как мальчик погоняет лошадку?

2. Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»

Как девочка наказывает куклу?

3. Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!»

Как дядя погоняет ослика?

4. Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!»

Как капризничает малыш?

Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1. Мячик упал в воду:

Ах! Ах! Ах!

2. У девочки болит зуб:

Ох! Ох! Ох!

3. Дети качаются на качелях:

Ух! Ух! Ух!

4. Папа рубит дрова:

Эх! Эх! Эх!

Рассматриваем с малышом и называем картинки, предлагаем малышу произнести слова вместе.

папа Нана

мама Тата

ляля баба

дядя би-би

Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее:

— Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!»

Помоги девочке, покричи вместе с ней.

Показываем ребенку картинку, рассказываем:

— У Кати Ляля. Катя, дай Лялю!

— Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить.

Показываем ребенку картинку, рассказываем:

— Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би.

— Тетя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Просим ребенка повторить.

Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать.

Задавайте ребенку вопросы:

— Где мама?

— Где папа?

— Где баба? И т. д.

Пусть ребенок показывает и называет членов семьи. Подберите фотографии для составления простых предложений:

— Мама идет.

— Папа сидит.

— Катя ест суп.

Покажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями:

— Папа, дай кису.

— Мама, на кубик.

— Вова, кати мяч.

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

мама мыть Моя мама.

муха мыло Мой мяч.

моя мою Мою мяч.

мой мяч Мама, муха!

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

папа петь пили Папа, пили.

Петя пить пей Петя, пей.

пух пилить пой Папа, пой.

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

баба бить Боба, бей!

Боба бей

Бобик бак

Вот баба. Баба у дома. Бобик на бабу: «Ав! Ав!» Бобик, это баба!

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Фома кофе

Федя кофта

Фима туфли

Вот туфли. У мамы туфли.

Вот кофта. У Фени кофта.

Папа, пей кофе

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

вата Вот вата.

Вова У Вовы вата.

вода Вот вода.

Витя У Вити вода.

Ваня Вова, пей воду.

ванна Мама моет Вову.

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Таня

Тома Вот Тома.

Тима У Тимы кот.

тетя У тети Таня и Тома.

кот Тут Тима и Таня.

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

дом Даня вода

дым Дуня куда

дыня Дина дай

дуб дядя дать

Это дом. У дома дуб.

Это дым. У Димы дыня.

ДУДКА

У Димы дудка. Дима:

— Ду! Ду! Ду!

ДЫНЯ

У Дины дыня.

Дина, дай дыню!

На, Дуня, дыню!

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Нана Ната Тут Ната.

Нина нота Вот Нина.

Нона кино Там Инна.

Анна нога Болит нога.

Инна ноги

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Катя кот кати

киса кит мак

У Кати киса. Катя, кати!

Вот кит. У Кати мак.

На, мама, мак.

Дай, Катя, мак.

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Гена ноги гони

гусь беги гуди

гуси губы где

ГУСИ

Гена, где гуси?

Вот гуси. Гуси: «Га-га-га!»

Гена, беги!

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

хата пух

халат мех

уха муха

ухо тихо

У нас хата. Вот муха.

Хата мала. У зайки пух.

У мамы халат. Ухо болит.

У кисы мех. Вова ест уху.

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звукоподражания.

Я люблю свои игрушки —

Киску, зайку и лягушку,

Заводного петушка

И пушистого щенка.

Мяу-мяу! — киска плачет.

Ква-ква-ква! — лягушка скачет.

Гав-гав-гав! — кричит щенок.

Ку-ка-ре-ку! — петушок.

Я люблю свои игрушки

И подолгу в них играю.

Киску, зайку и лягушку

На машине я катаю.

Мяу-мяу! — киска плачет.

Ква-ква-ква! — лягушка скачет.

Гав-гав-гав! — кричит щенок.

Ку-ка-ре-ку! — петушок.

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.

ДОМ

Строим дом — ом, ом,

Впятером — ом, ом.

Вот окошко, крыша вот.

От-от-от, от-от-от.

Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

Дом растет — от, от,

Видит кот — от, от.

Крыша вот, а вот труба.

Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

Кубик красный, кубик синий

Подвозите на машине.

Подвозите на машине

Кубик красный, кубик синий.

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.

ДОЖДЬ

Сильный дождь идет в саду.

Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

В лужи он налил воды.

Ды-ды-ды! Ды-ды-ды!

Стала мокрою листва.

Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!

Дождь кончается в саду.

Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Скоро я гулять пойду.

Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!

Я по лужам побегу.

Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!

Я на солнышко взгляну.

Ну-ну-ну! Ну-ну-ну!

Ах! Какая красота!

Та-та-та! Та-та-та!

Распускаются цветы.

Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, предлагаем малышу назвать картинки.

бык дыня

дым мышь

сын мыть

Вот дым. У мамы сын.

У Вовы дыня.

Надо мыть ноги.

Публикации по теме:

Использование специальных методических материалов в работе с детьмиИспользование специальных методических материалов в работе с детьми В работе со своими воспитанниками я использую специальные методические материалы по математике для работы со способными детьми – это единственно.

Конкурс «Ярмарка методических идей — 2016». Фотоотчёт.Конкурс «Ярмарка методических идей — 2016». Фотоотчёт. 1 апреля у нас в районе был проведён конкурс "Ярмарка методических идей-2016". Участие в ярмарке могли принять педагогические работники.

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Кроссворд как форма активизации педагогов на методических мероприятиях Ни для кого не секрет, что познавательное развитие – это одна из важных составляющих полноценного развития ребенка. В федеральном государственном.

Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ)Ларчик методических идей (творческое развитие традиций празднично-игровой культуры в ДОУ) Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным.

Методическая разработка целей тематических недель на март и рекомендаций для родителей по тематике. Тема недели "8 Марта"[/b] Период: с 27.02 по 03.03 Цель: 1. Воспитание чувства любви и уважения к маме, бабушке, желания помогать им,.

Мотивация. Материалы рекомендаций для педагогов школы 1. Мотивация учебной деятельности. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то,.

Фотоотчет о муниципальном «Фестивале методических находок» (Осенняя сессия)Фотоотчет о муниципальном «Фестивале методических находок» (Осенняя сессия) Муниципальный «Фестиваль методических находок»В ноябре 2018 г. в нашем садике «Родничок» был организован «Фестиваль методических находок».

Подборка методических материалов «Ягоды»Подборка методических материалов «Ягоды» Подборка методических материалов по теме «Ягоды» Цель: уточнить представления о ягодах, особенностях их внешнего вида, местах произрастания.

Выставка методических пособий «Дидактическая кукла»Выставка методических пособий «Дидактическая кукла» В ноябре в нашем детском садике прошла выставка методических пособий. Все педагоги очень старались изготовить дидактическую куклу. Куклы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией
Опубликовано: 17 июня 2020 в 15:46
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Гатиятуллина (УИ 2159994) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД